- ПАКИСТАН
Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии, относящееся к числу десяти самых населенных стран мира. Образовалось в 1947, когда произошел раздел Индии. Пакистан в современных границах существует с 1971.
Пакистан. Столица - Исламабад. Население - 137 млн. человек (1997). Плотность населения - 157 человек на 1 кв. км. Городское население - 35%, сельское - 65%. Площадь - 796 095 кв. км. Высшая точка - гора Тириумар (7690). Основные языки: урду (государственный), панджаби, пушту, синдхи, белуджский (балучи). Основная религия - ислам. Административно-территориальное устройство: 4 провинции, 1 федеральный округ. Денежная единица - рупия. Национальный праздник: День Пакистана - 23 марта. Государственный гимн: "Благословенна будь, священная земля".
Флаг Пакистана
На карте Южной Азии
На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе - с Афганистаном, на северо-востоке - с Джамму и Кашмиром (на который предъявляют права и Индия, и Пакистан) и на востоке - с Индией. Под контролем Пакистана находятся северные и западные местности Джамму и Кашмира - т.н. Азад Кашмир (т.е. "Свободный Кашмир").
ПРИРОДА
Строение поверхности. На территории Пакистана выделяются две крупные орографические области - Индская равнина (западная часть Индо-Гангской равнины) и окаймляющие ее с запада и севера горы и возвышенности, принадлежащие к системам Иранского нагорья, Гиндукуша и Гималаев, которые входят в зону альпийской складчатости. Индская равнина возникла на месте обширного предгорного краевого прогиба. К ней приурочены немалые запасы природного газа и нефти. В горах обнаружены значительные месторождения бурого угля, хромитовой руды и других полезных ископаемых. Индская равнина - одна из великих аллювиальных равнин тропического пояса, протянувшаяся от подножий Гималаев до Аравийского моря на 1200 км при ширине до 550 км. Почти вся ее территория расположена ниже 200 м и отличается однообразным плоским рельефом. В ее пределах различают три части: северную - Пенджаб (или Пятиречье), образованную Индом и его пятью крупными притоками (Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж); Синд - среднее и нижнее течение Инда; и пустыню Тар, находящуюся к востоку от Синда. На севере равнины представлены конусы выноса обломочного материала, прорезанные реками. В Синде на междуречьях сохранились следы древней речной сети, свидетельствующие о большей обводненности равнины в прошлом. Дельта Инда состоит из двух действующих русел, отмерших эстуариев и древних песчаных береговых валов. В пустыне Тар распространены грядовые пески и дюны высотой до 100 м. Южнее этой пустыни находятся солончаковые низменности Большого Качского Ранна, заливаемые морскими приливами и ливневыми водами. На севере Пакистана между Индской равниной и горами расположено песчаниковое плато Потвар со средними высотами 300-500 м, окаймленное с юга Соляным хребтом (высота до 1500 м). Горы Пакистана представляют собой молодые складчатые хребты, сложенные кристаллическими сланцами, известняками, песчаниками и конгломератами. Наиболее высокие хребты расчленены речными долинами и ущельями и увенчаны снежниками. На крайнем севере в пределы Пакистана частично заходят осевые хребты Гиндукуша с вершиной Тиричмар (7690 м), являющейся высшей точкой страны. Восточнее расположены периферические хребты Хиндурад и Спингар, разделенные Хайдарским проходом (1030 м) - важнейшим перевалом, используемым для сообщения между Пешаваром и Кабулом. На северо-востоке на территории Пакистана расположены западные отроги Гималаев и гор Сивалик. Западную часть Пакистана занимают плато Белуджистан и сопредельные горы, составляющие юго-восточное обрамление Иранского нагорья. Средние высоты этих гор обычно не превышают 2000-2500 м. Таковы, например, Сулеймановы горы, окаймляющие с запада Индскую равнину, однако массив Тахти-Сулейман в северной части этих гор поднимается до 3452 м. Южнее хребет Киртхар нависает над долиной Инда отвесной стеной, высоты этих гор понижаются от 2440 м на севере и до 1220 м на юге. Горы Макран, состоящие из нескольких параллельных хребтов высотой до 2357 м, ограничивают с юга плато Белуджистан. С севера оно окаймлено горами Чагаи, где имеются потухшие вулканы. Далее к северо-востоку простирается хребет Тобакака (до 3149 м), у его западной оконечности расположен перевал Ходжак (Болан), через который проходит стратегически важный путь из Кветты в Кандагар (Афганистан). Молодые горы Пакистана подвержены различным стихийным бедствиям. В высокогорьях нередко бывают лавины, сели, камнепады, ледниковые пульсации (серджи). Имеется ряд сейсмически опасных районов. В 1935 от землетрясения сильно пострадал город Кветта. Климат Пакистана испытывает сильное влияние муссонов, на большей части страны он тропический, на северо-западе субтропический. Средние температуры января 12-16° С, июля 30-35° С. В высокогорьях бывают морозы до -20° С, и даже в летние месяцы происходят заморозки. Среднее годовое количество осадков на плато Белуджистан и в пустыне Тар составляет до 1000 мм, в Кветте - всего 250 мм, а в горах на западе страны в наиболее благоприятных условиях 500-1000 мм. В Синде оно не превышает 125 мм, и жизнь там возможна только благодаря водам Инда. В предгорных районах на севере страны количество осадков возрастает до 300-500 мм, а в горах до 1200 мм. Выпадение осадков связано с летними муссонами. На равнинах Пакистана испаряемость в 15-20 раз превышает осадки, обычны засухи.
Растительность. Благодаря искусственному орошению значительные территории в бассейне Инда и его притоков превращены в систему оазисов, где выращивают рис, хлопчатник, пшеницу, просо и другие культуры. Там, где нет орошения, преобладает травянисто-кустарниковая полупустыня, а в Синде - пустыня. По долинам рек местами сохранились галерейные леса из евфратского тополя и тамариска. В результате интенсивного водозабора сток многих рек Индской равнины резко сократился. Чрезмерная распашка, выпас и сведение лесов привели к деградации ландшафтов и заметному иссушению территории. В результате расширились площади антропогенных пустынь. Леса, некогда покрывавшие равнину, не сохранились, лишь вдоль дорог, вокруг деревень и колодцев встречаются отдельные рощицы деревьев, чаще всего манго и других плодовых. В Пенджабе, где нет искусственного орошения, преобладает травянисто-кустарниковая полупустыня, а в Синде - пустыня. В горах Пакистана растут ксерофильные кустарники, хвойные и лиственные леса занимают не более 3% площади страны. В Соляном хребте, находящемся на междуречье Джелама и Инда и образующем южный край плато Потвар, а также в предгорьях Гималаев и некоторых других районах страны произрастает своеобразное субтропическое редколесье из вечнозеленых ксерофитных пород. В нем доминируют дикие маслины, акации и карликовые пальмы. Выше в горах на севере страны на высотах 2000-2500 м над у.м. значительные площади заняты высокоствольными лесами из вечнозеленых широколиственных пород, преимущественно дубов и каштана. Выше они сменяются величественными лесами из гималайского кедра (Cedrus deodara), длиннохвойной сосны (Pinis longifolia), пихты и ели. В них часто развит густой кустарниковый ярус из магнолии, лавра и рододендрона. В дельте Инда и на побережье Аравийского моря растут мангровые леса.
Животный мир Пакистана весьма разнообразен. В горах из крупных млекопитающих водятся дикие бараны и козлы, включая такие редкие виды, как сибирский горный козел, а на равнинах обитают кабаны, антилопы, джейраны, куланы и персидская газель. В лесах и рощах много обезьян. Из хищников в горах встречаются леопард, ирбис, черный медведь, белуджистанская лисица, гиена, шакал. Разнообразен мир пернатых: орлы, коршуны, грифы, павлины, попугаи и др. Почти повсеместно обитают змеи, в том числе ядовитые. Для низовий Инда характерны крокодилы. Из беспозвоночных распространены скорпионы, клещи, малярийные комары и москиты. В Аравийском море велики ресурсы рыбы, наиболее важное промысловое значение имеют сельдь, морской окунь, раванс (индийский лосось). Ловят также акул, скатов, спрутов и креветок. У берегов обитают гигантские морские черепахи диаметром до 1,5 м.
НАСЕЛЕНИЕ
Демографические сведения. Численность населения страны в 1997 оценивалась в 137 млн. человек, тогда как в 1901 на территории, занимаемой сегодня Пакистаном, насчитывалось 16,6 млн. жителей. Следовательно, произошло более чем восьмикратное увеличение населения менее чем за 100 лет. Средняя плотность населения в 1997 равнялась 157 человек на 1 кв. км, при максимальном значении показателя для провинций в Пенджабе и минимальном в Белуджистане. Темпы демографического роста в последнем десятилетии 20 в. равняются 2,9% в год. Средняя продолжительность жизни, по расчетам 1994, составляет 64 года. Пакистан пытался ослабить "взрыв" населения с помощью программы планирования семьи. В 1960-е годы правительство развернуло широкомасштабную кампанию по распространению противозачаточных средств, однако ими пользуются, по данным 1987-1994, лишь 12% супружеских пар.
Миграция. С древнейших времен на территории нынешнего Пакистана происходили важные для истории этого региона миграции населения. Во II тысячелетии до н.э. на Индостан с северо-запада вторглись арийские племена, которые принесли свой язык и новое общественное устройство. Тем же путем в 8 в. и позже сюда шли мусульманские завоеватели, а вместе с ними распространялись их религия и культура. Несколько крупных миграций населения произошло в современную эпоху. С 1890 по 1920 британские колониальные власти переселили от 500 тыс. до 1 млн. пенджабцев из восточного Пенджаба, находящегося сейчас в пределах Республики Индии, в западный Пенджаб, т.е. на территорию современного Пакистана, для освоения земель, на которых незадолго до этого была создана сеть оросительных каналов. Массовое переселение беженцев происходило и сразу же после раздела получивших независимость индийских владений Великобритании в 1947. Примерно 6,5 млн. человек устремилось из Индии в Пакистан, а 4,7 млн. - в обратном направлении, т.е. в стране за год прибавилось 1,8 млн. жителей. Эта миграция затронула в основном Пенджаб: его покинули 3,6 млн. человек, на место которых пришло 5,2 млн. Большинство остальных беженцев осело в городах Синда, а менее 100 тыс. - в Белуджистане и у северо-западной границы. В 1970-х и 1980-х годах многие пакистанцы покинули родину в поисках работы, и в 1984 примерно 2 млн. человек жили и трудились за рубежом, преимущественно в Великобритании и странах Среднего Востока. Однако в конце 1980-х годов шансы найти работу на нефтепромыслах Персидского залива понизились, и началось массовое возвращение эмигрантов. Кроме того, в 1980-е годы гражданская война в Афганистане привела к переселению до 3 млн. человек в лагеря беженцев на территории Пакистана. В самом Пакистане происходит также постоянный отток сельского населения в города. В них на его нынешней территории было сосредоточено в начале нашего столетия всего 10% жителей, а на 1995 эта доля исчислялась в 35%.
Города. Одна из характерных особенностей урбанизированного населения страны - высокий процент беженцев из Индии (мухаджиров) и их потомков. В 1951 в каждом из 6 ведущих городов страны они составляли более 40% жителей. Важнейший из городов - Карачи, население которого, по оценке 1992, составляло ок. 7 млн. человек, среди них говорящие на урду выходцы из Индии, видные позиции принадлежат и прослойке беженцев-гуджаратцев, хотя их численность заметно меньше. Сложились также крупные общины синдхов, пенджабцев, пуштунов и белуджей. Карачи был столицей государства до 1959, а в настоящее время является административным центром провинции Синд. Следующий по величине город - Лахор, столица Пенджаба, с населением 3,5 млн. человек (по оценке 1992). В Лахоре, который многими рассматривается как средоточие интеллектуальной жизни страны, находится старейший. Пенджабский университет, основанный в 1882. Фейсалабад (ранее - Лайалпур), выросший в колониальную эпоху в зоне орошенных каналами земель, занимает третье место по количеству населения: ок. 2,0 млн. человек (оценка 1992), центр торговли сельскохозяйственными продуктами и мелкой промышленности. Четвертый по размерам город - Равалпинди на севере Пенджаба, насчитывающий ок. 928 тыс. жителей (1992). С 1959 какое-то время являлся столицей страны - до тех пор, пока в 13 км к северо-востоку от него не была отстроена новая столица Исламабад, куда в конце 1960-х годов были переведены правительственные учреждения. К другим большим пакистанский городам относятся Хайдарабад (795 тыс. жителей в 1992), Мултан, Гуджранвала и Пешавар.
Этнический состав населения и языки. Государственный язык Пакистана и язык межнационального общения - урду. На нем же в основном пишет и читает большинство населения страны. На региональном уровне наиболее употребимы панджаби, синдхи, пушту (пашто), брахуи (брагуи) и белуджский языки. В сферах бизнеса, образования и административной деятельности широко используется английский. На панджаби говорит примерно 63% всего населения. Пакистанские пенджабцы-мусульмане этнически идентичны проживающим в Индии пенджабцам, исповедующим индуизм и сикхизм. На синдхи говорят около 12% пакистанцев. Пушту - язык пуштунов, живущих главным образом в Северо-Западной Пограничной провинции; широко распространен также в соседнем Афганистане. Белуджистан - родина говорящих на балучи и брагуи. Два важных для страны языка привнесены в Пакистан мигрантами. Говорящие на урду мухаджиры прибыли с территории Индии, главным образом из Соединенных провинций (ныне Уттар-Прадеш) после раздела 1947, и оседали преимущественно в городах, особенно синдских: Карачи, Хайдарабаде и Суккуре. Лишь 8% пакистанцев считают урду родным языком, но его культурная функция исключительно велика. Урду придан статус государственного языка, его носители занимают важные позиции в государственном аппарате и бизнесе. Меньшая группа беженцев, прибывших в основном из Бомбея и с п-ова Катхиявар, говорит на гуджарати и сосредоточены в Карачи. Панджаби, синдхи, урду и гуджарати относятся к индоарийской языковой группе, пушту и белуджский - к иранской, а брагуи - язык дравидийской семьи, распространенной главным образом на юге Индии.
Религиозный состав населения. Государственная религия - ислам, которого придерживаются свыше 97% жителей Пакистана. Около 3/4 из них сунниты, до 1/5 шииты. Кроме того, насчитывается значительное число ахмадие. Они считают себя правоверными мусульманами, хотя правительство страны в 1974 отказалось признать членов этой секты приверженцами ислама. Христиане составляют примерно 1,5% всего населения, индусы - также 1,5%. Среди христиан часть, носящую португальские фамилии, формируют иммигранты из Гоа, а часть - крещеные миссионерами в колониальный период коренные жители. Индусы покинули территорию Пакистана после 1947, хотя некоторая их часть продолжает жить в сельской местности в провинции Синд. В стране представлена малочисленная община парсов-зороастрийцев, говорящих на гуджарати.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Исторический фон. После того, как мусульманские по преимуществу районы Британской Индии образовали независимый Пакистан, государству предстояло обеспечить единство страны, разнородной в этнолингвистическом и географическом отношении. Между ее восточной и западной частями лежали 1600 км индийских земель. Восточный Пакистан, населенный бенгальцами, оказался однородным в национальном отношении, в отличие от Западного Пакистана, на территории которого находятся несколько крупных этносов. Политическая и экономическая власть сосредоточена в Западном Пакистане. В 1947 Акт об управлении Индией, принятый британским парламентом в 1935, был утвержден с необходимыми поправками как временная конституция нового доминиона Пакистан. Перед Учредительным собранием, члены которого были выбраны косвенным путем - в законодательных собраниях провинций, были поставлены задачи: разработать постоянную конституцию и выполнять функции национального парламента. Главой государства становился генерал-губернатор (на которого были возложены обязанности прежнего вице-короля), представляющий английскую королеву. Премьер-министр и его кабинета были ответственны перед парламентом. Ведущей политической силой в стране стала Мусульманская лига, которая получила широкую поддержку населения в своей борьбе за независимый Пакистан. Лидер Лиги Мухаммад Али Джинна занял пост генерал-губернатора, а его заместитель Лиакат Али-хан стал первым премьер-министром Пакистана. В 1955 Учредительное собрание приняло решение объединить все западные провинции и княжества в единую провинцию Западный Пакистан. На следующий год получила одобрение новая конституция, которая провозглашала государство Исламской Республикой Пакистан с президентом во главе законодательной власти и премьер-министром во главе исполнительной власти. Конституция предусматривала "паритет" обеих провинций страны, согласно которому более многолюдный Восточный Пакистан посылал в ее парламент столько же депутатов, что и Западный Пакистан. В октябре 1958 президент Искандер Мирза приостановил действие конституции и ввел военное положение. Главой военной администрации был назначен генерал Мухаммад Айюб-хан, который вскоре занял пост президента, отправив Мирзу в изгнание. Айюб-хан разделил страну на 80 тыс. территориально-административных единиц, где жители выбирали своего представителя в первичные органы самоуправления - "союзы", которые выполняли консультативные и административные функции. Новой конституцией 1962 предусматривалась президентская форма правления. Государство оставалось федеративным образованием, состоящим из двух провинций: Восточного Пакистана и Западного Пакистана. В 1969 после массовых протестов населения, направленных против правящего режима, чрезвычайное положение было отменено, а Айюб-хан передал власть генералу Ага Мухаммад Яхья-хану. Яхья-хан отменил конституцию 1962 и осуществил разделение Западного Пакистана на четыре прежние провинции: Синд, Пенджаб, Северо-Западную Пограничную провинцию и Белуджистан. В декабре 1970 в стране состоялись первые прямые выборы в парламент, на которых с целью умиротворения восточного Пакистана был принят принцип "один человек - один голос". Реально это означало обеспечение большинства в новом Национальном собрании представителям руководимой Шейхом Муджибур Рахманом "Авами лиг". "Авами лиг" получила все предназначавшиеся Восточному Пакистану депутатские мандаты, кроме двух, а Партия пакистанского народа (ППН) во главе с Зульфикаром Али Бхутто победила в Западном Пакистане. Муджибур Рахман и Бхутто не смогли достичь согласия во взглядах на будущее конституционное устройство и основы управления страной. Когда Яхья-хан отложил созыв Национального собрания в марте 1971, разгорелась гражданская война. Получив вооруженную помощь со стороны Индии, Восточный Пакистан добился независимости и был провозглашен Республикой Бангладеш 16 декабря 1971. Через несколько дней Яхья-хан был вынужден сложить свои полномочия и передать власть Бхутто, принявшему на себя обязанности президента Пакистана. При Бхутто была утверждена временная конституция (1972), а в 1973 принята постоянная конституция. Она предусматривала парламентскую систему правления: премьер-министр отвечал перед высшим законодательным органом страны. Бхутто занял пост премьера. В марте 1977 прошли парламентские выборы, которые убедительно выиграла партия ППН. Однако их итоги вызвали сомнения, что привело к волнениям. В июле генерал Мухаммад Зия-уль-Хак, командовавший вооруженными силами, отправил Бхутто в отставку, ввел чрезвычайное положение, а в 1978 стал президентом Пакистана. Управлять страной ему помогали военный совет и правительство. Зия выдвинул программу приведения законов страны в соответствие с принципами ислама и в этой связи одобрил в 1981 создание Федерального консультативного совета (Маджлис-и-шура). В 1985 Зия, начавший движение в сторону гражданского правления, объявил о предстоящих выборах в Национальное собрание и законодательные органы провинций, но исключительно на непартийной основе, и о формировании кабинета министров. Годом позже президент отменил чрезвычайное положение и восстановил действие конституции 1973, в которую были внесены изменения, заметно расширявшие его права. В 1988 правительство было отправлено в отставку, а парламент распущен, однако вскоре Зия-уль-Хак погиб в авиационной катастрофе. На выборах 1988 победила ППН, ее лидер Беназир Бхутто, дочь Зульфикара Али Бхутто, возглавила кабинет министров. В августе 1990 президент Гулам Исхак-хан сместил Бхутто с ее поста, обвинив правительство в непотизме, коррупции и злоупотреблении властью. Временно обязанности премьера согласился исполнять Гулам Мустафа Джатой. На всеобщих выборах в октябре 1990 партия Бхутто потерпела серьезное поражение от Исламского демократического альянса, которым руководил Наваз Шариф. Ее реванш в октябре 1993 привел к новой смене правительства, но в 1996 кабинет министров Бхутто оказался был вновь отстранен от власти президентом. Последующие выборы выиграла Пакистанская мусульманская лига, глава которой Наваз Шариф занял пост премьера.
Президент и правительство Пакистана. Согласно конституции 1973, Исламская Республика Пакистан является федеративным государством. Высшее должностное лицо страны - президент, которого избирают на пятилетний срок члены коллегии выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат парламента и провинциальных законодательных собраний. Исполнительные функции осуществляет руководимое премьер-министром правительство. Законодательная власть в стране принадлежит парламенту. Большинство депутатов Национального собрания выбираются на 5 лет непосредственно электоратом, члены Сената - на 6 лет законодательными органами провинций. Президент производит назначения премьер-министра и членов его кабинета с одобрения большинства членов Национального собрания. Ранее глава государства имел полномочия распустить парламент страны и объявить новую избирательную кампанию, но внесенные в текст конституции изменения (1997) лишили его этого права.
Судебная система. Верховный суд состоит из председателя (главного судьи Пакистана) и других членов. Следующую инстанцию образуют расположенные в Карачи, Кветте, Лахоре и Пешаваре Высшие суды провинций. Они руководят деятельностью нижестоящих судебных органов в своей провинции: окружных судов, магистратов разного класса и мировых судов. В годы правления Зия был создан также Федеральный шариатский суд, который решает, соответствуют ли законы канонам исламского права.
Административный аппарат. В государственных учреждениях работают преимущественно профессионалы. Их верхний слой формировали члены единой Государственной службы Пакистана (ГСП), включавшей 1000-1500 чиновников, прошедших хорошую подготовку. Компетентная, но бюрократизированная элита из ГСП активно участвовала в выработке серьезных политических решений, особенно при Айюб-хане. Поэтому общественное мнение оказалось настроенным против ГСП, и она была ликвидирована Бхутто в 1973.
Политические партии. В стране представлены партии разной ориентации, часть которых носит региональный характер. Мусульманская лига была ведущей силой в 1940-х годах, но позднее разделилась на ряд фракций. Коалиция фракций сохраняла доминирующее положение при Айюб-хане с 1962 по 1969. "Авами лиг" была основана в 1949 и под руководством Шейха Муджибура Рахмана завоевала почти все парламентские места от Восточного Пакистана на выборах 1970. В следующем году она стала правящей партией независимой Бангладеш. Зульфикар Али Бхутто основал в 1967 Партию пакистанского народа (ППН), выступавшую под лозунгом "исламского социализма". ППН в 1970 получила 3/5 депутатских мест от Западного Пакистана и была самой влиятельной политической организацией страны в 1971-1977. Установление военного режима в 1977 имело прямым следствием ограничение деятельности партий. На выборах 1985 наибольшее число мест в Национальном собрании досталось Пакистанской мусульманской лиге (фракция Погаро), и ее лидер Мухаммад-хан Джунеджо был выдвинут на пост премьер-министра. Главным оппозиционным объединением стало многопартийное Движение за восстановление демократии (ДВД; основано в 1981). В него вошли крайне левая Народная национальная партия и ППН, которой руководила дочь ее создателя Беназир Бхутто. ДВД требовало возобновить действие конституции 1973 и призывало бойкотировать выборы 1985. После того как Зия сместил Джунеджо в 1988, а вскоре погиб, политическая активность в стране была восстановлена. Судебные органы подтвердили, что партиям разрешается принимать участие в выборах. Прежние сторонники Зия-уль-Хака образовали новый Исламский демократический альянс (ИДА), который возглавил Наваз Шариф, стоявший у руля ее основной силы - проправительственной фракции Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ). На выборах в Национальное собрание в ноябре 1988 ППН получила 93 из 205 депутатских мест, ИДА - 55. Беназир Бхутто заняла пост премьер-министра.
Вооруженные силы. Благодаря помощи со стороны США и ряда других стран пакистанские войска хорошо обучены и оснащены современным оружием. В 1998 сухопутные вооруженные силы насчитывали 450 тыс., морские 16 тыс. и воздушные 17,6 тыс. человек. Армия всегда обладала в стране огромным влиянием. Генералы часто переходили на высокие должности в гражданской администрации, активно участвовали в политических событиях 1958, 1969 и 1977, вводили чрезвычайное положение и устанавливали свой контроль над правительством.
Внешнеполитические отношения. В 1947 Пакистан был принят в ООН и в том же году стал членом британского Содружества наций. В 1972, когда Великобритания и другие страны Содружества признали Бангладеш, Пакистан вышел из его состава, и вернулся только в 1989. Внешняя политика Пакистана определялась прежде всего тем, как складывались отношения с соседями - Индией и Афганистаном, что сказывалось на характере дипломатических связей даже со сверхдержавами. В 1971 Пакистан был среди учредителей Организации исламской конференции, впоследствии был принят в члены Движения неприсоединения. Пакистан находится в состоянии конфликта с Индией по вопросу о Кашмире уже
на протяжении более 40 лет. В 1947-1948 оба государства оказались из-за этого на грани войны. Позднее при посредничестве ООН в Кашмире удалось провести демаркационную линию. Области к югу и востоку остались под управлением Индии, а остальная часть бывшего княжества, известная как Азад ("Свободный") Кашмир, контролируется Пакистаном. В его состав под названием "Северные территории" частично интегрированы горные местности на севере Кашмира, включающие Гилгит, Хунзу и Балтистан, но их жители не участвуют в выборах в общепакистанские органы власти. Спор о разделе вод системы Инда омрачал отношения с Индией, пока не нашел успешного разрешения в договоре 1960, заключенном при посредничестве Всемирного банка. В 1990 в Кашмире произошла очередная вспышка волнений, в разжигании которых индийская сторона обвинила Пакистан. Последний отрицает свое в этом участие, признавая за собой право на дипломатическую поддержку кашмирских мусульман и настаивая на проведении в штате Джамму и Кашмир плебисцита в соответствии с резолюциями ООН. Индия требует, чтобы Пакистан вывел войска с кашмирской территории, а отказ от плебисцита, в чем ее обвиняет Пакистан, объясняет тем, что законодательное собрание штата высказалось за его полную интеграцию с Индией. В итоге никаких акций по разрешению конфликта не предпринималось. В 1998 индийское правительство, возглавляемое представителями партии Бхаратия Джаната, и пакистанское правительство во главе с Наваз Шарифом согласились обсудить все спорные вопросы, включая кашмирский, на серии встреч между высокопоставленными дипломатами двух стран. В 1950-х годах Пакистан подписал двусторонний договор с США и вошел в 1954-1972 в региональный военный блок СЕАТО и в 1955-1979 в Багдадский пакт (позднее СЕНТО). В 1962, после того как произошли вооруженные стычки между Индией и Китаем, Пакистану удалось достичь согласия по пограничным проблемам и упрочить добрососедские контакты с КНР. Со стороны США продолжала поступать военная помощь, тогда как Индия ориентировалась на советскую боевую технику, отказавшись от закупок американского оружия. Новое столкновение с Индией в Кашмире случилось в 1965, а в 1971 возникло третье опасное противостояние, когда Индия выступила на стороне бойцов за независимость восточной провинции Пакистана и тем самым был ускорен процесс образования Бангладеш. На протяжении 1970-х годов Пакистан укреплял связи с развивающимися странами Среднего Востока и других регионов "третьего мира". В 1974 на его земле состоялась конференция лидеров мусульманских государств. Удалось улучшить отношения с Саудовской Аравией и эмиратами Персидского залива. Растущая поддержка оказывалась Организации освобождения Палестины. В 1979 Пакистан стал участником Движения неприсоединения. В 1979 на первый план вышла политическая обстановка на северных рубежах страны. К тому времени пакистано-афганские разногласия уже пустили глубокие корни. Власть в Кабуле никогда не принимала в качестве официальной государственной границы линию Дюранда, посредством которой Великобритания отделила от Афганистана пуштуязычные районы, оказавшиеся под ее контролем. Кабул стремился также, сначала в 1950-х и затем в 1970-х годах, поощрять сепаратистские устремления пуштунов в Северо-Западной Пограничной провинции, выступая с предложением создать государство Пуштунистан. Однако сам Афганистан как слабый сосед не вызывал серьезной тревоги. Выступление исламистов-консерваторов в 1978 против нового, придерживавшегося левых взглядов правительства в Афганистане, которое стояло на промосковских позициях, и вторжение советской армии в эту страну в 1979 кардинально изменили ситуацию. За несколько лет в Пакистан прибыли 3 млн. афганских беженцев. Главное же состояло в том, что Афганистан, тесно связанный с СССР, стал бы представлять реальную угрозу для безопасности Пакистана, оказавшись потенциальным союзником Индии. Поэтому в 1980-х годах на его территории афганские повстанцы получили надежное убежище и возможность разбивать военные лагеря. Через Пакистан поступали вооружения для моджахедов из США и Саудовской Аравии. Военная помощь была оказана и самому Пакистану. После того как советский воинский контингент был выведен из Афганистана в 1988-1989, на родину вернулись бойцы сопротивления, которые перешли от военных действий против СССР и зависимого от него правительства в Кабуле к внутренней гражданской войне. Пакистан пытался содействовать ее прекращению и достижению согласия между враждебными группировками. В середине 1990-х годов в Афганистане возникла новая группировка талибанов, которым удалось захватить власть в большинстве его областей. Талибаны занимают место на крайнем фланге исламского фундаментализма.
ЭКОНОМИКА
Исторический фон. Территории, на базе которых после раздела Британской Индии в 1947 образовался Пакистан, обладали типично аграрной экономикой. Пенджаб, свыше 50% площади которого оказалось в пределах Западного Пакистана, пользовался известностью как житница колонии. В годы Второй мировой войны Пенджаб оставался крупным экспортером пшеницы и хлопка, а местная деревня выделялась на общеиндийском фоне своим материальным благополучием. Восточная Бенгалия, ставшая провинцией Восточный Пакистан, была ведущим мировым экспортером джута, используемого для производства мешочной тары и выделки ковровых изделий. Западный Пакистан располагал разветвленной системой ирригационных каналов и плотин - в Пенджабе и Синде, а Карачи служил важным портом. В восточной части страны портовая инфраструктура была крайне слабой, так что внешняя торговля велась через Калькутту. Хозяйство Пакистана серьезно пострадало при разделе 1947 из-за оттока беженцев. Страну покинули бизнесмены и предприниматели, потерю которых не могли компенсировать торговцы-мусульмане из Индии (в особенности прибывшие из Бомбея и Калькутты). Лишь ограниченное число переселенцев располагало опытом работы в промышленности. Миграционные процессы негативно сказались также на аграрном секторе. Многие из наиболее умелых земледельцев покинули провинцию Синд и западный Пенджаб, в первую очередь его колонии на каналах, где жили главным образом сикхи. В первые годы независимости власти вынуждены были заниматься главным образом проблемами расселения беженцев и отношениями с Индией. В дальнейшем правительство смогло обратиться к решению чисто экономических вопросов, уделив специальное внимание индустриализации. Во время войны в Корее в 1950-1951 резкий рост мировых цен на сырье позволил Пакистану накопить валютные резервы, которые были направлены на импорт промышленного оборудования. Этот курс сохранялся и в последующем. Особенно активно развивались фабричное хлопчатобумажное производство в Западном Пакистане и джутовое - в Восточном Пакистане, так что режим Айюб-хана стал в середине 1960-х годов ассоциироваться с "22 семьями", которые взяли под свой контроль промышленность страны. С отпадением восточной провинции в 1971 Пакистан утратил важнейший рынок сбыта для своих промышленных изделий. Упор пришлось сделать на поиск новых возможностей экспорта пакистанских товаров, прежде всего хлопка и риса. После того как Зульфикар Али Бхутто пришел к власти в 1971, были национализированы крупные предприятия, компании по страхованию жизни, а позднее судоходные компании и торговля нефтепродуктами. Бхутто осуществил также урезанную аграрную реформу, по которой 400 тыс. га земель были к 1976 распределены среди 67 тыс. крестьянских хозяйств.
Общая характеристика экономики. Пакистан остается бедной страной, в которой большинство самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве. В 1991-1992 в аграрном секторе было сосредоточено примерно 48% всей рабочей силы, в промышленности - 20% и сфере услуг - 32%. Хроническими проблемами остаются безработица и неполная занятость. Многим пакистанцам, от квалифицированных специалистов до малообученных рабочих, приходится трудиться за границей, особенно в странах Среднего Востока. В 1997 ВВП составил в Пакистане 218,2 млрд. долл., или 1590 долл. на душу населения. В сельском хозяйстве создаются 26% ВВП, в промышленности и строительстве 25%, в торговле и транспорте 49%. В целом за период независимости был достигнут несомненный экономический прогресс: в 1947-1990 производство вырастало в среднем почти на 5% в год, но затем темпы замедлились: например, в 1996-1997 до 2,8%.
Сельское хозяйство. Страна сильно зависит от своего аграрного сектора в снабжении продовольствием и сырьем для промышленности. Главная зерновая культура - пшеница. Правительство покупает ее у крестьян по фиксированной стоимости и субсидирует продажу населению муки. Официальные учреждения способствовали внедрению новых высокоурожайных мексикано-пакистанских сортов пшеницы, распространяя семена среди крестьян по низким ценам, а также оказывая финансовую поддержку при покупке ядохимикатов и минеральных удобрений. Среди товарных технических культур наиболее важен хлопчатник. Его возделывают преимущественно в мелких хозяйствах, которые поставляют сырье на хлопкоочистительные предприятия по ценам, устанавливаемым правительством. Эти предприятия затем продают волокно государственной корпорации, которая занимается его продажей на экспорт, или на текстильные фабрики. В число других ведущих культур входят рис, кукуруза, нут, сахарный тростник и просяные. Рис особенно значим как экспортный товар: выращиваемый в стране сорт басмати дает продолговатое ароматное зерно, которое высоко ценится на Среднем Востоке. Сельское хозяйство страны опирается на самую разветвленную ирригационную сеть в мире. Каналы паводкового наполнения, лишенные головных сооружений, которые гарантировали бы забор воды в межень, существовали уже в эпоху ранней цивилизации долины Инда. В 19 и 20 вв., при английском владычестве, была создана система каналов постоянного наполнения, которые питаются за счет рек круглогодично. Каналы по-прежнему остаются главным видом ирригационных сооружений, но все большее число крестьян сооружают скважинные колодцы. После раздела 1947 некоторые из головных гидротехнических объектов, обеспечивающих наполнение каналов, проложенных на территории Пакистана, оказались в пределах Индии. При участии в качестве посредника Всемирного банка спор о правах на речной сток в итоге разрешился подписанием в 1960 Договора о водах Инда. Согласно этому договору, Индия получила право контроля над стоком Рави, Биаса и Сатледжа, а Пакистан - над стоком Инда, Джелама и Чинаба. Среди построенных в последующие годы гидросооружений оказалась земляная плотина Мангла - одна из самых больших в мире на момент своего возведения в 1960-х годах. В дальнейшем появилась еще более крупная плотина Тарбела на Инде.
Обрабатывающая промышленность. Особо важная ветвь фабричного производства в Пакистане - изготовление пряжи и тканей из отечественного хлопка и одежды на экспорт. Развитие получили и другие отрасли современной индустрии. С помощью Советского Союза в 1980 был введен в эксплуатацию металлургический комбинат близ Карачи; инвестиции в него составили 200 млн. долл. Значительно увеличились мощности в цементной и сахарной промышленности, вошли в строй несколько нефтеперерабатывающих заводов, а природный газ послужил сырьевой базой для организации производства удобрений и топливом для электростанций. Важные позиции сохраняет мелкая промышленность. Из ее наиболее известного центра Сиалкота, в Пенджабе, поступают спортивные товары (мячи для футбола и других игр, хоккейные клюшки), хирургические инструменты. В неформальном секторе Фейсалабада (Пенджаб) и других городов действуют многочисленные малые хлопкоткацкие заведения. В ряде пенджабских поселений выросли различные мастерские по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, насосов и дизельных двигателей. Быстро прогрессирует ковроделие.
Горнодобывающая промышленность. Основные залежи газа были разведаны в Суи (Белуджистан) в 1952, а затем последовали новые открытия в Пенджабе и Синде. Нефть была впервые обнаружена в пенджабском округе Атток перед Первой мировой войной. В настоящее время эксплуатируется 7 месторождений, но удовлетворяют они менее 10% потребностей Пакистана в жидком топливе. Ряд зарубежных компаний получил разрешение на поисковые работы в море и на суше. Другие выявленные минеральные ресурсы включают уголь, хромиты, гипс и известняк. Крупное месторождение медной руды обнаружено в Белуджистане, но оно находится в отдаленном районе, и его разработка пока не предусматривается.
Энергетика. Потребление коммерческих видов энергии в стране невелико, и равняется, в угольном эквиваленте, 254 кг на душу населения, т.е. примерно такое же, как в Индии. Более 1/2 электроэнергии вырабатывается на гидростанциях, но важны также и тепловые станции, тогда как роль АЭС незначительна.
Транспорт. Основу системы рельсовых путей образует тянущаяся вдоль Инда магистраль, ответвления от которой наиболее многочисленны в Пенджабе. Именно из этой провинции железные дороги преимущественно доставляют экспортные грузы в порты Карачи и Касим. На реках еще ведется судоходство. Широко используются повозки, запряженные буйволами, ослами и верблюдами. Серьезные усилия были вложены в автодорожное строительство, особенно в прокладку скоростной магистрали по долине Инда - от Пешавара до Карачи. Главным портом служит Карачи. Второй порт Касим начал операции в 1980. Морские судоходные компании были национализированы в 1974. Официально воздушное сообщение в стране возложено на компанию "Пакистан интернэшнл эйрлайнз" (ПИЭ). Помимо обеспечения внутренних связей, она осуществляет большинство пассажирских полетов за границу. С 1992 действуют также несколько частных авиафирм.
Внешняя торговля. Торговые связи с зарубежными странами имеют важное значение для современного сегмента экономики Пакистана, особенно для обрабатывающей промышленности и товарного агропроизводства. Пакистан длительное время испытывает трудности из-за отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. В 1970-х годах экспортные поступления быстро увеличивались, но ввоз оказался еще динамичнее, частично вследствие скачка цен на нефть в 1973-1974. В 1996 экспорт достиг 9,3 млрд., а импорт 11,8 млрд. долл. Дефицит отчасти покрывался денежными переводами от пакистанцев, выехавших на заработки в другие государства (более 1,5 млрд. долл.), и иностранной помощью. Внешний долг Пакистана составляет 29,9 млрд. долл. В 1997 валютные резервы страны составляли 1,8 млрд. долл. Тысячи граждан Пакистана с разным уровнем профессиональной подготовки вынуждены искать работу за границей. Нефтедобывающие государства Персидского залива выступают главными очагами притяжения трудовых ресурсов, но многие пакистанцы живут также в Великобритании, Канаде и США, часто оставляя семью на родине. Подобно большинству стран "третьего мира", Пакистан зависит от зарубежных средств, поступающих в форме безвозмездных ссуд и кредитов. В 1996 помощь извне составляла почти 1 млрд. долл. Основная часть ресурсов была выделена Консорциумом, созданным Всемирным банком. Основными донорами выступали США, ФРГ, Канада, Япония и Великобритания.
Денежное обращение и банковская система. Эмиссия пакистанской рупии возложена на Государственный банк Пакистана, находящийся в Карачи. В стране действуют несколько крупных коммерческих банков. Финансовым обеспечением проектов развития занимаются Банк сельскохозяйственного развития, Федеральный кооперативный банк и ряд других. Пакистанские банки были национализированы в 1974, но некоторые из них были переданы обратно в частный сектор. Принадлежащие иностранному капиталу банки национализации не подвергались и продолжали свою деятельность на прежних основаниях.
Государственные финансы. Главными источниками наполнения текущего бюджета служат импортные пошлины и акцизы. Самые крупные затраты в нем предусматриваются на армию. На втором месте стоят расходы по обслуживанию государственного долга. Бюджет капиталовложений финансируется преимущественно за счет иностранных ссуд и займов и ориентирован прежде всего на развитие энергетики, водного хозяйства, транспорта и связи.
ОБЩЕСТВО
Социальная структура населения. Пакистанское общество разделено в этнолингвистическом отношении, что проявляется и в рамках районов, и по линии племен, каст и религиозных сект. Кастовое членение особенно проявляется в Пенджабе и Синде, хотя представления об обособленности и чистоте каст, свойственные индусам, у мусульман не распространены. Тем не менее браки заключаются преимущественно внутри каст, особенно на селе.
Пенджаб. В этой провинции доминируют три касты: раджпуты, джаты и араины. Раджпуты-мусульмане принадлежат к местной родовой верхушке, которая была обращена в ислам в период владычества Моголов. Искони они были воинами, правителями, землевладельцами и пахарями. Даже на сегодняшний день раджпуты образуют заметную прослойку в пакистанской армии. Джаты и араины - по преимуществу землевладельцы. Члены этих каст служат в войсках и заняты в ряде престижных профессий. Следующие места на социальной лестнице оккупируют аваны, гуджары, лохари, тарханы и билучи. Из них первая пара формирует земледельческие кланы на северо-западе Пенджаба, тогда как билучи, выходцы из Белуджистана, сосредоточены на юго-западе. По традиции члены этих групп занимаются земледелием и животноводством, включая разведение верблюдов. Среди тарханов и лохари преобладают ремесленники, ковроткачи и кузнецы. Им уступают по статусу джулаха (ткачи), обувщики, рабочие маслобоен, носильщики, водоносы, лодочники и рыболовы. Кастовые подразделения мусорщиков относятся к низшим. Их члены выступают также в качестве безземельного сельскохозяйственного населения и выполняют тяжелые непрестижные работы.
Синд. Примерно 50% населения этой провинции представлены синдхами и 30% - мухаджирами, принадлежащими к сравнительно благополучному отряду мигрантов, прибывших из Индии после раздела 1947, и их потомков. До 1947 большинство бизнесменов и "белых воротничков" в Синде являлись выходцами из высших индийских каст, но затем они были вынуждены уехать в Индию. Остались индусы, занимающие низкое место в системе кастовой иерархии. Синдхи принадлежат к разным территориальным, племенным, профессиональным и кастовым группам. Пиры, потомки мусульманских миссионеров-святых, многочисленны в провинции, и иногда последователи некоторых из них формируют отдельные социальные общины. До начала 1950-х годов явное меньшинство богатых землевладельцев, юристов и лиц свободных профессий противостояло в Синде основной массе крестьянской бедноты. С тех пор сложился средний класс, что стало в значительной мере результатом распространения образования. Сейиды, сумро, патаны, моголы, ансари, джатой, бхутто, хуро, мухдумы, ага - таковы самые влиятельные племенные и сословно-клановые подразделения в провинции. Урдуязычные мухаджиры, которые покинули северные и центральные области Индии в 1947, расселились преимущественно в Карачи. Среди них большая прослойка лиц, получивших хорошее образование в колледжах, они часто делают карьеру в искусстве, журналистике и других средствах массовой информации, как университетские преподаватели, в вооруженных силах, промышленных и судоходных компаниях. Высокий уровень жизни мухаджиров породил неприязнь у синдхов и ряда других этнических групп, что вызвало столкновения в Карачи и прочих синдских городах. Мухаджиры составляют значительную часть мигрантов, выехавших в страны Среднего Востока, Европы и в Северную Америку. Бывшие беженцы, говорящие на гуджарати, которые прибыли в 1947 из западной Индии - Бомбея и Гуджарата, формируют вместе с потомками около 1% населения Пакистана. Они тоже сосредоточены главным образом в Карачи. Некоторые из них принадлежат к богатейшим людям страны. В число ведущих групп внутри этой общины входят меманы (предприниматели-сунниты), бохра и последователи Ага-хана - исмаилиты из касты ходжа (предприниматели-шииты), а также зороастрийцы-парсы.
Северо-3ападная Пограничная провинция. Пуштуны составляют главный этнолингвистический элемент населения в этой провинции. В ее "полосе племен" проживают многие пуштунские племена. Все они славятся свободолюбием: обширная часть пограничной полосы входит в так называемые "управляемые центром районы племен", которые лишь в малой степени подчиняются законам Пакистана. Пуштуны характеризуются гостеприимством. Их кодекс чести (пуштунвали) признает кровную месть, необходимость предоставления приюта изгнанникам, длительную вражду и военную удаль (каждый пуштун вооружен). Горные племена в прошлом добывали средства к существованию нападениями на равнинные деревни и контролем за перевалами, обеспечивавшими легкий путь в Южную Азию. Пуштуны служат в армии, работают на строительстве, промышленных предприятиях и на транспорте по всему Пакистану. Ревностно придерживаются мусульманских обычаев. Граница провинции с Афганистаном издавна использовалась для контрабандного провоза часов, телевизоров, шелковых и шерстяных тканей, транзисторов и калькуляторов из Японии, Европы и США.
Белуджистан. Белуджи составляют около 1/4 всех жителей провинции. Известны более дюжины крупных племен; их диалекты близки к фарси. На востоке обитают 7 белуджских племен, из которых самые крупные - марри, ринды и бугти. На западе провинции их 9, главные - ринды и рахшани. Разведение скота остается основой традиционного кочевого хозяйства, но часть белуджей стала землепашцами, служит солдатами, мелкими чиновниками и полицейскими. Мужчины издавна считаются смелыми воинами. Доля брагуи в населении провинции тоже равняется примерно 1/4. Их язык родственен дравидийским языкам Южной Индии. Занимаются, подобно белуджам, прежде всего пастбищным скотоводством, а также земледелием. В теплый сезон брагуи обрабатывают посевы, а зимой перемещаются на север, где продают скот и ремесленные изделия и нанимаются сезонными рабочими. Многие брагуи осели в орошаемых сельскохозяйственных районах Синда и в Карачи. До 1/5 жителей провинции - пуштуны. Их главные местные племена какар, пани и тарины обитают преимущественно на севере Белуджистана. Из меньшинств выделяются также джаты, которые живут в северо-центральной части провинции, и ласси, сосредоточенные на юге. Племенному населению Макрана свойственны негроидные черты, и некоторые антропологи полагают, что это потомки рабов-африканцев. Большинство жителей Макрана неграмотно, среди них многочисленны рыбаки, погонщики ослиных упряжек, держатели молочного скота и неквалифицированные рабочие.
Образ жизни. Для всех пакистанцев жизнь вращается вокруг семьи. Однако в Белуджистане и ряде районов Северо-Западной Пограничной провинции очень важны также племенные узы. Со старейшим из мужчин советуются по каждому серьезному вопросу, затрагивающему семейные интересы. Его мнение выслушивается с почтением и, случается, даже с боязнью. В женитьбе приоритет отдается кузинам, затем троюродным сестрам и, наконец, девушкам того же клана или племени. Дети считаются подарком Аллаха. Сыновей обычно предпочитают дочерям, чье приданое при замужестве часто заставляет их семью надолго залезать в долги. Во всех четырех провинциях Пакистана мужскую и женскую одежду составляют шальвары (шаровары) и камизы (рубахи). Селяне повсеместно носят на голове пугри (тюрбан). В пенджабской деревне шальвары обычно сменяются лунги, которые сходны с саронгом. Образованные мужчины в городах предпочитают выглядеть по-европейски, женщины придерживаются сочетания шальваров и камизов. На работу и по формальным поводам горожанки одевают шелковые или нейлоновые сари. Гхарары (просторные панталоны, которые первыми ввели в обиход королевы и принцессы из династии Великих Моголов) и камизы используются при участии в свадебных и других торжественных церемониях.
Религиозная жизнь. Пакистан первое современное государство, основанное на конфессиональном принципе. Более 3/4 мусульман относятся к суннитам и 1/5 - к шиитам. Менее 4% жителей, главным образом пенджабцев, принадлежат к секте ахмадие и именуются в народе кадияни. Между суннитами и шиитами существует согласие относительно главных фундаментальных положений мусульманства, но и те и другие принципиально расходятся во взглядах с ахмадие. Консервативные сунниты и шииты полагают, что ахмадие не вправе причислять себя к правоверным, ибо считают пророком основателя своей секты Мирзу Гулам Ахмада (1835-1908), тогда как, по мнению ортодоксальных исламистов, Аллах не посылал на Землю вслед за Мухаммедом других пророков.
СОВРЕМЕННАЯ МЕЧЕТЬ в Карачи
РУИНЫ БУДДИЙСКОГО ХРАМА в Таксиле, близ Исламабада
Важное место в общественной жизни мусульман принадлежит религиозным храмам. Каждый округ располагает мечетью во главе с настоятелем-имамом. При многих мечетях имеются матраса - духовные училища, где детям бесплатно дается традиционное исламское образование. В Пакистане насчитывается ряд дар-уль-улумов (мусульманских университетов), где студенты учатся несколько лет, чтобы стать учеными богословами - улемами.
Общественные организации и движения. Одна из самых активных общественных организаций в стране - Всепакистанская женская ассоциация (ВПЖА). ВПЖА выступает за эмансипацию женщин, внесла заметный вклад в принятие в 1961 Мусульманского семейного кодекса, который поставил серьезные барьеры практике полигамии и затруднил разводы. Ассоциация выступила также инициатором ряда конкретных акций, как-то открытие учебных центров для женщин взрослого возраста, создание приютов для девочек-сирот, родившихся вне брака и в остро нуждающихся семьях, содействие развитию кустарных промыслов, в которых заняты женщины, издание для них журналов, организация разного рода семинаров. Женский форум действия (ЖФД) возник позднее как активная феминистская реакция на дискриминационные законы, принятые в правление Зия-уль-Хака. Во всех университетах имеются объединения бывших выпускников, оказывающие помощь нуждающимся и наиболее одаренным студентам. Из числа студенческих организаций самые авторитетные "Ислами джамаат-и тулаба", которая связана с правой партией "Джамаат-и ислами", и Национальная студенческая федерация, представляющая собой молодежное крыло Партии пакистанского народа. Набирает силу ультраконсервативное движение "Низам-и Мустафа". Эту же цель ставят три политические организации: "Джамиат-и улама-и ислам", "Джамаат-и ислами" и "Джамиат-и улама-и Пакистан". Политическая система, которую стремился создать Зия-уль-Хак, даже по названию была близка этим партиям и в определенной степени поддерживалась ими. Региональные партии стали набирать силу в основном в конце 1970-х годов и поныне сохраняют вес, особенно среди пуштунов, белуджей и синдхов, которым кажется, что их отодвигают на второй план пенджабцы. Среди политических организаций, скрыто солидарных с сепаратистскими идеями, - Объединенный синдский фронт в Синде и народная национальная партия ("Авами нэшнл парти"), действующая в Северо-Западной Пограничной провинции в Белуджистане, где создана также Национальная партия Белуджистана. Мухаджиры, объединяющие беженцев из Индии и их потомков, образовали Национальный фронт мухаджиров ("Мухаджир кауми махаз") для отстаивания своих прав, прежде всего в Синде.
Рабочее движение. Лишь немногие профсоюзные объединения функционируют в общенациональном масштабе. Среди них выделяется профсоюз текстильщиков, насчитывающий более 80 тыс. членов. Крепкие профсоюзы сложились в таких отраслях, как черная металлургия, ковроделие, сахарная и цементная промышленность, нефтепереработка, промышленность минеральных удобрений. Большинство законов о труде восходят еще к колониальному периоду. Вместе с тем при Айюб-хане и Бхутто был принят ряд важных законодательных актов, касающихся минимума заработной платы, детской занятости, отношения рабочих с предпринимателями и пенсионного обеспечения.
Положение женщин. В жизни пакистанского общества доминируют мужчины. Девочки в подростковом возрасте, должны готовиться к тому, чтобы уметь вести домашнее хозяйство, шить, готовить еду и ухаживать за детьми младшего возраста. Родственники мужского пола обычно сопровождают девушек, когда те выходят из дома; участие в совместных вечеринках и другие встречи с юношами и тем более свидания обществом решительно осуждаются. О супружеском союзе договариваются чаще всего родители будущей пары. По любви браки заключаются только в больших городах. Девушки выходят замуж до 18 лет, а нередко и намного раньше. После того как девушку выдадут замуж, основным событием становится рождение детей. По мере того как дети подрастают, повышается и статус матери. Это особенно ощутимо, если она родила несколько сыновей, поскольку семьи с дочерьми на выданье обращаются к ней в поиске женихов. Часто матери имеют большое влияние на своих сыновей. В старости женщины переключаются на воспитание внуков. Тенденция к эмансипации женщин усиливается вместе с распространением среди них образования и активизацией внимания к служебной карьере, признаки чего проглядываются в первую очередь в крупных городах.
Положение молодежи. Жизнь молодых пакистанцев тесно связана с семьей и общиной. В деревнях, где живет основная часть населения, дети уже с ранних лет вынуждены помогать родителям в работе по хозяйству и лишь вечерами могут позволять себе принять участие в разного рода играх и развлечениях, например заняться каббади (популярный в Пенджабе вид борьбы). В городах молодежь может вступить в скаутские организации для юношей и девушек и приобщиться к спорту. Наиболее распространены крокет, а также травяной хоккей, футбол, настольный теннис, бадминтон и теннис. Для тех, кто учится в колледжах и университетах, созданы дискуссионные клубы. Карьере молодежи уделяется в семьях серьезное внимание: многие родители часто выступают против того, чтобы их дети тратили время на неакадемические занятия, например на музыку или спорт.
Социальное обеспечение. В этой сфере действуют многие общественные и религиозные организации, часть из них получает финансовую и другую помощь от властных структур, часть - нет. Поскольку материнство без формального замужества резко осуждается, а работа женщин вне дома тоже не пользуется поддержкой, упор приходится делать на учреждение приютов для женщин с внебрачными детьми, устройство детских садов и женских консультаций. Эти организации вовлечены также в деятельность, связанную с сиротскими домами и центрами молодежи, заботой о хронических больных и инвалидах, общинным развитием и созданием условий для восстановления здоровья бедноты. Важное направление деятельности - борьба с нищетой. В стране насчитывается ряд неофициальных иностранных учреждений, занимающихся, в частности, благотворительностью среди афганских беженцев.
КУЛЬТУРА
Современная культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но включает также доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Серьезное влияние на нее оказало и столетнее британское господство. Многие культурные новации были связаны с динамично протекающей урбанизацией и попытками перенести сложившиеся ранее общественные структуры в современный контекст.
Литература и искусство. Урду, государственный язык Пакистана, обладает богатым литературным прошлым, особенно в поэзии. Мушаира (съезд поэтов на соревнование) - уникальная черта культуры урду: поэты декламировали свои стихи перед тысячной аудиторией и получали незамедлительный отклик и оценку. Каноническая литература имела дело первоначально с романтическими темами. В наши дни поэты и прозаики пишут о важных реальных проблемах: о демократии, свободе слова, равенстве возможностей, бедности, голоде, жизни в трущобах, бесправном положении женщин, сложности выхода замуж для горожанок старше 20 лет, о бремени приданого для родителей невесты. Искони высшей формой поэзии на урду были газели ("разговоры с прекрасными женщинами"). Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой, хотя часто поэты предавались также философским размышлениям. Помимо восхищения женщинами, наибольшей популярностью в традиционной литературе урду пользовались религиозные сюжеты и описания исторических событий. Марсийа (элегические поэмы) Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Бабар Али Аниса, например, были посвящены кровавому убийству внуков пророка Мухаммада в Кербеле. Шейх Ибрахим Заук сочинял на урду классические по форме газели, привлекая образы, метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для понимания рядового человека. Мирза Асадулла-хан Галиб (1796-1869) был первым великим писателем, использовавшим разговорный урду в поэтических и прозаических жанрах. Его путем пошли в конце 19 в. прозаики Сайид Ахмад-хан и Алтаф Хусейн Хали. Мухаммад Икбал (1877-1938), признанный национальным поэтом Пакистана, был бунтарем по духу. Его творчество насыщено патриотическими мотивами и преисполнено гордостью за ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ служит, возможно, ярчайшим свидетельством литературного мастерства Икбала. Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в. выразителями прогрессивных идей левого спектра взглядов. Репрезентативным примером их творческой ориентации является книга стихов Фаиза Руки ветра. В отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф Матин и Ахмад Фараз не придерживались радикальных социальных воззрений, но им тоже были свойственны авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков выделились Эхсан Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли. Произведение Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе на урду. Литературы на панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным наследием, а их эволюция в 20 в. во многом сходна с той, что претерпевает литература урду. Наиболее знаменитый пенджабский поэт - Варис Шах (18 в.), автор великой поэмы Хир и Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными представителями модернистского течения в пенджабской литературе выступают Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи. Центральной фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак (1613-1687). Из поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди прозаиков - Мастер Абдулкарим и Фазлхак Шайда. Обладающая богатыми традициями литература синдхов дала своего классика - Шаха Абдул Латиф Бхитаи (1689-1752). Поэт, будучи видным суфием, насыщал свои произведения философскими идеями, любовью к природе и мистическими раздумьями. По его стопам пошел Сачал Сармаст. Знаменитыми поэтами, которые писали на балучи в 18 и 19 вв., были Джам Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и Фазил Ринд, чья Ночная свеча считается классическим собранием стихотворных произведений. В число ведущих поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд, Мурад Сахир, Малик Мухаммад Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в прозу на балучи внес Саид Хашми. В музыке и танцах локальные тенденции, наблюдаемые в Пенджабе, Северо-3ападной Пограничной провинции, Синде и Белуджистане, резко отличаются от тех, что характерны для общины урдуязычных пакистанцев. В первом случае прослеживается упор на народные песни и танцы, тогда как в культуре урду этот мотив отступил на второй план. Причина заключается главным образом в том, что большинство говорящих на этом языке жителей страны принадлежат к мухаджирам, лишившимся корневых связей с родными местами в Индии. Совет искусств Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в танцах, музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны гастролируют по всему миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли (буквально - пение хором) духовные сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его внуках и мусульманских святых, с 1975 с успехом дают концерты на Среднем Востоке, в Европе и Северной Америке.
Народное образование. В Пакистане существуют две системы образования. Традиционная знакомит учащихся с исламскими дисциплинами и дает знание урду, арабского и иногда также персидского языков. Наиболее консервативным остается преподавание в духовных школах, функционирующих при мечетях. В высших школах этой системы, дар-уль-улумах, учащиеся в течение 5-15 лет получают солидную богословскую подготовку, интенсивно штудируя классические мусульманские тексты. Выпускник становится в итоге уважаемым ученым человеком - улемом. В Карачи и Лахоре действуют два наиболее известных из таких учебных заведений. Более массовая система образования создавалась англичанами и первоначально строилась по европейскому образцу и включает детские сады и школы. После окончания школы открывается возможность держать экзамены в колледж или университет. Университеты расположены в Карачи, Исламабаде, Лахоре, Пешаваре, Кветте, Мултане, Бахавалпуре, Джамшоро, Хайрпуре и Дераисмаилхане. Политехнические институты имеются в Карачи, Лахоре и Навабшахе, Таксиле и Топи, сельскохозяйственные университеты - в Фейсалабаде и Тандоджаме. В стране действуют 14 медицинских колледжей, которые выпускают ежегодно 4000 врачей, но многие из них уезжают за границу. В Исламабаде находится Открытый университет. Сеть учебных заведений включает также более 400 колледжей, где преподают естественные и гуманитарные науки, и около 100 профессиональных училищ. Функционируют и частные вузы, примером чего служит Университет управления в Лахоре. Уровень грамотности взрослого населения в стране в 1994 равнялся 37% (у мужчин 49% и у женщин 23%).
Музеи и научные учреждения. Впечатляющий археологический музей находится в Мохенджодаро, близ Ларканы (Синд), где ведутся раскопки цивилизации долины Инда. Другой интересный археологический музей создан в Таксиле, в северной части Пакистана, где процветала древняя гандхарская культура. Национальный музей в Карачи владеет ценными археологическими и этнографическими коллекциями, свидетельствующими о богатом творческом наследии народов Пакистана. Национальный музей в Лахоре обладает великолепными историческими экспонатами. Научные исследования в стране стимулируются государством и университетами. В этом отношении выделяется Исследовательский центр социальных наук при Пенджабском университете. Национальный научный фонд, Комиссия по атомной энергии и Совет научных и технических исследований относятся к числу важнейших организаций, призванных обеспечивать прогресс науки в Пакистане. Университет Каид-и Азам в Исламабаде может гордиться своими работами в области социальных, биологических и ряда других наук. Ученые получают гранты от Университетского исследовательского фонда. На анализе проблем экономики и демографии специализируется Пакистанский институт экономического развития, издающий на английском языке журнал "Пакистан дивелопмент ревью". Сельскохозяйственный исследовательский центр и Федеральное бюро статистики вносят заметный вклад в пакистанскую науку.
Пресса. В стране выходит в свет более 2700 газет и других периодических изданий. Из них 120 публикуются на английском языке и ок. 2500 - на урду. Остальные печатаются преимущественно на языках народов Пакистана, а также на арабском и персидском. Главные ежедневные газеты включают: на урду - "Джанг", "Нава-и вакт" и "Хурриет", на синдхи -"Хилал-и Пакистан" и "Афтаб", на гуджарати - "Миллат" и "Ватан", на английском - "Пакистан Таймс", "Дейли Ньюс", "Нейшн" и "Хайбер Мейл", на английском и гуджарати - "Доон". "Бизнес рикордер" служит ежедневным источником коммерческой и другой экономической информации на английском языке, а "Фрайди Таймс" считается ведущим политическим еженедельником. Среди ежемесячных изданий наибольший авторитет завоевал "Хералд", а "Нукуш" ("Впечатления") считается лучшим литературным журналом на урду. Еженедельник "Ахбар-и хаватин" ("Газета для женщин") рассчитан на женскую читательскую аудиторию. В стране функционируют два информационных агентства: "Ассошиэйтед пресс оф Пакистан" (АПП) и "Пакистан пресс интернэшнл" (ППИ).
Радиовещание, телевидение и кино. Радиостанции имеются во всех крупных городах страны, в большинстве из них работают телевизионные центры. Комедии положений, музыкальные и драматические представления, кинофильмы, народные танцы, юмористические скетчи и соревнования по крикету относятся к разряду самых популярных передач. Транслируются многие американские телевизионные программы, и звезды пакистанского и американского искусства широко известны во всех возрастных группах населения. Все чаще передачи принимаются через средства спутниковой связи. Пакистанцы, особенно из низших социальных слоев в малых городах и деревне, любят посещать кинотеатры. В фильмах на урду, панджаби, пушту и синдхи сюжет обычно посвящен любовному треугольнику. В них много музыки и танцев и благородства главных героев, что преподносятся в подчеркнуто возвышенном стиле. Образованная прослойка предпочитает смотреть американскую и европейскую кинопродукцию.
Спорт. Наиболее популярный вид спорта в стране - крикет, привнесенный из Англии. Сборная команда Пакистана - одна из сильнейших в мире и борется за лидерство в международных соревнованиях с соперниками из Великобритании, Австралии, Индии и Вест-Индии. Для руководства и контроля за развитием крикета образован Совет на национальном уровне. Другие распространенные виды спорта - футбол, хоккей на траве, теннис, настольный теннис, бокс, борьба, тяжелая атлетика, плавание, гольф, поло, сквош и бейсбол.
Праздники. Главные праздники в стране: День Пакистана (23 марта, когда в 1940 была принята Лахорская резолюция, в которой содержалось требование создания независимого Пакистана); День Икбала (21 апреля - день рождения национального поэта Мухаммада Икбала); Ид-уль-фитр (праздник разговения по окончании поста в месяц рамадан); Ид-и милад (день рождения пророка Мохаммада); Ид уль-азха (праздник по случаю паломничества в Мекку); День независимости (14 августа); День рождения основателя Пакистана Джинны (25 декабря); Новый год (1 января). Отмечаются и некоторые индуистские праздники, например Холи (праздник красок) или Давали (праздник огней). Мусульманские религиозные праздники отмечаются по лунному календарю. См. далее ПАКИСТАН. ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Пакистанское общество: Экономическое развитие и социальная структура. М., 1987 Пакистан. Справочник. М., 1991 Белокриницкий В.Я. Капитализм в Пакистане: История социально-экономического развития (середина 19 - 80-е годы 20 в.). М., 1998
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.