КОЗЛОВ Алексей Александрович

КОЗЛОВ Алексей Александрович

(1831-1901), русский философ. Родился 8 февраля 1831 в Москве. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное влияние на него оказали философские идеи А.Шопенгауэра, а в дальнейшем - Э.Гартмана. Козлов публикует изложение философской системы Э.Гартмана: Философия бессознательного Эд.Гартмана (1873-1875). В 1876 занял должность приват-доцента кафедры философии Киевского университета. В 1884 Козлов защищает докторскую диссертацию Генезис теории пространства и времени у Канта и становится профессором Киевского университета. В 1885-1887 издает "Философский трехмесячник" - первый в России философский журнал. Среди наиболее важных сочинений Козлова - Философские этюды (1876); Философия как наука (1877); Философия действительности, изложение системы Дюринга (1878); Современные направления в философии (1881-1882). После выхода из-за болезни в отставку (1887) продолжает заниматься философией, издает философский сборник "Свое слово" (1888-1898). Умер Козлов в Петербурге 27 февраля 1901. Собственную философскую систему Козлов именовал "панпсихизмом". Он признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в том числе с системами Канта и Шопенгауэра, но прежде всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Человеческое "я", согласно Козлову, обладает духовной субстанциальностью, которая становится предпосылкой свободной творческой активности личности. Субъективные, внутренние переживания также активны и совершенно реальны. Гораздо в большей степени сомнительна реальность "внешнего" мира. Собственно говоря, для концепции "панпсихизма" внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. Действительность плюралистична, она есть не что иное, как множество индивидуальных субстанций-монад. "Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и действительность субстанций с их деятельностями и содержанием". Отстаивая принцип субстанциального единства "я", Козлов оспаривал попытки (Юма, позитивистов) свести такое единство к комплексу ассоциаций либо (материалистический вариант) к физическим и биохимическим процессам. Онтологический плюрализм мира, согласно теории панпсихизма, предполагает сложную иерархическую организацию. Высочайшей из субстанций признается Бог, в сознании которого мир только и существует как завершенное целое, вне времени и пространства. Для прочих субстанций-монад мир дан в своем временном измерении. Впрочем, время, по Козлову, в существенной степени субъективно и не сводится к физическим характеристикам. Прошлое и будущее соединяются в индивидуальном опыте субъекта и существуют неотделимо от желаний, волевых усилий и надежд последнего. Козлов признавал также наличие "трансцендентного", не доступного человеческому познанию вида бытия. Основная же цель познания заключается в понимании иерархических связей и отношений разнообразных субстанций. Именно эту задачу решают, согласно Козлову, философские науки, к которым он относил метафизику, логику, психологию, этику и эстетику. Кантианские мотивы присутствуют в этике Козлова. Он определяет нравственное как "долженствующее быть" и критически оценивает представления о нравственной предрасположенности и прирожденных нравственных качествах. Возможность нравственных действий самым непосредственным образом связывается им с проблемой свободы личности. Свобода суверенных субстанциальных индивидов проявляется в их стремлении к высшему благу, однако не гарантирует достижения положительного результата уже "в этом мире". Абсолютное благо и счастье относятся к той сфере "неопределенного бытия", которая трансцендентна для всякого человеческого опыта. Козлов критически оценивал этические доктрины, признающие в качестве важнейшего нравственного принципа стремление к счастью, личному или всеобщему. В духе Шопенгауэра Козлов рассуждал о том, что подобные стремления не только обречены на неизбежную неудачу (в земном мире подлинное счастье, как индивидуальное, так и всеобщее, недостижимо в принципе), но и ведут к последствиям, далеким от каких бы то ни было моральных идеалов: к столкновению интересов и вражде, к утопическим иллюзиям. Козлов формулирует своеобразный нравственный императив, отвечающий общим принципам философии панпсихизма: "Цель человеческой жизни вовсе не есть счастье и наслаждение, а всестороннее усовершенствование нашего существа посредством нашей деятельности, соединенной со всеми субстанциями, составляющими мир".
ЛИТЕРАТУРА
Козлов А.А. Философские этюды. СПб, 1876 Козлов А.А. Философия действительности. Киев, 1878 Аскольдов С.А. А.А.Козлов. М., 1912

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "КОЗЛОВ Алексей Александрович" в других словарях:

  • Козлов, Алексей Александрович — философ спиритуалистического направления, род. в Москве в 1831 г., по окончании московского университета, в 1856 г., занимался в течение десяти лет преподаванием разных предметов в среднеучебных заведениях. Обратившись к изучению политической… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Козлов Алексей Александрович — философ (1831 1900). Окончил курс в Московском университете. Первоначально примкнул к материалистическому направлению, но вскоре знакомство с сочинениями Конта, а отчасти и Канта привело Козлова к позитивизму, с точки зрения которого он подверг… …   Биографический словарь

  • Козлов Алексей Александрович — [8(20).2.1831, Москва, ‒ 27.2(12.3).1901, Петербург], русский философ идеалист, один из первых представителей персонализма в России. Окончил Московский университет (1854). К изучению философии обратился в 1870 е гг. Испытал сильное влияние Г.… …   Большая советская энциклопедия

  • КОЗЛОВ Алексей Александрович — (1831 1901) российский философ. Один из первых представителей персонализма в России, развивал концепцию панпсихизма. Издатель первых в России философских журналов Философский трехмесячник (1885 1887) и Свое слово (1888 98) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Козлов, Алексей Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Козлов, Алексей. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов. Алексей Александрович Козлов Козлов, Алексей Александрович (философ) (1831 1901) русский философ. Козлов,… …   Википедия

  • Козлов Алексей Александрович — (1831 1901), философ. Один из первых представителей персонализма в России, развивал концепцию панпсихизма. Издатель первых в России философских журналов «Философский трёхмесячник» (1885 87) и «Своё слово» (1888 98). * * * КОЗЛОВ Алексей… …   Энциклопедический словарь

  • Козлов, Алексей Александрович (философ) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Алексей Александрович Козлов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Алексей Козлов. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов. Алексей Козлов Имя при рождении:… …   Википедия

  • КОЗЛОВ Алексей Александрович — (8(20).02.1831, Москва 27.02(12. 03).1901, Петербург)    философ. Учился в Московском ун те, сначала на физико математическом, затем на историко филологическом ф те, окончив его в 1854 г. Работал преподавателем словесности, а в 1876 г. получил… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • КОЗЛОВ Алексей Александрович — (8(20). 02. 1831, Москва 27. 02(12. 03). 1901, Петербург)  философ. Учился в Московском ун те, сначала на физико математическом, затем на историко филологическом ф те, окончив его в 1854 г. Работал преподавателем словесности, а в 1876 г. получил… …   Русская философия: словарь

  • Козлов Алексей Александрович — философ спиритуалистического направления, род. в Москве в 1831 г., по окончании московского университета, в 1856 г., занимался в течение десяти лет преподаванием разных предметов в среднеучебных заведениях. Обратившись к изучению политической… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»