- КИНОЗВЕЗДА
-
КИНОЗВЕЗДА, в самом распространенном значении — очень популярный актер. Термин появился в американском кино 10-х годов. Считается, что первыми кинозвездами были актеры американской компании «Байограф», чьи имена стали печатать в титрах фильмов. Но можно утверждать, что количество (популярности) на определенном этапе переходит в качество. В американской практике и по сей день в афишах фильмов, чтобы привлечь внимание зрителей, в первую очередь указывается не фамилия режиссера, продюсера и название студии-производителя, а имя занятой в ленте звезды. Зритель как бы идентифицирует героя и актера-звезду, а каждый фильм помимо сюжета содержит и развитие экранной истории звезды. Система звезд начала складываться в 20-е годы в Голливуде — М. Пикфорд (см. ПИКФОРД Мэри), Д. Фэрбенкс (см. ФЭРБЕНКС Дуглас) снимались, как правило, в однотипных ролях, а диапазон типажных ролей постоянно расширялся, а с ним росло и число кинозвезд. Звезда становилась одним из смыслообразующих фрагментов кинематографического зрелища, «фильм с неким Х» по определению должен отличаться от «фильма с неким У». Такова была политика звезд, культивируемая классическим голливудским кино 30—50-х годов (Рудольф Валентино (см. ВАЛЕНТИНО Рудольф), Грета Гарбо (см. ГАРБО Грета), Кларк Гейбл (см. ГЕЙБЛ Кларк), Кэтрин Хепберн (см. ХЕПБЕРН Кетрин), Кэри Грант (см. ГРАНТ Кэри), Гэри Купер (см. КУПЕР Гэри), Мэрилин Монро (см. МОНРО Мерилин) и др.).
В 40—50-е годы в связи с появлением итальянского неореализма в ряде фильмов предпринимается попытка заменить звезду типажом (в картинах Витторио Де Сики (см. ДЕ СИКА Bитторио) и Джузеппе Де Сантиса (см. ДЕ САНТИС Джузеппе), в американской ленте «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера (см. УАЙЛЕР Уильям)), но, как и следовало ожидать, актеры-типажи начинают становиться звездами, что относится и к многочисленным актерам и актрисам, привлеченным в кино просто благодаря привлекательной внешности (Джина Лоллобриджида (см. ЛОЛЛОБРИДЖИДА Джина), Массимо Джиротти (см. ДЖИРОТТИ Массимо), Софи Лорен (см. ЛОРЕН София)). В 60-е годы, в связи с появление французской «новой волны» и авторского кинематографа, понятие звезды весьма своеобразно входит в авторское кино. Теперь нет художественного диктата звезды (но надо отметить, что это относится исключительно к авторскому, некоммерческому, европейскому по большей части кинематографу), звезда становится элементом режиссерского мифа (Анна Карина (см. КАРИНА Анна) в фильмах Жан-Люка Годара (см. ГОДАР Жан-Люк), Жан-Пьер Лео в лентах Франсуа Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа), Жюльет Бинош (см. БИНОШ Жюльет) и Дени Лаван в картинах Леоса Каракса (см. КАРАКС Леос), Ханна Шигулла (см. ШИГУЛЛА Ханна) в фильмах Райнера Вернера Фассбиндера (см. ФАСБИНДЕР Райнер Вернер) и т.п.). Режиссер как бы «патентует» актера, он — его персональная звезда, что было характерно также и для некоторых режиссеров предшествующих десятилетий. Например, союзы Марлен Дитрих (см. ДИТРИХ Марлен) и Джозефа Штернберга (см. ШТЕРНБЕРГ Джозеф), Греты Гарбо (см. ГАРБО Грета) и Морица Стиллера (см. СТИЛЛЕР Мориц), Любови Орловой (см. ОРЛОВА Любовь Петровна) и Григория Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич) и т. д. В последнее время (70—90-е годы) понятие звезды становится универсальным, кинозвездами оказываются фотомодели, рок и поп-музыканты, ибо все аудиовизуальные средства тесно связаны (характерный пример — Дэвид Боуи или такие актрисы, как Лив Тайлер (см. ТАЙЛЕР Лив) и Алисия Силверстоун (см. СИЛЬВЕРСТОУН Алисия) , которые благодаря видеоклипам стали кинозвездами еще до ролей на большом экране).
Анастасия Машкова
Энциклопедия кино. 2010.