МОЛЬЕР

МОЛЬЕР

(Moliere; настоящее имя - Жан Батист Поклен, Jean-Baptiste Poquelin)
МОЛЬЕР в роли Цезаря. Смерть Помпея П.Корнеля.
МОЛЬЕР в роли Цезаря. Смерть Помпея П.Корнеля.

(1622-1673), французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622; семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Державший обойную лавку отец Мольера в 1631 получил должность королевского обойщика. С 1636 по 1639 Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в 1641 он был принят в коллегию адвокатов. В иезуитских школах было принято ставить латинские пьесы силами преподавателей и учеников. Вероятно, в школьные годы Мольер и проникся страстной любовью к театру. В 1640 он познакомился со знаменитым итальянским мимом Тиберио Форелли, известным под прозвищем Скарамуш, и эта встреча оказалась чрезвычайно важной для его будущего актерского поприща. В следующем году он вступил в актерскую труппу и познакомился с Мадлен Бежар, 22-летней актрисой, которой "оказывал покровительство" герцог Моденский. Семья Мольера предприняла безуспешные попытки оторвать его от Бежаров (Мадлен и двух ее братьев), но в 1643 он решил окончательно связать свою судьбу с театром и заключил договор с Мадлен Бежар, после чего партнеры основали "Блистательный театр". Предприятие окончилось провалом, и в 1644 Мольер за долги был заключен на несколько дней в тюрьму. В 1645 труппа, насчитывавшая от 20 до 25 актеров, покинула столицу и отправилась в турне по провинциям, продолжавшееся 12 лет. В 1658 труппа вернулась в Париж и поставила в Лувре пьесу Никомед для Людовика XIV. Хотя героическая комедия Корнеля не слишком понравилась королю, он нашел забавной пьесу Мольера Влюбленный доктор (Docteur amoureux) и стал патроном труппы. Первый успех у публики Мольер снискал в 1659 комедией Смешные жеманницы (Les Prcieuses ridicules), однако в создании постоянного театра ему пришлось столкнуться с большими трудностями. Временным пристанищем для него стал Пале-Рояль, где ныне размещается "КомедиФрансез", традиционно называемый "Домом Мольера". В 1661 единственная драма Мольера Дон Гарсия Наваррский (Dom Garcie de Navarre) провалилась, зато оказались чрезвычайно удачными постановки Школы мужей (L'cole des maris) и Докучных (Les Fcheux). 23 января 1962 был подписан брачный контракт между Мольером и Армандой Бежар, названной в документе "сестрой" Мадлен Бежар, с указанием возраста: "около двадцати лет". Для биографов Мольера здесь кроется самая мучительная загадка. При жизни драматурга враги инкриминировали ему кровосмесительный брак с собственной незаконной дочерью, однако более обоснованным выглядит предположение, что Арманда была плодом связи Мадлен с герцогом Моденским. Супружеская жизнь Мольера была крайне несчастливой. Школа жен (L'cole des femmes) была поставлена в 1663. Это первый комедийный шедевр Мольера. Люди благочестивые усмотрели в нем покушение на принципы христианского воспитания, что послужило началом неприятностей, преследовавших драматурга до конца жизни. В следующем году появился Тартюф (Tartuffe), самая "неудобная" из всех комедий Мольера, первоначально сыгранная для короля в утраченной трехактовой версии. Святоши возопили о надругательстве над религией и через могущественное "Общество святых даров" добились запрета пьесы; лишь после примирения Людовика XIV с церковью в 1669 запрет был снят, после чего пьеса имела неизменный успех у публики. Очередная буря разразилась в связи с поставленным 15 февраля 1665 Дон Жуаном (Dom Juan), который в определенном смысле составляет пару Тартюфу: Мольер подвергает крайнюю степень неверия столь же серьезному и вдумчивому анализу, как и крайнюю степень доверчивости в пьесе-предшественнице. При этом в Дон Жуане звучат мотивы бунтарства - прежде всего в связи с фигурой главного героя. Уповая на благость природы и естественного человека, Мольер отвергал любые формы принуждения. Он стремился не только вскрыть лицемерную суть принятых норм поведения, но и разоблачить разнообразные виды фальши, искажающие представления людей и не дающие приобщиться к подлинной жизни. На сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и при жизни драматурга ее не ставили. С финансовой точки зрения не более удачен был и поставленный в 1666 Мизантроп (Le Misanthrope). От полного провала Мольера спасла спешно включенная в репертуар комедия Лекарь поневоле (Le Mdecin malgr lui). Мизантропа называют самой загадочной из всех пьес Мольера. Решимость Альцеста отвергнуть претензии любого рода и обнажить подлинный смысл общественных установлений полностью совпадает с заветными целями самого драматурга. Хотя комедия начинается с фарсовой перипетии, постепенно происходит углубление темы предательства, которое не только побуждает женщину к легкой измене, но и лишает способности любить: социальный конформизм размывает подлинность человеческой природы, и доведенному до отчаяния протагонисту остается только бежать от общества "в пустыню". В 1667 Мольер написал лишь два "дивертисмента", или "интерлюдии", но в следующем году были поставлены три значительные пьесы: Амфитрион (Amphitryon), Жорж Данден (George Dandin) и Скупой (L'Avare). В последующие два года он сосредоточился на смешанном жанре "комедий-балетов", поставив Блистательных любовников (Les Amants magnifiques, 1670), Господина де Пурсоньяка (Monsieur de Pourceaugnac, 1669) и Мещанина во дворянстве (Le Bourgeois gentilhimme, 1670). Последняя пьеса не принадлежит к числу лучших творений Мольера, однако она пользовалась наибольшей популярностью как при его жизни, так и в последующие времена. Утверждают, что Мольер уже работал над пьесой в духе Скупого, когда Людовик XIV велел ввести сцены с турецким балетом, желая поставить на место турецкого посланника, не слишком очарованного великолепием королевского двора. Доказать это невозможно, но подобное вполне могло произойти - пьесе действительно нехватает единства. Мольер включил в комедию характеров балет с очевидной целью добиться максимальной развлекательности. Балет вполне хорош, но обессмертил пьесу образ г-на Журдена. Многогранность таланта Мольера подтвердили написанные в 1671 трагедия-балет Психея (Psych); Плутни Скапена (Les Fourberies de Scapin), ознаменовавшие возврат к фарсам молодых лет; Ученые женщины (Les Femmes savantes) - эту пьесу можно отнести к разряду "серьезных комедий". Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен Мнимый больной (Le Malade imaginaire, 1673), причем Мольер исполнял главную роль. Глубокая вера в изначальную благость природы и отвращение к "лицемерию", получившему в его творчестве самую широкую и разнообразную трактовку, стали причиной укоренившейся в нем ненависти к медицине, которую он превратил в постоянную мишень для нападок. Врачи представлялись ему "лицемерными" шарлатанами, нарушающими естественный ход вещей. Сам Мольер уже несколько лет был тяжело болен - по-видимому, туберкулезом. На четвертом представлении у него сделались судороги, и его отнесли домой, где он умер в ночь с 17 на 18 февраля. Призванный к умирающему исповедник явился уже после смерти Мольера. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле, и только благодаря прямому обращению вдовы к королю было позволено совершить погребальный обряд ночью, "во избежание общественного скандала".
ПОСТАНОВКА Мнимого больного Мольера в Версале.
ПОСТАНОВКА Мнимого больного Мольера в Версале.

ЛИТЕРАТУРА
Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М., 1962 Гликман И. Мольер: Критико-биографический очерк. М. - Л., 1966 Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967 Бордонов Ж. Мольер. М., 1983 Мольер. Полное собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1985-1987 Мольер. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "МОЛЬЕР" в других словарях:

  • Мольер Ж. — Мольер Molière Французский драматург, актёр Дата рождения: 15 января 1622 …   Википедия

  • Мольер Ж. Б. — Мольер Molière Французский драматург, актёр Дата рождения: 15 января 1622 …   Википедия

  • Мольер — (настоящая фамилия Поклен) Жан Батист (Jean Baptiste Poquelin, dit Moliere, 1622 1673) величайший комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актер и директор театра. Происходил из старинной буржуазной семьи,… …   Литературная энциклопедия

  • Мольер — (Жан Батист Поклен) (1622 1673 гг.) комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства Бессильна с клеветой бороться добродетель. Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет. В любви притворство очень похоже на правду.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Мольер — Мольер. Портрет работы Н. Миньяра. 17 в. МОЛЬЕР (Moliere) (настоящие имя и фамилия Жан Батист Поклен) (1622 1673), французский комедиограф, актер, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мольер — (Moliere) (Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622 1673). Французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Сочетал традиции народного театра с достижениями классицизма, создал жанр социально бытовой комедии …   1000 биографий

  • мольер — а, м. Molière. В театральном обиходе название парика аллонж. Сыромятникова …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Мольер — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • «МОЛЬЕР» —         Роман. При жизни Булгакова не публиковался. Впервые: Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. М.: Молодая гвардия, 1962 г. (серия «ЖЗЛ»). Название «Жизнь господина де Мольера», очевидно, было дано вдовой писателя Е.С. Булгаковой при… …   Энциклопедия Булгакова

  • Мольер — (Molière)         (псевдоним; настоящее имя и фамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (15.1.1622, Париж, 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр, театральный деятель. Создатель жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Мольер. Комедии, Мольер. Киев, 1958 год. Державне видавництво художньо i л i тератури. Издательский переплет. Сохранность хорошая. На форзаце владельческая подпись. В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Мольер. Комедии, Мольер. В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер (1622-1673) занимает одно из самых видных мест. Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по… Подробнее  Купить за 490 руб
  • Мольер. Комедии, Мольер. В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер (1622-1673) занимает одно из самых видных мест. Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по… Подробнее  Купить за 370 руб
Другие книги по запросу «МОЛЬЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»