КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
- КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
(1800-1856), русский философ, литературный критик. Родился в Москве 22 марта 1800 в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом "Общества любомудров". Для завершения образования в 1830 уехал за границу. В Германии слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал "Европеец" (1832), вскоре запрещенный. В 1845 редактировал журнал "Москвитянин". Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт развития западного общества прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена: философия зависит от "характера господствующей веры" и на католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно славянофилу, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и "невежеству", либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую, "идеальную" религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая "новая" философия виделась ему в формах православного, "истинного" осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: "Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины". В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно "цельное мышление" позволяет личности и обществу ("все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно") избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к "уклонению разума и сердца от истинных убеждений", и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена "основных убеждений", "изменение духа и направления философии". Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, "воспитанием общества". Как часть этого процесса общими ("соборными"), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Умер Киреевский в Петербурге 11 июня 1856.
ЛИТЕРАТУРА
Киреевский И.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1911 Четвериков С. Оптина пустынь: Исторические очерки и личные воспоминания. Париж, 1926
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
2000.
Полезное
Смотреть что такое "КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич" в других словарях:
Киреевский Иван Васильевич — Киреевский (Иван Васильевич) один из основателей славянофильства, родился в Москве 22 марта 1806 г. Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии, где находилось и родовое имение Киреевских, село Долбино. На шестом году… … Биографический словарь
Киреевский, Иван Васильевич — Иван Васильевич Киреевский. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (смотри Славянофилы). В работах О характере просвещения Европы и его отношении к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (1806 1856) философ, литературный критик, теоретик славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ ). С 1822 слушал лекции в Московском ун те, в т.ч. и по философии Ф.В.Й. Шеллинга, но на интеллектуальное становление определяющее влияние оказала семья. Как один … Философская энциклопедия
Киреевский Иван Васильевич — [22.3(3.4).1806, Москва, ‒ 11(23).6.1856, Петербург], русский философ идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства. Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского. С 1822… … Большая советская энциклопедия
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (1806 56) российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского просвещения … Большой Энциклопедический словарь
Киреевский, Иван Васильевич — критик и мыслитель, род. в Москве 22 марта 1806 года, ум. 11 июня 1856 года в Петербурге. Он принадлежал к одному из самых старинных родов белевских и козельских дворян. Отец его, Василий Иванович Киреевский, служил в гвардии и вышел в отставку… … Большая биографическая энциклопедия
Киреевский Иван Васильевич — (1806 1856), российский философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и… … Энциклопедический словарь
Киреевский, Иван Васильевич — Иван Васильевич Киреевский Дата рождения: 22 марта (3 апреля) 1806(1 … Википедия
Киреевский Иван Васильевич — Иван Васильевич Киреевский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва 11 (23 июня) 1856, Санкт Петербург) русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Сын орловского помещика Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, урождённой… … Википедия
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (18061856), русский критик, публицист. Критич. и филос. публицистич. статьи, в т.ч. «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828), «Обозрение русской словесности за 1829 год» (1830), «Девятнадцатый век» (1832; окончание ст. было запрещено),… … Литературный энциклопедический словарь
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (22.03(3.04). 1806, Москва 11(23).06.1856, Петербург) философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на К. оказала его мать Авдотья Петровна,… … Русская Философия. Энциклопедия