- Трамвай
- Трамвай
-
Петербург — родина отечественного Т. 22 августа 1880 на углу Болотной и Дегтярной улиц русский инженер Ф. А. Пироцкий продемонстрировал своё изобретение — передвижение обычного вагона конки, оборудованного электродвигателем, с помощью электричества, передаваемого по рельсам.
В Петербурге с зимы 1895 работало несколько линий Т., проложенных прямо по льду Невы в центре Петербурга и служивших быстрым и удобным средством переправы через реку. Проект петербургского Т., к работе над которым были привлечены лучшие инженерно-технические силы России того времени (Я. М. Гаккель, Г. О. Графтио и др.), был готов в 1904. Он предусматривал строительство рельсовых путей длиной 195 вёрст с шириной колеи 1524 мм; трамвайный парк должен был составить 800 вагонов. Строительство началось осенью 1905. Генеральным подрядчиком стало американское электротехническое общество «Вестингауз», завоевавшее это право на международном конкурсе. Помимо него к реализации проекта были привлечены многие русские и зарубежные компании. Английской фирмой «Бреш» изготовлялись 190 моторных вагонов, 195 вагонов были заказаны Коломенскому и Мытищинскому заводам. На Путиловском заводе осуществлялось переоборудование вагонов конки в трамвайные вагоны. Маршрут первого Т., который провёл Графтио 16 сентября 1907, начинался у Главного Адмиралтейства, проходил по Конногвардейскому бульвару (бульвар Профсоюзов), через Благовещенскую площадь (площадь Труда) и Николаевский мост (мост Лейтенанта Шмидта) до угла 8 й линии и Большого проспекта Васильевского острова. 28 октября 1907 открылось движение по Садовой улице от Невского проспекта до Покровской площади (площадь Тургенева), а с 28 декабря 1907 — и по Невскому проспекту от Николаевского (Московского) вокзала до Главного Адмиралтейства. В 1908 в Петербурге уже работало 9 трамвайных маршрутов. Ежедневно на линии выходило 187 вагонов, перевозивших 230 тыс. пассажиров. В 1911 началось сооружение 2 й очереди трамвайной сети, которое было заморожено в 1916 в связи с войной. В 1917 в Петербурге общая протяжённость маршрутов составила 200 км, на линии выходило 710 вагонов.
Несмотря на хозяйственные трудности 1918—21, петрогроградский Т. был единственным в стране, который не прекращал движения ни на один день. В 1919 было закрыто движение Т. по центральным улицам города. Большинство из оставшихся маршрутов оканчивалось на Михайловской площади (площадь Искусств) и Знаменской площади (площадь Восстания). В 1922 началось восстановление подвижного состава и путевого хозяйства. 15 октября 1922 открылось движение по новой 5 вёрстной трамвайной линии, построенной безработными за 6 недель, от завода имени В. И. Ленина до завода «Большевик». В 1925 проложена трамвайная линия от Охты до Пороховых и Ржевки; Невская линия была проложена до деревни Мурзинка. На севере трамвай дошёл до Озерков, на юге вышел за границу городской застройки. В октябре 1929 к сети Т. была присоединена 25 км Стрельнинская трасса (так называемая Ораниенбаумская электрическая линия — ОРАНЭЛА). К 1940 в Ленинграде имелось 529 км одиночного трамвайного пути, ежедневно Т. перевозили до 3,5 млн. пассажиров.
В 1927 на заводе «Красный путиловец» организован выпуск первых отечественных цельнометаллических 2 осных вагонов (вагоны этого типа эксплуатировались до 1968). В 1933 на улицах Ленинграда появились первые 4 осные вагоны ЛМ-33, так называемые американки, получившие такое название за сходство с пульмановскими железнодорожными вагонами (вагоны этого типа служили до 1979). Выпуск этих вагонов был освоен на новом заводе ВАРЗ-1 (открыт в 1934). В 1933 в Ленинграде организована первая в стране центральная диспетчерская станция.
С начала Великой Отечественной войны работа Т. была подчинена интересам обороны. В 1941 под перевозку войск было подано 2006 вагонов, перевезено 250 тыс. бойцов. 8 декабря 1941 работа ленинградских Т. прекратилась из-за острой нехватки электроэнергии; возобновилось движение только 15 апреля 1942. За годы блокады было повреждено 1065 вагонов, 153 полностью уничтожено, 13% путей разрушено. К 1947 трамвайное хозяйство восстановлено. В 1946—64 в процессе благоустройства города от трамвайных путей были освобождены: Невский, Кировский, Большой проспекты, проспект Стачек и часть Московского проспекта, улицы Воинова, Каляева, Желябова и Плеханова, Университетская и Свердловская набережные. По мере застройки новых жилых районов Т. связывал их с центром Ленинграда новыми маршрутами. В 1950—80 было построено около 300 км новых трамвайных трасс и введено более 20 новых маршрутов. На смену вагонам первых послевоенных лет в 1958 пришли более комфортабельные и бесшумные вагоны модели ЛМ-57, с 1968 — Т. нового поколения ЛМ-68, а с 1975 — его модификация ЛМ-68М.
К 1990 общая протяжённость трамвайного одиночного пути составила около 700 км, общая численность трамвайного парка — около 2,2 тыс. вагонов; за 1990 было перевезено около 950 млн. пассажиров.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
.