- США. ИСТОРИЯ. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС
В конце 1920-х годов появилось немало причин для осторожного оптимизма по поводу развития национальной экономики. В послевоенное десятилетие наблюдался быстрый рост и производительности труда, и реальных доходов американских семей. Хотя к середине 1920-х годов в жилищном строительстве наступил период стабилизации, а затем оно стало сокращаться, этот упадок компенсировался за счет строительства асфальтированных дорог, столь необходимых для миллионов автомобилей, которые в 1920-х годах вытеснили гужевой транспорт. Даже фермерские хозяйства, пострадавшие от падения цен на сельскохозяйственные продукты, когда европейское сельское хозяйство вернулось после войны в нормальное русло, в конце 1920-х годов увеличили доходность, и фермерам стали доступны грузовики, легковые автомобили, телефоны и бытовые электроприборы. Однако в этой на первый взгляд здоровой экономике были и уязвимые места. Во-первых, американцы, как правило, не были склонны к осторожному оптимизму. В обществе превалировало эйфорическое ощущение пришествия "новой эры", которая вскоре обеспечит каждого как минимум респектабельным достатком. Не только богатые люди, но и миллионы средних американцев и даже рабочих скупали акции компаний, ожидая быстрого повышения их стоимости. Биржевые спекуляции подстегивались бизнесменами и политиками, а также брокерскими конторами. Резервный капитал наиболее преуспевающих корпораций, не желавших увеличивать фонд заработной платы, перетекал на фондовый рынок; то же происходило и с наличными средствами банков, что объяснялось снижением спроса на закладные под недвижимость в середине 1920-х годов. Благодаря спекулятивным ожиданиям стоимость ценных бумаг постоянно взвинчивалась. Общая стоимость акций, зарегистрированных на Нью-Йоркской фондовой бирже между 1924 и 1929, увеличилась почти в три раза. Действия и установки, ориентированные на продолжение игры на повышение, делали экономику страны крайне уязвимой. Второй серьезный изъян американской экономики был обусловлен живучестью идеи, что, несмотря на все экономические перемены, сложная национальная экономика по-прежнему является саморегулирующейся и государственное вмешательство может ей лишь навредить. Многие американцы считали, что в периоды экономических трудностей правительство должно просто урезать государственные расходы и дать возможность экономике самой справиться с возникшими проблемами. Еще одной опасностью для экономики была шаткая система оплаты международных долгов, погашение которых целиком зависело от неиссякавшего потока американских долларов. Многие эксперты, особенно экономисты, вскрыли впоследствии и другие причины кризиса, такие, как неэффективность банковской системы, злоупотребление кредитами, а также высокая степень аморальности в деловых кругах.
Крах фондового рынка. Самой очевидной и драматичной причиной кризиса стало крушение фондового рынка осенью 1929. Спекулянты начали спешно сбрасывать акции, когда стало ясно, что в ряде отраслей начинается циклический спад, вызванный главным образом перепроизводством в автомобильной промышленности. В течение одного месяца после 23 октября 1929 только на Нью-Йоркской фондовой бирже цены упали на 26 млрд. долл., и в течение следующих двух с половиной лет они продолжали ползти вниз. Чудовищное обесценивание активов частных лиц и банков, промышленных корпораций, пенсионных фондов и других институтов сыграло ключевую роль в последовавшем крахе национальной экономики.
Нисходящая спираль. В развитии кризиса выделяют, по крайней мере, две фазы. С осени 1929 до лета 1931 происходил общий резкий спад экономики. Затем экономический хаос в крупнейшей мировой промышленной и финансовой державе начал оказывать серьезное влияние на ситуацию в европейских государствах, которые зависели от американского капитала и американских рынков. Заморские капиталовложения США растаяли, как дым, Германия и Австрия оказались на грани банкротства. С потерей американских потребителей Великобритания была вынуждена отменить золотой стандарт в сентябре 1931. Беспорядочное введение импортных квот, создание тарифных барьеров, ограничения на обмен золота и валют и прочие протекционистские меры, призванные спасти национальные экономики за чужой счет, сильно пошатнули систему международной торговли и взаимных платежей. Особенно болезненными последствия всех этих процессов были в США, вступивших во вторую, более глубокую фазу кризиса. В 1931, оказавшись не в состоянии вернуть кредиты или продать свои активы, когда вкладчики стали требовать возврата наличных, разорились 2300 банков, державших почти 1,7 млрд. долл. В суровую зиму 1932-1933 в стране насчитывалось 14-16 млн. безработных. Валовой доход в сельском хозяйстве упал с 12 млрд. долл. в 1929 до 5,3 млрд. в 1932, тогда как долги за землю, кредиты и оборудование, сделанные в лучшие дни, остались практически на прежнем уровне. В период между 1929 и 1933 разорились более 125 тыс. фирм. Валовой национальный доход упал более чем на 50%, оклады служащих уменьшились на 40%, дивиденды - почти на 57%, заработная плата рабочих в промышленности - на 60%. Многие люди умерли от недоедания и отсутствия теплой одежды, крыши над головой, топлива, медицинской помощи. Чувство безысходности охватило миллионы выживших, которые месяцами, а то и годами не могли найти работы. Дети бросали школу, потому что у них не было одежды или потому что местные власти не могли содержать школьные здания и выплачивать учителям заработную плату. Более 2 млн. американцев переехали из городов в сельскую местность в надежде прокормить свои семьи. Резко сократилось число заключаемых браков, понизился уровень рождаемости. Одним из самых значительных последствий кризиса (т.н. "Великой депрессии") стало новое отношение к частному предпринимательству и правительству. В условиях, когда рынок лихорадило, банки терпели крах, а заработная плата урезалась, слово "капиталист" превратилось в ругательство. Доверие к бывшим героям бизнеса сильно пошатнулось, особенно после того, как в ходе расследований Конгресса и ряда судебных процессов были выявлены масштабы злоупотреблений банков вкладами клиентов и их сговора с брокерскими фирмами, манипулировавшими фондовым рынком на протяжении 1920-х годов. К середине 1930-х годов большинство американцев сходились во мнении, что правительство обязано принимать меры для обеспечения занятости населения, планировать экономическое развитие для предотвращения депрессий и защищать граждан от нечестных бизнесменов. При президенте Герберте Гувере выросли ассигнования на общественные работы, бизнесменов призывали не снижать уровень заработной платы и занятости, была учреждена Корпорация финансирования реконструкции для поддержки предприятий посредством субсидий и займов. Государство начало закупать излишки сельскохозяйственных продуктов, пытаясь остановить падение цен. В 1930 был принят тариф Смута - Холи, который защищал американских производителей и рабочих от зарубежных конкурентов. Эти меры, впрочем, не достигли цели, потому что были плохо проработаны и недостаточно финансировались. Гувер приобрел репутацию бездушного защитника собственности, когда послал генерала Дугласа Макартура стереть с лица земли палаточный городок ветеранов войны, прибывших в 1932 в Вашингтон, чтобы добиться немедленной выплаты обещанного денежного довольствия. В ходе президентской кампании 1932 оба кандидата - Гувер и Франклин Д.Рузвельт, губернатор штата Нью-Йорк, - выдвинули практически одинаковые экономические программы, которые различались лишь в вопросах аграрной политики и развития государственной системы энергообеспечения. И Гувер, и Рузвельт обещали снизить государственные расходы, сбалансировать бюджет, укрепить национальную валюту, помочь фермерам кредитами, не ограничивать частное предпринимательство и предоставить чрезвычайную помощь штатам. Победу одержал Рузвельт, получивший 22,8 млн. голосов против 15,76 млн. у Гувера. Немедленная отмена сухого закона придала особый смысл предвыборной песенке демократов "Вот опять настали веселые денечки!"
Новый курс. После инаугурации 4 марта 1933 Рузвельт первым делом созвал специальную сессию Конгресса, который в течение 100 дней выработал законодательные основы Нового курса, нацеленного на обуздание кризиса. Большинство законопроектов готовилось "мозговым трестом" ученых еще до выборов. Первые законы Нового курса должны были восстановить утраченное доверие населения к правительству, поддержать национальную валюту и экономику в целом, чтобы остановить падение цен. Планировалось также оказание помощи безработным, главным образом в рамках масштабной программы стимулирования строительства, а также и путем федеральной поддержки программ помощи безработным, осуществлявшихся штатами. В целом задачей Рузвельта было достижение экономической стабильности при сохранении системы частного предпринимательства. 6 марта 1933 президент объявил четырехдневные банковские "каникулы". Конгресс одобрил инициативу Рузвельта и уполномочил министерство финансов проверить состояние банков. После проведенной ревизии в течение только первого месяца работы новой администрации было обнаружено более миллиарда спрятанных долларов. Закон Гласса - Стигалла 1933 расширил полномочия совета управляющих Федеральной резервной системы по контролю над банковской системой, заставил банки разделить депозитные и инвестиционные функции и учредил федеральную корпорацию страхования депозитов. Это законодательство практически остановило лавину банковских банкротств. Корпорация домовладельцев, созданная в 1933, за три последующих года предоставила миллиону домовладельцев ссуд на сумму более чем 2 млрд. долл. Рузвельт отменил золотой стандарт в надежде, что в международных торговых операциях стоимость доллара упадет и внутренние цены возрастут. И действительно, это привело к кратковременному росту цен и падению стоимости доллара на международных рынках. Не рискуя жертвовать успехом кампании повышения цен, Рузвельт отклонил предложение Лондонской экономической конференции 1933 стабилизировать международные курсы валют. Законы о ценных бумагах (1933) и о торговле ценными бумагами (1934) защитили инвесторов от мошеннических сделок, ослабивших фондовый рынок в 1920-х годах. Закон о банках 1935 еще более усилил федеральный контроль над банками, кредитной системой и оборотом ценных бумаг. Эти меры постепенно восстановили доверие к финансовой системе. В соответствии с другими законами были созданы агентства по распределению средств потенциальным потребителям. Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Гарри Гопкинсом передала штатам 500 млн. долл. для прямой помощи безработным. Гражданский корпус охраны природных ресурсов направлял молодежь в трудовые лагеря по всей стране для участия в восстановлении лесов и иных природоохранных мероприятиях, и те могли высылать часть заработанных денег нуждающимся родителям. Корпорация финансирования реконструкции получила дополнительные фонды; закон о фермерском кредите 1933 ввел приемлемые условия для получения фермерами-должниками займов, а управление ресурсами бассейна Теннесси занялось проблемами одного из беднейших регионов Америки. Новый курс попытался также справиться с ключевой, по мнению главных советников Рузвельта, экономической проблемой: избыточным производством, приводящим к падению цен, и падением потребления из-за низких доходов. В 1933 была создана Администрация регулирования сельского хозяйства (АРСХ), имевшая целью снижение объема производства, для чего применялись разные меры - от субсидий за полное прекращение производства до скупки скота для забоя. Эти меры - в сочетании с суровой засухой на Юго-Западе и Среднем Западе - достигли своей цели. Созданная по закону 1933 о восстановлении национальной промышленности национальная администрация восстановления (НАВ) установила уровень зарплат, цен и производственные квоты для 750 отраслей промышленности. На администрацию общественных работ (АОР), образованную по тому же закону, возлагалось осуществление крупных строительных программ. Закупки АОР строительных материалов должны были стимулировать развитие строительного комплекса и связанных с ним отраслей, а строительные проекты - создать рабочие места для тысяч безработных и дать возможность потребителям покупать товары контролируемых НАВ отраслей. Однако АОР оказалась малоэффективной из-за нерешительности ее директора Хэролда Икеса. В преддверии очередной суровой зимы Рузвельт создал администрацию гражданских работ для распределения 400 млн. долл. из бюджета АОР на краткосрочные проекты. Со временем АОР возвела немало плотин, мостов и других крупных сооружений. НАВ, проведшая ряд операций по восстановлению бизнеса, вскоре рухнула под огнем критики. Ее основными достижениями стали создание прецедента промышленного планирования в мирное время, ликвидация детского труда и потогонной системы в промышленности, а также повышение уровня оплаты труда до прожиточного минимума. Тем не менее промышленное производство, цены, прибыль и заработная плата оставались низкими, а безработица - чрезвычайно высокой. К 1935 первая фаза Нового курса вылилась в ожесточенные и безысходные конфликты между упорствующими хозяевами и непреклонными судьями, с одной стороны, и представителями профсоюзов и левых сил - с другой. Законодательство 1934-1939 оказалось в значительной степени естественным развитием предшествующего курса, а также применением на практике сформулированных ранее принципов, медленно претворявшихся в жизнь. Например, закон о банках и закон о холдинговых компаниях коммунального обслуживания (оба 1935) хронологически относятся к периоду второй фазы Нового курса, однако они явились кульминацией серии мероприятий, начатых еще в 1933. Закон о социальном страховании, принятый в 1935 и вступивший в силу в 1937, разрабатывался еще до вступления Рузвельта в должность. Основной закон о профсоюзах - национальный закон о трудовых отношениях, или закон Вагнера (1935), - во многом дублировал раздел 7а закона о восстановлении национальной промышленности, и в нем возникла потребность лишь после того, как НАВ не смогла выполнить задачу защиты прав трудящихся на создание профессиональных союзов, заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Тем не менее законодательство Нового курса после выборов 1934, когда Рузвельт заручился поддержкой значительного большинства реформаторски настроенных конгрессменов, было нацелено на реформы в большей степени, чем предыдущие законы. Кроме закона Вагнера и закона о социальном страховании, в течение т.н. второй фазы был принят целый ряд важных законопроектов. Закон о доходах 1935 установил дифференцированную шкалу прогрессивного подоходного налога, впрочем не столь сильно дифференцированную, как отмененная в 1920-х годах министром финансов Эндрю Меллоном. Создание администрации электрификации сельских районов (1935), принятие закона Бэнкхеда - Джонса о помощи фермерам-арендаторам (1937) и обновление в 1938 администрации регулирования сельского хозяйства было на руку фермерам. Среди важнейших экономических новаций Нового курса закон Бэнкхеда - Джонса по праву стоит в одном ряду с законом Вагнера и законом о социальном страховании. В соответствии с этим законом была создана администрация по защите фермерских хозяйств, имевшая целью помочь предприимчивым арендаторам стать собственниками, купить технику или переехать на новое место. Федеральные лагеря для сельскохозяйственных рабочих-мигрантов помогли десяткам тысяч людей найти работу и обеспечивали их семьи медицинской помощью. После принятия закона о жилищном строительстве (1937) было создано управление по жилищному строительству, финансировавшее до Второй мировой войны строительство 161 тыс. домов. Закон о справедливых условиях труда (1938) установил минимальную заработную плату и максимальную продолжительность рабочего дня для промышленных рабочих и запретил наем подростков моложе 16 лет. Администрация общественных работ, созданная в 1935 и реорганизованная в 1939 в администрацию программ общественных работ, распределяла временные рабочие места, главным образом в строительстве, а также и во многих других сферах, вплоть до ландшафтной архитектуры, театра, изобразительного искусства, историографии и охраны исторических памятников. Государственная поддержка творческой интеллигенции способствовала превращению этого периода, чреватого культурной катастрофой, в нечто вроде малого ренессанса. Экономика медленно реагировала на столь массированное государственное вмешательство. Тем не менее Рузвельт без труда победил на новых президентских выборах 1936, одержав верх над губернатором Канзаса Алфредом Лэндоном, опередившим его лишь в Мэне и Вермонте. Рузвельт усматривал причины застоя экономики отчасти в решениях Верховного суда, которые связали руки таким новым учреждениям, как НАВ и АРСХ, и фактически поощряли отказ предпринимателей сотрудничать с правительством. Поэтому в 1937 президент развернул атаку на Верховный суд, которая разбилась о традицию независимости судебной системы. Но, хотя план Рузвельта провалился, борьба, похоже, подорвала боевой дух его престарелых оппонентов. Верховный суд начал пересматривать свои прежние решения, пока не стало очевидно, что федеральное правительство может принимать едва ли не любые экономические меры, не опасаясь признания их не соответствующими Конституции. Однако и к 1939, когда в Европе разгорелся пожар Второй мировой войны, Новый курс не сумел совладать с кризисом. Уровень безработицы оставался чрезвычайно высоким, как и недогрузка производственных мощностей. Кроме того, сторонники Нового курса так и не смогли предложить политически приемлемого решения проблем городских трущоб, бедности и ущемления гражданских прав чернокожих американцев, а также обнищания населения, особенно в сельских районах.
Внешняя политика в годы экономического кризиса. До 1938 внешняя политика кризисного десятилетия подчинялась задаче оздоровления национальной экономики. Начиная с 1934 государственный секретарь Корделл Халл вел интенсивные переговоры с целью заключения двухсторонних торговых соглашений, нацеленных на расширение рынков сбыта американских товаров. США старались не ввязываться в войны и ограничивали свой протест против экспансии Японии в Азии и Германии в Европе громогласной риторикой. Даже "политика добрососедства" в Латинской Америке была отчасти продиктована желанием избежать военных конфликтов. Эта политика способствовала утверждению панамериканизма, пришедшего на смену односторонним интервенциям США. В 1930 администрация Гувера отказалась от "Вывода Теодора Рузвельта". В 1933 на конференции в Монтевидео США признали, что у них нет права на интервенцию, а в 1936 на конференции в Буэнос-Айресе еще больше ограничили свободу своих действий, согласившись с идеей создания механизма консультации для улаживания межамериканских конфликтов. В духе этой политики США отказались послать войска для усмирения мятежа на Кубе в 1933-1934 и аннулировали поправку Платта, а в 1934 вывели свои войска с Гаити и отказались от права интервенции в Доминиканскую Республику и Панаму. В 1938 США заявили протест против национализации Мексикой предприятий американских нефтяных компаний, но не предприняли военных действий, ограничившись бойкотом мексиканской нефти. Такая позиция была отчасти продиктована заявленным еще в 1936 желанием создать единую систему безопасности для всего Западного полушария. План коллективной безопасности был выработан в Лиме в 1938. Оборонительные соглашения были также заключены с Канадой, "добрым северным соседом". Между тем в Азии и Европе царил хаос. Япония, в нарушение жизненно важного для США принципа "открытых дверей", начала расширять свое военное присутствие в Китае, в 1931 захватив Маньчжурию, а в 1937 оккупировав остальную территорию Китая. В Европе события развивались по не менее драматичному сценарию: Германия спешно перевооружалась и ремилитаризировала Рейнскую область, Италия в 1935 вторглась в Эфиопию, Германия и Италия создали военный союз, в 1936 началась гражданская война в Испании, в 1938 Германия аннексировала Австрию и западную Чехословакию, в 1939 последовало окончательное расчленение Чехословакии и вторжение в Польшу. Рузвельт был всерьез встревожен японской экспансией в Китае и в октябре 1937 призвал к карантинным мерам против агрессоров. Однако общество не отреагировало на его призыв. Изоляционистские настроения в стране по-прежнему были сильны, к тому же их подхлестнуло проведенное в 1934 сенатское расследование роли производителей военной техники во втягивании США в Первую мировую войну. Между 1935 и 1937 Конгресс принял серию законов о нейтралитете, запрещавших продажу оружия и предоставление кредитов воюющим странам. Когда в Европе разразилась полномасштабная война, Рузвельт принял быстрые и решительные меры по укреплению обороноспособности США и оказанию помощи Англии. Растущий страх перед германской гегемонией в Европе обеспечил общественную поддержку его политике. В ноябре 1939 Конгресс отменил эмбарго на военные поставки воюющим странам, а в 1940, после падения Франции, существенно повысил военные расходы и расширил военное производство, а также увеличил численность вооруженных сил и объявил о воинском призыве. В 1941 по закону о ленд-лизе была предоставлена крупная помощь Англии, а после вторжения Германии - и СССР. Военные поставки союзникам через северную Атлантику спровоцировали необъявленную морскую войну с Германией. Однако события на Тихом океане в конце концов вынудили США вступить в войну. Поражение, нанесенное Германией голландцам и французам, обеспечило экспансию Японии в Юго-Восточной Азии, важном источнике сырья и полезных ископаемых. В 1940, надеясь поставить заслон японской экспансии, США ввели ограничения на поставки Японии нефти и металла. Япония тем временем заключила пакт о коллективной безопасности с Германией и Италией. В 1941, после захвата Японией Индокитая США заморозили японские авуары в американских банках. Были заморожены также японские вклады в английских и голландских банках. Предпринимались усилия достичь компромиссного урегулирования, но они не имели успеха. 7 декабря 1941 японцы нанесли внезапный удар по Перл-Харбору. На следующий день Конгресс объявил войну Японии, а затем Германии и Италии.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.