ЧЖИ-РАЗУМНОСТЬ

ЧЖИ-РАЗУМНОСТЬ

"Разумность", "хитроумие", "мудрость", "интеллект" (чжи1). В узком смысле - качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком - свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория понятие "чжи1" использовалось главным образом мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6-5 вв. до н.э.) поставил чжи1 на второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" (жэнь2) и "мужеством" (юн1). Понятие "разумности" у него (и в раннеконфуцианских текстах) выражено омонимом чжи2 ("знание, знать, ведать, познание"), означая качество, избавляющее от сомнений ("гуманность" - от уныния, а "мужество" - от страха). По Конфуцию, "высшая разумность", как и "низшая глупость", неизменна. Моисты (мо цзя) считали чжи1 высшей ступенью и целью познания. В легистском трактате Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) понятие "чжи1" употреблено в негативном смысле: "опутанное хитроумием" (чжи1) и эгоизмом "сердце" (синь1) не способно воспринять "всеобъемлемость великого тела" (цюань да ти) Вселенной. В даосском памятнике Ле-цзы (4 в. до н.э. - 4 в. н.э.) "разумность" (чжи1) и "рассудительность" (люй) объявлены "тем, благодаря чему человек ценнее птиц и зверей", но руководящим началом "разумности" названы "благопристойность" (ли2) и "должная справедливость" (и1) (возможно, позднейшая конфуцианская интерполяция). В конфуцианских текстах коннотации чжи1 исключительно положительны. Чжун юн (5-2 вв. до н.э.) ставит чжи1 уже на первое место в комплексе с "гуманностью" и "мужеством": формула "чжи - жэнь - юн" подана как выражение понятия "распространяющаяся (всеобъемлющая) добродетель Поднебесной" (Тянь ся чжи да дэ) и в этом виде стала канонической Как средство "приближения к чжи1" в Чжун юне рассматривается "любовь к учебе". В Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) "началом разумности" объявлено "утверждающее и отрицающее сердце", а "разумность" - исконно присущей природе человека наряду с "гуманностью", "долгом/справедливостью", "благопристойностью". В Хань шу (1 в.) "способность участия в совершении добра и неспособность участия в совершении зла" определяется как "высшая разумность". Ей противопоставляется "низшая глупость" как способность только к "совершению зла"; промежуточное положение занимает "средний человек", способный творить и добро, и зло. На основании этой троичной схемы строится девятеричная классификация мифических и исторических персонажей. Ван Чун (1 в.) соотносил "высшую разумность" у Конфуция с носителем "предельного добра" (цзи шань); Хань Юй (8-9 вв.) включил "разумность" в пятеричный набор качеств, "делающих человеческую природу (син1) тем, что она есть", наряду с "гуманностью", "благопристойностью", благонадежностью" (синь2) и "должной справедливостью". В китайском буддизме иероглиф "чжи1" применялся для обозначения понятия "джняна" - высшего полного знания, получаемого в результате медитации при растворении объекта в субъекте и охватывающего все виды знания, не являясь их суммой.
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЧЖИ-РАЗУМНОСТЬ" в других словарях:

  • ЧЖИ-СИН — Знание действие . Терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи2 [[действенное]] знание ( сознание , познание , разумность , мудрость , понимание , видение ) и син3 [[сознательное]]… …   Энциклопедия Кольера

  • ЧЖИ —     ЧЖИ категория китайской философии, выражающая два оценочно расходящихся смысловых ряда: 1) разумность, ум, интеллект, мудрость; 2) изобретательность, хитроумие, стратагема. Первый смысловой ряд, особенно в древних произведениях, написанных до …   Философская энциклопедия

  • ЧЖИ-СИН —     ЧЖИ СИН (знание действие) терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи “[действенное] знание” (“сознание”, “познание”, “разумность”, “мудрость”, “понимание”, “видение”) и син… …   Философская энциклопедия

  • САНЬ ГАН У ЧАН —     САНЬ ГАН У ЧАН (“Три устоя и пять постоянств”; сокращенно ган чан “устои и постоянства”) традиционное для конфуцианства обозначение нормативных отношений между главными социальными ролевыми позициями и нормативных этических качеств. Сочетание …   Философская энциклопедия

  • интеллект — ЧЖИ (1) Разумность (хитроумие, мудрость, интеллект) В узком смысле качество совершенного (благородного) мужа (цзюнь цзы), в широком свойство, выделяющее человека из животного мира. Как филос. категория понятие Ч. использовалось гл. обр.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • знание - действие — ЧЖИ СИН Знание действие Терминологич. оппозиция, выражающая проблему соотношения двух специфич. категорий кит. философии: чжи (2) (действенное) знание ( сознание , познание , разумность , мудрость , понимание , ведение ) и син (3) (сознательное)… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • КОНФУЦИАНСТВО — (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… …   Философская энциклопедия

  • фигура — СИН (1). (Индивид.) природа ( качество , характер , пол ). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки сердце и жизнь , рождение ) указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку на связь …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»