- НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Национальный характер. Новозеландцы образуют общество, достаточно однородное в имущественном отношении, со значительным преобладанием среднего класса. В культуре страны остаются весьма сильными традиции, унаследованные от британских переселенцев. За последние 20 лет наблюдается активное движение за возрождение маорийской культуры во всех ее разнообразных проявлениях. Кроме того, культурные традиции новозеландского общества существенно обогатились в результате притока многочисленных иммигрантов с островов Тихого океана, особенно с Западного Самоа, островов Кука, Ниуэ и Токелау (все они были или находятся под юрисдикцией Новой Зеландии), а также с Фиджи и Тонга. В 1996 жители островов Тихого океана составляли 5,6 % всего населения страны, маори - 14,5% и потомки европейских переселенцев - ок. 80%.
Профсоюзные и производственные организации. В настоящее время основу трудового законодательства составляет акт, принятый в 1991. Этим актом отменяется обязательное членство в профсоюзе (в тех случаях, где оно существовало) и прекращается практика установления величины минимальной заработной платы. Работникам предоставляется право самим решать, хотят ли они вступать в организации (профсоюзы) и выбирать своих представителей. Новое законодательство поощряет заключение прямых договоров (коллективных или индивидуальных) между работниками и работодателями. Со времени вступления в силу этого акта численность профсоюзов и их количество резко упали. Если в декабре 1985 в профсоюзах состояло 43,5% всех работающих по найму, то к декабрю 1996 насчитывалось всего 340 000 членов профсоюзов, что составляло 20% от общего числа работников. Количество профсоюзов снизилось с 260 в середине 1980-х годов до 83 в 1996.
Социальное обеспечение. Новая Зеландия имеет высокоразвитую систему социального обеспечения, которую дополняют бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие услуги. Законом о социальном обеспечении 1938 предусмотрена защита граждан в случае их нетрудоспособности по старости или болезни, выплата пенсий вдовам и сиротам и пособий по безработице. Эта система финансируется за счет прогрессивного подоходного налога.
Образование. В Новой Зеландии существует бесплатное образование, обязательное для детей в возрасте от 6 до 16 лет. Учебные программы разрабатываются и утверждаются министерством просвещения и другими центральными государственными учреждениями; они же ведают выдачей аттестатов выпускникам школ и контролируют деятельность школ и успеваемость учащихся. Непосредственное управление школами и вопросы подбора преподавателей находятся в руках выборных попечительских советов. Финансирование школ осуществляется государством; местных налогов для этих целей не взимается, хотя приветствуются добровольные частные пожертвования. В средних школах преподаются общеобразовательные предметы, а в старших классах вводится специализация: помимо академической программы, включающей древние и современные языки, историю и пр., можно получить техническое или коммерческое образование; некоторые школы дают сельскохозяйственную специальность. Дети из отдаленных поселений могут обучаться заочно. Имеются также специальные школы для детей с физическими недостатками, хотя обычно их стараются обучать вместе с обычными детьми. Частные школы, в большинстве своем организованные католической церковью, входят в систему государственного образования и получают дотации от государства. Существует также ряд государственных школ, где преподавание ведется на языке маори и углубленно изучается культура коренного населения. Учебный год продолжается с февраля по декабрь. В 1997 система дошкольного образования охватывала приблизительно 164 тыс. детей; в начальных школах насчитывалось 472 тыс. учащихся, в средних школах - 240 тыс., в университетах - 106 тыс.; 94 тыс. человек получало среднее специальное (техническое) образование; 12 тыс. человек обучалось в педагогических колледжах; 1000 человек в маорийских школах третьей ступени ("уананга"); и 34 тыс. в частных учебных заведениях. Правительство Новой Зеландии финансирует семь университетов, в том числе университет в Окленде; университет Уаикато в Гамильтоне; университет Массей в Палмерстон-Норт, на базе которого развернута обширная программа заочного обучения; университет Виктория в Веллингтоне; университет Линкольн близ Крайстчерча, который готовит специалистов в области сельского хозяйства и бизнеса; университет Кентербери в Крайстчерче; и университет Отаго в Данидине.
Литература. К самым первым произведениям новозеландской литературы относятся произведения поселившихся здесь англичан, например, Сэмюэля Батлера, первая книга которого Первый год в Кентерберийском селении (1863) была написана, когда автор занимался разведением овец на Южном острове. Едгин (1872) Батлера был написан также в Новой Зеландии, действие же происходит в Южных Альпах. Основателем новозеландской литературы следует считать Алфреда Доммета (1811-1887). Его Ранольф и Амохья (1872), поэтический эпос из жизни маори, написанный в классическом стиле и высоко оцененный как Браунингом, так и Теннисоном, стал первым большим произведением новозеландской литературы. Конец 19 - начало 20 в. ознаменовались появлением трех замечательных писателей. Кэтрин Мэнсфилд (1888-1923) известна как автор кратких повестей, занявших видное место в мировой литературе, мастер повествовательного жанра и ярких описаний. Большой популярностью пользовались поэты Вильям Пембер Ривз (1857-1922) и Джесси Маккэй (1864-1938). В 1920-е годы начала публиковать свои стихи Эйлин Дагган. В произведениях поэтов 1930-х годов ощущаются ностальгические мотивы или чувство разочарования и неверия в свою страну. Такова, например, сатира Дениса Гловера (Араватта Билл, 1935). Алана Малгана (Альдебаран, 1937) все еще привлекали образы английских ландшафтов и утонченного быта британского дворянства и, вероятно, стилистическое совершенство произведений английских поэтов Джорджа Крэбба и Оливера Голдсмита. Однако уже А.Р.Д.Фэрберн (Доминион, 1938) писал о социальной несправедливости, царившей во времена экономической депрессии, а кружок поэтов, связанных с Оклендским университетом, отличался левым уклоном и был настроен против традиционных ценностей; Р.А.К.Мейсон (Этот мрак рассеется, 1941) писал о жизни во враждебной среде, в культуре, которая в своей основе антагонистична поэтической выразительности. Некоторые из этих веяний прослеживаются и в поэзии послевоенного периода, когда ряд талантливых поэтов получили международное признание. Заметное место среди них занимает Аллен Кэрноу (Берег в неизвестных морях, 1943; Узнаете, когда попадете туда, 1982), начавший публиковаться в 1930-е годы. О нем говорили, что он будет признан одним из величайших англоязычных поэтов-модернистов. Плодовитый Джеймс К.Бакстер (Письма с острова Свиньи, 1966; Иерусалимские сонеты, 1970) оказывал большое влияние на литературу страны до конца своей недолгой жизни в 1972. Большинство антологий английской поэзии включают стихи Флер Эдкок (Тигры, 1967); хотя поэтесса и жила по большей части в Лондоне, в ее произведениях ощущается живая связь с Новой Зеландией. Из поэтов, в произведениях которых присутствует "подлинный дух маори", наибольшей известностью пользуется Хоне Туваре, опубликовавший сборник стихов в 1987. Самые первые романы, появившиеся в Новой Зеландии, описывали жизнь и войны маори. Типичным для этого жанра был роман Таранаки: повесть о войне (1861) майора Х.Б.Стоуни. Отчаянный Билл Эндерби (1873) Винсента Пайка стал первым романом, написанным и напечатанным в Новой Зеландии. Глубокий след в национальной литературе оставили произведения Джейн Мандер (1877-1949), автора Повести о новозеландской реке (1920), в которой впечатляюще изображена жизнь в городке с лесопильным заводом; Джин Диванни, автора романов, проникнутых духом социалистического гуманизма (Мясная лавка, 1926); Айрис Вилкинсон, писавшей под псевдонимом Робин Хайд (1906-1939), которая показала драматические последствия Первой мировой войны в романах Пропуск в ад (1935) и И время не осудит (1938); и Джон Малган (1911-1945), роман которого Одинокий человек (1939) написан под влиянием произведений Хемингуэя. Самый оригинальный романист послевоенного периода - Джанет Фрэйм, автор рассказа Совы в самом деле кричат (1957). Сложная система символов и приверженность к внутреннему монологу сохраняется и в ее более поздних книгах. Иан Кросс, автор Божественного мальчика (1957) и После дня Анзака (1960), раскрывает в первом романе психологическое состояние тринадцатилетнего мальчика, который заново переживает давнюю семейную трагедию, а во втором рассматривает особенности новозеландского характера. Основные проблемы, волнующие новозеландских романистов, нашли яркое выражение в романах Сильвии Эштон-Уорнер (Учитель, 1956; Старая дева, 1958; Фимиам идолам, 1960), большей части основанных на ее собственном педагогическом опыте. В 1980-е годы стала известной Кэри Хьюлм, роман которой Костлявый народ получил в 1988 Букеровскую премию в Великобритании. Морис Шедболт (Версия Лавлока, 1980; Время иудея, 1986; Воины понедельника, 1990) уже сорок лет пишет романы, в которых описываются и истолковываются различные события новозеландской истории и аспекты ее культуры. Еще один романист, популярность которого постоянно растет, - Морис Ги (Трилогия отвеса, 1995; Уходя на запад, 1991-1992; Пути любви, 1996). В 1990-е годы целый ряд женщин-писательниц добился признания как у себя на родине, так и за рубежом. Пожалуй, наибольшей отточенностью отличаются работы Фионы Кидманн (Порода женщин, 1979; Книга секретов, 1987; Настоящие звезды, 1990) и Барбары Андерсон (Портрет жены художника, 1992; Все девушки Ниццы, 1993; Гость в доме, 1995). Наиболее значительным маорийским романистом считается Уити Ихимаэра (Танги, 1973; Оседлавший кита, 1987; Ночи в саду Испании, 1996). В жанре короткого рассказа успешно выступают Фрэнк Сарджессон, Родрик Финлейсон, Шедболт, Ги, Ихимаэра, Андерсон и Оуэн Маршалл. В 1970-е годы начала публиковаться ставшая вскоре известной Патриция Грейс. Будучи сама потомком маори, она затрагивает в своих произведениях проблемы, с которыми сталкиваются маори в Новой Зеландии, населенной преимущественно белыми. Ее перу принадлежат Уаиарики (1975), Мечта спящих и другие рассказы (1980), и Электрический город и другие рассказы (1988). Среди немногих известных драматических произведений достойны упоминания произведения Аллена Кэрноу (Лунный участок, 1959) и Брюса Мейсон (Дерево Похутукава, 1960).
Драма и музыка. Мелкие труппы, работающие при университетах и в небольших театрах, дают театральные представления на некоммерческой основе, крупные же зрелищные мероприятия организуются новозеландскими и международными специализированными коммерческими структурами. В последнее время активно развивается профессиональный театр. Национальный симфонический оркестр, существующий с 1946, регулярно проводит концертные сезоны, а также выступает по радио. Начиная с 1970-х годов международной известностью пользуются оперные певицы-сопрано - Кири Те Канава, среди предков которой были маори, и Мальвина Мейджор.
Кино. Начиная с 1980-х годов известность получили несколько новозеландских кинорежиссеров, среди них Джейн Кэмпион (Пианино), Винсент Уорд (Бдение) и Питер Джексон (Небесные создания).
Изобразительное искусство и архитектура. Искусство Новой Зеландии ориентировано на изображение ландшафтов и экзотических сторон жизни страны. Художники ранней эпохи, например Чарлз Хифи или Уильям Фокс, сумели показать в своих работах воздействие колонизации на природу девственной земли. Джон Галли и Дж.Ричмонд писали пейзажи в духе европейского искусства середины 19 в. Позднее новозеландские пейзажи изображали, каждый по-своему, Колин Маккэхон и Тосс Вулластон. Несмотря на удаленность от культурных и художественных центров Европы и Северной Америки, на развитие искусства Новой Зеландии постоянно оказывали влияние эмигранты, а также некоторые новозеландские художники, которые работали и выставлялись в Европе. Примерно с 1890 наибольшим влиянием пользовались шотландец Джеймс Нейрн и Петрус ван дер Вельден из Голландии. Наибольшей известностью за рубежом пользовалась уроженка Новой Зеландии Фрэнсис Ходжкинс, покинувшая страну в конце 19 в. Из современных новозеландских художников, помимо уже упоминавшихся Маккэхона и Вулластона, следует отметить Риту Ангус, Ральфа Хотере, Пат Хэнли, Майкла Смизера, Дона Бинни и Майкла Иллингворта. В конце 20 в. для новозеландских городов наиболее типичны здания высотой от двух до шести этажей; магазины часто имеют веранды, вынесенные на консолях над тротуарами. В городах довольно обычны кварталы высоких домов башенного типа, но большинство новозеландцев живут в одноэтажных домах, окруженных садами и газонами.
Музеи и библиотеки. В Окленде и Веллингтоне находятся главные музеи страны, где хранятся прекрасные коллекции предметов культуры маори и полинезийцев. Большой интерес представляет открывшийся в 1998 Музей Новой Зеландии ("Те Папа Тонгарева"), расположенный в центре Веллингтона на берегу океана; экспозиция музея посвящена современному состоянию науки и культуры, а также истории страны. В Веллингтоне находится также Национальная библиотека (включающая известную библиотеку Тернбулла), в которой хранится ок. 1,8 млн. книг, 1,6 млн. фотографий и негативов, множество рукописей; здесь собрано огромное количество названий газет, а также коллекции редких книг и карт. Большими и разнообразными собраниями обладают многие университетские библиотеки. Во многих городах есть также городские библиотеки, находящиеся в ведении местных властей.
Пресса, радио и телевидение. В 1997 в Новой Зеландии выходило 28 ежедневных газет (в 1975 их было 40). Самые большие тиражи имеют "Нью-Зиланд геральд" (Окленд), "Стар" (Окленд), "Пресс" (Крайстчерч) и "Ивнинг пост" и "Доминион" (обе выходят в Веллингтоне). В ноябре 1996 постоянное радиовещание вели более 180 радиостанций, причем за исключением трех все они принадлежат частным лицам и компаниям. Заседания палаты представителей полностью транслируются. Телевизионное вещание ведет государственная компания "Телевижн Нью-Зиланд" по двум общенациональным каналам, а также частная компания "Канвест глобал коммюникейшнз"; это единственный общедоступный канал, находящийся в частных руках. Имеется также платное кабельное телевидение.
Спорт и праздники. Основным зимним видом спорта в Новой Зеландии является регби, а летним - крикет. На Южном острове, где горы значительную часть года покрыты снегом, очень популярны лыжный спорт, альпинизм, спортивное рыболовство (ловля форели), охота на оленей, катание на коньках и верховая езда. На Северном острове более теплый климат способствует популярности парусного спорта и плавания. Особое значение придается парусному спорту. Наиболее популярным спортивным зрелищем являются скачки, особенно главное событие года - Оклендский кубок. Официальными праздниками являются Новый год; день Вайтанги (Уаитанги) (6 февраля); Пасха; день Анзака (25 апреля) - день памяти погибших в обеих мировых войнах; день рождения королевы, обычно отмечаемый в первый понедельник июня; день труда, обычно третий понедельник октября; и Рождество.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.