Киреевский Иван Васильевич

Киреевский Иван Васильевич
Кире́евский Иван Васильевич
(1806—1856), российский философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточных отцов Церкви.
* * *
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806—1856), российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ). Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики (см. ПАТРИСТИКА).
* * *
КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич [22 марта (3 апреля) 1806, Москва — 11 (23) июня 1856, Санкт-Петербург], русский религиозный философ, литературный критик, один из лидеров славянофильства.
Из дворян. Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). Получил прекрасное домашнее образование, занимался с профессорами Московского университета. Большое влияние на Киреевского оказала его мать, А. П. Елагина (см. ЕЛАГИНА Авдотья Петровна). Отец, отставной секунд-майор, во время Отечественной войны 1812 в своем имении устроил госпиталь для больных и раненых и умер, заразившись тифом. В 1817 Авдотья Петровна вторично вышла замуж. В 1822 семья переехала в Москву, и Киреевский выдержал экзамен при университете. С 1824 служил в Архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом «Общества любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)». В 1828 обратил на себя внимание критической статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина», опубликованной в журнале «Московский вестник». Для завершения образования Киреевский в 1830 уезжает за границу. В Германии слушал лекции Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих). Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец» (1832), где опубликовал программную статью «Девятнадцатый век», посвященную характеристике «жизни европейского просвещения», а также «Обозрение русской литературы за 1831 г.» (с разбором «Бориса Годунова» Пушкина) и несколько обзоров и рецензий (среди них — «Горе от ума» на московском театре»). На 3-м номере «Европеец» был запрещен Николаем I (по обвинению в пропаганде недозволенных идей). Эта кара произвела на Киреевского гнетущее впечатления и привела к тому, что более десяти лет он почти ничего не публиковал. В 1834 женился на А. П. Арбениной, которая сыграла существенную роль в его духовной эволюции, повороту к православию. Проводя лето с семьей в имении Долбино, Киреевский сблизился со старцами расположенной неподалеку Оптиной пустыни (см. ОПТИНА ПУСТЫНЬ), особенно с Макарием Оптинским. В 1845 редактировал журнал «Москвитянин». В 1852 опубликована одна из последних статей Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» («Московский сборник», т.1), в которой он приходит к выводу, что истинное просвещение — еще не решенная задача, как для Запада, так и для России. Киреевский связывал отрицательный опыт западного развития прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль (см. ПАСКАЛЬ Блез), Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена. Философия зависит от характера господствующей веры. На католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно ему, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и «невежеству», либо, как это PۑÑǐؐېޑQ̠с Шеллингом, к попыткам создать новую, «идеальную» религию. Самому Киреевскому будущая «новая», христианская философия виделась в формах православного, «истинного» осуществления принципа гармонии веры и разума. В то же время он не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу («все, что есть существенного в душе человека вырастает в нем только общественно») избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и «отделенным логическим мышлением», способным отвлечь человека от всего в мире, кроме его собственной «физической личности». Культ телесности и культ материального производства ведет к духовному порабощению человека. Он считал, что принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии». Как и Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович) в учении о соборности, Киреевский связывал возможность рождения нового философского мышления не с построением философских систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества».

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Киреевский Иван Васильевич" в других словарях:

  • Киреевский Иван Васильевич — Киреевский (Иван Васильевич) один из основателей славянофильства, родился в Москве 22 марта 1806 г. Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии, где находилось и родовое имение Киреевских, село Долбино. На шестом году… …   Биографический словарь

  • Киреевский, Иван Васильевич — Иван Васильевич Киреевский. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (смотри Славянофилы). В работах О характере просвещения Европы и его отношении к… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (1806 1856) философ, литературный критик, теоретик славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ ). С 1822 слушал лекции в Московском ун те, в т.ч. и по философии Ф.В.Й. Шеллинга, но на интеллектуальное становление определяющее влияние оказала семья. Как один …   Философская энциклопедия

  • Киреевский Иван Васильевич — [22.3(3.4).1806, Москва, ‒ 11(23).6.1856, Петербург], русский философ идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства. Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского. С 1822… …   Большая советская энциклопедия

  • КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (1806 56) российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского просвещения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Киреевский, Иван Васильевич — критик и мыслитель, род. в Москве 22 марта 1806 года, ум. 11 июня 1856 года в Петербурге. Он принадлежал к одному из самых старинных родов белевских и козельских дворян. Отец его, Василий Иванович Киреевский, служил в гвардии и вышел в отставку… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Киреевский, Иван Васильевич — Иван Васильевич Киреевский Дата рождения: 22 марта (3 апреля) 1806(1 …   Википедия

  • Киреевский Иван Васильевич — Иван Васильевич Киреевский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва  11 (23 июня) 1856, Санкт Петербург)  русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Сын орловского помещика Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, урождённой… …   Википедия

  • КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (1806—1856), русский критик, публицист. Критич. и филос. публицистич. статьи, в т.ч. «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828), «Обозрение русской словесности за 1829 год» (1830), «Девятнадцатый век» (1832; окончание ст. было запрещено),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (22.03(3.04). 1806, Москва 11(23).06.1856, Петербург)    философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на К. оказала его мать Авдотья Петровна,… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»