- ТРАМВАЙ
колесный экипаж, передвигающийся по рельсам и используемый для перевозки пассажиров по городским улицам. Большинство трамваев приводится в движение тяговыми электродвигателями постоянного тока, которые потребляют электроэнергию из контактного провода, подвешенного вдоль трамвайных маршрутов; вагоны трамвая различают по токосъемному устройству - в виде либо дуги, либо роликовой тележки. Вагоны другого типа - с тросовой тягой (т.е. вагоны фуникулера) - приводятся в движение стальным тросом, который уложен между рельсами ниже уличного покрытия. Вагон трамвая имеет длину около 15 м, в нем - до 60 сидячих мест, а если учесть свободное пространство, где можно ехать стоя, то полная вместимость в 3 раза больше. Кузов трамвая - из листовой стали - приварен к стальной раме, которая опирается на две поворотные двухосные тележки. Каждая ось с парой колес имеет свой привод, так что у трамвая достаточно мощности, чтобы плавно набирать скорость до 70 км/ч. Обычно подвижный токоприемник, установленный на крыше трамвая, своим поворотным роликовым контактом прижимается снизу к одиночному проводу электропитания, протянутому над трамвайными путями, но бывают и двухпроводные силовые линии. Кроме того, существуют и подземные линии электропитания трамваев, расположенные между рельсами.
ТРАМВАЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ в Цюрихе.
Вагоны на тросовой тяге, типа тех размерами и конструкцией не отличаются от электрифицированных трамвайных вагонов. Скорость тросовых трамваев ниже, чем обычных электрических (максимальная скорость фуникулеров лежит в пределах 24-32 км/ч), зато они легко преодолевают крутые подъемы в холмистой местности. В первые десятилетия 20 в. сотни городов мира обзавелись трамвайными линиями с электроприводом. Но все они не могли обойтись без неприглядных подвесных проводов. К тому же трамваи не обладали маневренностью, а пассажиров высаживали прямо в середине проезжей части улиц, где обычно прокладывались рельсы. Их начали заменять автобусами с двигателями внутреннего сгорания, но использование последних тоже поначалу оказалось ограниченным, потому что они загрязняли воздух вредными продуктами сгорания и создавали рывки и тряску при переключении скоростей. Пытаясь объединить достоинства обоих видов транспорта, в 1920-х годах по городским улицам пустили троллейбус. Формой и размерами он был похож на автобус, на его колесах были такие же резиновые шины, но его приводом служил электродвигатель и для разгона ему не требовалась коробка передач, а в отличие от трамвая он не нуждался в рельсах и мог объезжать препятствия и высаживать пассажиров у тротуара. Однако он по-прежнему был "привязан" к подвесным линиям электропитания и не мог произвольно менять маршрут. Поэтому и троллейбус весьма скромно используется в городском транспорте США и Западной Европы; его нет ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке.
См также МЕТРОПОЛИТЕН.
ЛИТЕРАТУРА
Коган Л.Я. Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов. М., 1979 Тарнижевский М.В., Томлянович Д.К. Проектирование устройств электроснабжения трамвая и троллейбуса. М., 1986
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.