ЖЕСТОКИЙ РОМАНС


ЖЕСТОКИЙ РОМАНС

ЖЕСТОКИЙ РОМАНС, СССР, Мосфильм, 1984, цв., 145 мин. Трагическая мелодрама по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».
Даже для такого общепризнанного фаворита зрителей и прокатчиков, как Эльдар Рязанов, постановка в кино «Бесприданницы» А. Н. Островского была предприятием достаточно рискованным: предыдущая экранная версия Якова Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович) к тому времени уже полвека не сходила с экранов, продолжая волновать сердца, и сравнения были неизбежны. Рязанов выиграл, — его картина стала хитом последнего «застойного» года, — сделав свою экранизацию совершенно в другом жанре, чем Протазанов. Фактически он экранизировал остроумную концепцию Владимира Лакшина, ведущего критика «Нового мира» времен Твардовского, а затем литературоведа, специалиста по Островскому, обратившего внимание на то, что автор пьесы определил ее жанр как... «комедию». От знаменитой «Грозы» «Бесприданницу» отделяли не просто 20 лет, но и целая эпоха. На тех самых берегах, где рушился в конце 50-х в «Грозе» веками складывавшийся уклад вместе с его хранителями, монументальными, как языческие боги, теперь правила бал одновременно суетливая и вялая российская буржуазность. Людьми окончательно и бесповоротно завладел материальный расчет — всеми без исключения. Желания были просты и внятны: все желали «красивой жизни», и вся разница между персонажами заключалась в двух вещах: различии представлений об этой красивой жизни и наличии материальных средств для воплощения своего идеала.
Понятие «посредственность» предстало в картине Рязанова в самом что ни на есть буквальном смысле: человек, живущий согласно имеющимся у него в наличии материальным средствам. У Паратова были средства, чтобы вести жизнь плейбоя — он такую жизнь и вел. А у Карандышева соответствующих средств не было. У Ларисы подобным средством была внешность — с ней она и претендовала на Париж и любовь Паратова, однако обнаружила, что одной внешности недостаточно. Обнаружила — но никак не могла в это поверить. Поэтому происходящее вроде тянуло на высокую драму, а в результате получался всего лишь — жестокий романс. Подлинная драма героев фильма Рязанова состояла именно в этом. Рязанов разочаровывался в своих героях: они были не в силах противостоять мельчившей их жизни. Поэтому Андрей Мягков смотрелся в роли Карандышева негативом своих героев из предыдущих картин Рязанова — милых маленьких, но благородных людей. Лариса, созданная по тому же принципу, что и героиня «Иронии судьбы» (внешность одной актрисы, голос другой, пение третьей) в отличии от нее целиком принадлежала этому обыденному миру, а чарующий голос Валентины Пономаревой, исполнявшей романсы Андрея Петрова, существовал сам по себе, как идеал чувств — манящий, но безнадежно недоступный. Впрочем, в центре оказывалась не она, не Паратов Никиты Михалкова — шикарный и низкопробный как наиболее полное воплощение представлений героев (и публики!) о «красивой жизни». События столетней давности блистательно наложились на эпоху «застоя», и ранняя российская буржуазность обернулась зеркальным отражением буржуазности позднесоветской, столь же суетливой и напыщенной, как замечательный марш Андрея Петрова, под который проходила по экрану вереница персонажей картины, чтобы дружно войти в следующую эпоху, где всем им предстояло стать «новыми русскими». Но об этом никто еще не догадывался. Первая роль в кино Ларисы Гузеевой (Лариса).
В ролях: Лариса Гузеева (см. ГУЗЕЕВА Лариса Андреевна), Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич), Андрей Мягков (см. МЯГКОВ Андрей Васильевич), Алиса Фрейндлих (см. ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна), Алексей Петренко (см. ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич), Виктор Проскурин (см. ПРОСКУРИН Виктор Алексеевич), Георгий Бурков (см. БУРКОВ Георгий Иванович), Татьяна Панкова (см. ПАНКОВА Татьяна Петровна), Борислав Брондуков (см. БРОНДУКОВ Борислав Николаевич), Александр Панкратов-Черный (см. ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ Александр Васильевич), Александр Пятков (см. ПЯТКОВ Александр Александрович), Юрий Саранцев (см. САРАНЦЕВ Юрий Дмитриевич), Ольга Волкова (см. ВОЛКОВА Ольга Владимировна), Евгений Цымбал (см. ЦЫМБАЛ Евгений Васильевич).
Режиссер: Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович). Автор сценария: Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович). Оператор: Вадим Алисов (см. АЛИСОВ Вадим Валентинович). Художник-постановщик: Александр Борисов (см. БОРИСОВ Александр Тимофеевич). Композитор: Андрей Петров (см. ПЕТРОВ Андрей Павлович). Текст песен: Белла Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна), Марина Цветаева, Редьярд Киплинг, Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович). Исполнение песен: Валентина Пономарева, Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич).

Энциклопедия кино. 2010.

Смотреть что такое "ЖЕСТОКИЙ РОМАНС" в других словарях:

  • Жестокий романс — Это статья о музыкальном жанре. О фильме см. Жестокий романс (фильм) …   Википедия

  • жестокий романс — Романс с ярко выраженным мелодраматизмом, надрывностью …   Словарь многих выражений

  • жестокий романс — см. романс …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Жестокий романс — вид нар. песен, получил особ. распростр. в гор. ( мещанской ) и крест. среде со 2 й пол. 19 в.; сохраняет популярность в фольклорном репертуаре. Отличается от класс. нар. песни системой поэтич. средств, во многом сближаясь с лит. стих. формами. В …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Жестокий романс (фильм) — Жестокий романс Жанр мелодра …   Википедия

  • Романс — Василий Тропинин. «Гитарист» У этого термина существуют и другие значения, см. Романс (значения). Романс в музыке (исп.  …   Википедия

  • романс — (исп. romance) небольшое стихотворное и музыкальное произведение лирического содержания для сольного пения с аккомпанементом. Рубрика: роды и жанры литературы Антоним/коррелят: песня Род: лирические жанры Вид: городской романс …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Романс народный —    жанр нар. песнетворчества, возникший в России в XVIII в. и активизировавшийся на рубеже XIX XX вв. Р.Н. отражает новую эпоху отечественной культ. традиции: переход от России патриархальной к России капиталистической. На У. Р.Н. получил шир.… …   Уральская историческая энциклопедия

  • жестокий — ая, ое; то/к, а/ и а, о; жесточа/йший, ая, ее. см. тж. жестоко, жестокость 1) Крайне суровый; безжалостный, беспощадный. Жесто/кий человек. Жесто/кий враг. Ж ие нравы …   Словарь многих выражений

  • Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… …   Литературная энциклопедия

Книги

  • Жестокий романс (DVD), Рязанов Эльдар Александрович. В провинциальном городке на берегу Волги обедневшей дворянке, вдове с тремя дочерьми Харите Игнатьевне Огудаловой, все-таки удается выдать замуж старших дочерей-бесприданниц. Осталась… Подробнее  Купить за 247 руб
  • Жестокий романс (+ DVD-ROM), Эльдар Рязанов, А. Н. Островский. В книгу вошли сценарий Эльдара Рязанова к фильму "Жестокий романс" и пьеса А. Н. Островского "Бесприданница", по мотивам которой и была снята лента. Роковая история любви героини к шикарному… Подробнее  Купить за 239 руб
  • Современная баллада и жестокий романс, . Эта книга - история любви. Как следует из названия, в ней повествуется о жестокостях любви и одиночестве страдания, происходящих всегда и сейчас, где-то и везде. Эта книга - народный рассказ… Подробнее  Купить за 200 руб
Другие книги по запросу «ЖЕСТОКИЙ РОМАНС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.