ЛИВИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

ЛИВИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

До 1912 Ливия являлась провинцией Османской империи, а затем до Второй мировой войны - колонией Италии. В бедной малонаселенной стране практически отсутствовала какая-либо политическая активность. Самым значительным местным традиционным институтом было мусульманское религиозное братство сенуситов с центром в Киренаике. В годы Второй мировой войны Ливия была оккупирована войсками Великобритании и Франции, а после окончания войны оставалась под управлением английской и французской администрации. В 1951 Ливия получила независимость. В то время она представляла собой федеративное государство, состоящее из трех провинций - Триполитании, Киренаики и Феццана. По государственному устройству Ливия была конституционной монархией, во главе которой стоял руководитель братства сенуситов Мухаммед Идрис ас-Сенуси, короновавшийся под именем короля Идриса I. В годы Второй мировой войны он активно сотрудничал с англичанами. Консервативный режим короля Идриса был тесно связан с Великобританией и США. Хотя и проводились выборы в нижнюю палату двухпалатного парламента, в стране фактически отсутствовали политические партии. Однако многие ливийцы разделяли идеи арабского национализма в его современной форме, которая была выдвинута президентом Египта Гамалем Абдель Насером. С обнаружением запасов нефти в конце 1950-х годов Ливия вступила на путь экономического процветания, и вскоре в стране появилась образованная городская элита. С 1963 правительство пыталось модернизировать страну; ливийским женщинам было предоставлено право участвовать в выборах, Ливия была объявлена унитарным государством. Тем не менее по всей стране, за исключением Киренаики, оплота Сенуситской королевской династии, нарастало недовольство консервативной политикой прозападной монархии. Поражение арабов в войне с Израилем в 1967 дало сильный толчок распространению в Ливии идей арабского национализма. В сентябре 1969 группа молодых армейских офицеров свергла монархический режим и провозгласила Ливию республикой. Вся полнота власти перешла к Совету революционного командования (СРК) во главе с руководителем военного переворота Муаммаром Каддафи. СРК распустил парламент, приостановил действие конституции и назначил кабинет министров, состоявший преимущественно из гражданских лиц. В 1973 Каддафи организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, одобрил новое название страны - Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия ("народное государство"). Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК.
Национальное правительство. В Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является ВНК, в состав которого входят представители народных комитетов. Фактически ВНК обладает функциями парламента. Его члены избираются на местном и региональном уровнях, часть их назначается лично Каддафи. Из числа членов ВНК Каддафи назначает и министров своего кабинета. Хотя сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остается ведущим политическим деятелем Ливии.
Судебная система. Основой судопроизводства является Коран. Судопроизводство осуществляется иерархически выстроенной системой судов. В судах магистратов рассматриваются мелкие дела. Далее идут суды первой ступени, апелляционные суды и Верховный суд.
Вооруженные силы. В конце 1980-х годов численность вооруженных сил была сокращена, но в 1994 вновь восстановлена до уровня середины 1980-х годов. В 1995-1996 общая численность вооруженных сил Ливии составляла 80 тыс. человек, из них 50 тыс. служили в сухопутных войсках. На вооружении состоят 2210 танков и 417 единиц авиационной техники, половина танков и авиации законсервирована. Внешняя политика Ливии в 1950-х - начале 1960-х годов определялась зависимостью от США и Великобритании, которые в обмен на военную помощь держали на территории Ливии свои военные базы. Когда доходы от экспорта нефти возросли, Ливия освободилась от экономической зависимости, было покончено и с иностранным военным присутствием, и страна все больше стала сближаться с другими арабскими государствами. Во внешней политике нашел отражение воинствующий арабский национализм. Ливия заняла бескомпромиссную позицию в арабо-израильском конфликте. В 1977 на состоявшейся в Ливии конференции арабских государств были подвергнуты резкой критике переговоры президента Египта Анвара Садата с Израилем. Вслед за этим было объявлено о разрыве дипломатических отношений с Египтом.
Исходя из идей арабского национализма, руководители Ливии неоднократно выступали с предложением объединиться с другими арабскими странами или создать конфедерации в надежде, что это будет способствовать постепенному объединению всего арабского мира. В 1972 Ливия, Сирия и Египет объявили о намерении создать федерацию, но дальше намерений дело не пошло. Точно так же закончились планы по объединению в 1972 с Египтом, в 1974 - с Тунисом, в 1980 - с Сирией, в 1981 - с Чадом, в 1984 - с Марокко и в 1987 - с Алжиром. В настоящее время Ливия входит в состав Союза арабского Магриба, созданного в 1989 регионального объединения, включающего Марокко, Алжир, Тунис, Мавританию и Ливию. На практике Ливия осуществляет активный внешнеполитический курс, который привел к конфликтам в отношениях с консервативными арабскими режимами и США. В 1973 Ливия оккупировала полосу Аузу на севере Чада, а в 1980-х годах части ливийской армии принимали участие в гражданской войне в этой стране. Ливия оказывала поддержку фронту ПОЛИСАРИО, который в 1976-1991 вел вооруженную борьбу с Марокко за контроль над территорией бывшей Испанской Сахары. В 1984 между Ливией и Мальтой было достигнуто соглашение об экономическом сотрудничестве. Обвинение Ливии в том, что она поддерживает террористов в Ливане и международный терроризм в целом, значительно ухудшило американо-ливийские отношения в 1980-е годы. В марте 1986 разразился конфликт между вооруженными силами обеих стран из-за территориальных вод в районе залива Сидра. 15 апреля 1986 авиация США нанесла бомбовые удары по нескольким ливийским городам. В 1987 вооруженные силы Чада при поддержке Франции нанесли унизительное поражение ливийской армии. Вопрос о территориальной принадлежности полосы Аузу разбирался на заседании Международного суда в Гааге, который в 1994 вынес решение в пользу Чада, и Ливия вывела свои войска со спорной территории. В 1988 США и Великобритания обвинили Ливию во взрыве грузового авиалайнера компании "Пан-Америкен" над Локерби (Шотландия), а Франция - в обстреле французского самолета над территорией Нигера в 1989. В апреле 1992 в соответствии с резолюциями ООН № 731 и № 748 за отказ ливийского правительства выдать граждан этой страны, подозреваемых в осуществлении взрывов в США и Великобритании, против Ливии были введены экономические санкции. Они включали запрещение всех авиарейсов в Ливию и из Ливии, запрет на продажу этой стране самолетов и запасных частей к ним, а также военной техники и снаряжения. В ответ на решения ООН в мае 1992 официальные представители Ливии выступили с заявлением, осуждающим терроризм, а также объявили о решении закрыть в Триполи штаб-квартиру Палестинской организации ФАТХ - Революционный Совет во главе с Абу Нидалем. Несколько недель спустя в Женеве состоялась встреча представителей Ливии и Великобритании, на которой ливийская сторона передала информацию о связях Ливии с Ирландской республиканской армией. Однако Каддафи отказался выдать США или Великобритании лиц, подозреваемых в совершении диверсии на борту авиалайнера компании "Пан-Америкен", мотивируя свое решение тем, что у Ливии с этими странами нет договора об экстрадиции. Вместо этого ливийский лидер предложил устроить над ними судебный процесс и провести его в разных странах или же организовать процесс в Международном суде в Гааге. Предложение Каддафи было отвергнуто, и начиная с апреля 1992 санкции ООН против Ливии возобновляются каждые шесть месяцев. Ливия входит в число неприсоединившихся стран, является членом ООН, Лиги арабских государств, Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Организации африканского единства и Исламского банка развития.
ЭКОНОМИКА
До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Большая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема - нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.
Нефтедобывающая промышленность. Еще в 1955, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний. В 1970 ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично - чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973-1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972-1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994-1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т. В 1988, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти - Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах - находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.
Сельское хозяйство. Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом - орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению "великой искусственной реки" - водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га - в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.
Другие отрасли промышленности. Правительство Ливии прилагает усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла. Численность промышленных рабочих невелика, но постоянно растет по мере развития нефтяной промышленности и строительства предприятий, связанных с добычей и переработкой нефти. Поскольку почти половину занятых в нефтяной промышленности составляли иностранные рабочие, в 1971 правительство призвало иностранные компании принимать на работу как можно больше ливийцев.
Внешняя торговля. В течение первого десятилетия независимого развития Ливии затраты на импорт обычно превышали экспортные поступления. Однако к 1963 благодаря экспорту нефти Ливия добилась положительного торгового баланса. Из-за низкого содержания серы в нефти и благодаря близости к промышленно развитым странам Западной Европы Ливия успешно конкурирует с другими государствами на мировом нефтяном рынке. Стоимость экспорта Ливии в 1991 составила 10,2 млрд. долл., импорта - 8,7 млрд. долл. Продажа нефти в 1997 принесла свыше 95% всей суммы экспортных поступлений. Главные статьи импорта - машины, строительное и транспортное оборудование, ткани, промышленные товары и продовольствие. Помимо нефти Ливия экспортирует природный газ. Основные торговые партнеры Ливии - Италия, Германия, Испания и Франция.
Транспорт. Главный морской порт страны - Триполи. За ним следуют Бенгази, Дерна и Тобрук, модернизованные и расширенные в 1960-е годы. Тогда же на средиземноморском побережье были сооружены нефтяные терминалы для загрузки нефтеналивных танкеров. В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведенной в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовым морским флотом (26 судов, в том числе 12 танкеров) общим тоннажем более 70 тыс. т. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки.
Денежное обращение и банковское дело. Созданный в 1955 Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 указом правительства все банки в Ливии были национализированы. Государственная денежная единица - ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов.
Финансы и экономическое развитие страны. По закону о нефтяных отчислениях 1958, 70% государственных поступлений от продажи нефти должны направляться на реализацию планов экономического развития. На первом этапе основное внимание уделялось развитию сельского хозяйства, инфраструктуры, сферы образования и жилищного строительства. В 1970-х годах в список первоочередных задач были включены проекты по сооружению электростанций и развитию различных отраслей промышленности. Правительство Ливии вполне определенно отдает себе отчет в том, что после истощения запасов нефти благосостояние страны будет зависеть от уровня развития сельского хозяйства и промышленности. Падение мировых цен на нефть, крайне пагубно сказавшееся на экспорте, в середине 1980-х годов привело к сокращению ассигнований на экономическое развитие. Но правительство по-прежнему выделяет значительные средства на образование, здравоохранение и поддержку средств массовой информации. После 1992, с введением санкций ООН против Ливии и уходом ливийских войск со спорной территории на севере Чада значительно уменьшились государственные расходы на оборону. Главная статья расходов - строительство "великой искусственной реки", на которое к 1996 было затрачено 18 млрд. долл. бюджетных средств. С середины 1980-х годов значительно сократился объем государственных инвестиций в промышленное производство. Только за 1989-1990 финансовый год они уменьшились на 40% по сравнению с предыдущим годом. С другой стороны, бюджетные ассигнования на развитие сельского хозяйства в 1990-1991 финансовом году выросли в четыре раза. До притока средств от продажи нефти программы экономического развития страны финансировались главным образом благодаря помощи США, Великобритании и ООН. К 1965 Ливия уже не нуждалась в иностранной финансовой помощи, а в 1970-х годах сама оказывала помощь некоторым, главным образом мусульманским, государствам на Ближнем Востоке, в Африке и Азии.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЛИВИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:

  • Государственное устройство Ливии — Ряд межправительственных и коммерческих документов будет подписан в четверг в Триполи по итогам переговоров Владимира Путина с ливийским лидером Муамаром Каддафи. По своему государственному устройству Ливия является джамахирией (государством… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ЛИВИЯ — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, государство в Северной Африке. На севере омывается Средиземным морем, на востоке граничит с Египтом, на юго востоке с Суданом, на юге с Чадом и Нигером, на западе с Алжиром и на северо… …   Энциклопедия Кольера

  • Ливия — 1) Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахерия, гос во в Сев. Африке. Название одного из племен, живших в оазисах к 3. от Нила либу, греки перенесли сначала на название страны, а затем и на всю Африку. Однако впоследствии топоним… …   Географическая энциклопедия

  • Ливия, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Северной Африке. Территория 1,76 тыс.кв.км. Столица… …   Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

  • ЛИВИЯ — CОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ ЛИВИЙСКАЯ АРАБСКАЯ ДЖАМАХИРИЯ Государство в Северной Африке. На севере омывается Средиземным морем. На востоке граничит с Египтом, на юго востоке с Суданом, на юге с Чадом и Нигером, на западе с Алжиром, на северо западе …   Города и страны

  • ЛИВИЯ — (ليبيا (аль Либия), Libya) Общие сведения Официальное название Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (араб. الليبية الشعبية الاشتراكية العظمى الجماهيرية العربية (Аль Джамахирийя аль арабийя аль либийя аш шаабийя аль… …   Энциклопедия стран мира

  • Культурно-политическое устройство Древнего Рима — Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Викифицировать статью …   Википедия

  • Арабский социалистический союз (Ливия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Арабский социалистический союз. Арабский социалистический союз (Ливия) الاتحاد الاشتراكى العربى Логотип Лидер: Муаммар Каддафи Дата основания: 11 июня …   Википедия

  • Лидер революции (Ливия) — Лидер Революции (араб. قائد الثورة‎‎)  в Ливии времён Каддафи должность руководителя полугосударственной общественно политической организации  Революционного руководства. Была установлена в результате военного переворота 1969 года …   Википедия

  • Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»