ОПЕРЕТТА

ОПЕРЕТТА

в современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа. Оперетта - не "маленькая опера" (как было в 18 в.), не комическая опера с диалогами, не комедия с музыкальными вставками и не драматическая пьеса, насыщенная музыкой. Происхождение. Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж.Перголези - образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) - один из трех источников, лежащих в основе opra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.
Французская оперетта. Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж. Оффенбах (1819-1880), истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кельна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях - "Буфф-Паризьен". В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор - динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, - создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф. Эрве (1825-1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832-1918) - Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э. Одран (1842-1901) - Маскотту; Р. Планкет (1848-1903) - Корневильские колокола (1877) и А. Мессаже (1853-1929) - Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.
Венская классическая оперетта. Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший (1825-1899), чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе (1819-1895) и К.Милеккер (1842-1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.
Английская оперетта. Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У. Гилберта (1836-1911) и А. Салливена (1842-1900). Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества "Пинафор" (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862-1936) с его Веселой Англией (1902) и С. Джонс (1869-1914), автор Гейши (1896).
Венская оперетта 20 в. В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже - в случаях, например, Продавца птиц (1891) К. Целлера, Бала в Опере (1898) Р. Хойбергера, Бродяг (1900) К. Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта - имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях - для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар (1870-1948) придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) - одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере - тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873-1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870-1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882-1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).
ЛИТЕРАТУРА
Янковский М. Искусство оперетты. М., 1982 Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М., 1987

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ОПЕРЕТТА" в других словарях:

  • ОПЕРЕТТА — ит., от opera. Небольшая опера. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ОПЕРЕТТА ИЛИ ОПЕРЕТКА небольшая опера с комическим сюжетом. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • оперетта — См. песнь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. оперетта зрелище, песнь; оперетка Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОПЕРЕТТА — итальянское слово (operetta) и означает буквально маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50 х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий коротеньких представлений, которые шли в антрактах… …   Музыкальный словарь

  • оперетта — ы, ж. ОПЕРЕТКА и, ж. opérette f., ит. operetta > нем. Operette. 1. Комическая опера, в которой пение чередуется с разговорами и танцами. Ож. 1986. Амуры наконец старались изобресть, По вкусу Душеньки, комедии, балеты, Концерты, оперы, забавны… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Оперетта — (итальянское operetta, буквально небольшая опера), 1) до середины 19 в. небольшая комическая опера. 2) Музыкально театральный жанр, сложившийся в середине 19 в. во Франции. Представление комедийного характера, в котором вокальные номера (арии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОПЕРЕТТА — (итал. operetta букв. маленькая опера), музыкально театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже …   Большой Энциклопедический словарь

  • Оперетта — небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаныне речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше поразмеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного,двух или трех актов, не более. Сюжет О.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Оперетта — (ит. operetta, букв. – маленькая опера) – музыкально театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. Оперетта… …   Энциклопедия культурологии

  • ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА, оперетты, жен. (итал. operetta, букв. маленькая опера) (муз. театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОПЕРЕТТА — ОПЕРЕТТА, ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, и, жен. 1. Музыкально драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты. 2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте. |… …   Толковый словарь Ожегова

  • Оперетта — Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера)  театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»