- ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН
-
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН, СССР, Мосфильм, 1964, ч/б, 8 ч., 2040 м., 74 мин. Комедия.
Пионер Костя Иночкин (В. Косых), будучи в пионерском лагере, переплыл реку и оказался на запретной для посещений территории, за что и был изгнан его начальником товарищем Дыниным (Е. Евстигнеев). Не желая доводить бабушку до инфаркта своим досрочным прибытием, мальчик тайно возвращается в лагерь, где его друзья так же тайно содержат его и предпринимают все меры, чтобы не состоялся родительский день. Ведь именно в этот день Костина бабушка заявится в лагерь. Между тем все активно готовятся к встрече родителей, а точнее, не столько родителей, сколько высокопоставленного товарища Митрофанова, дочь которого как раз в этом лагере и отдыхает. Праздник, несмотря на все усилия ребят, наступает, и в кульминационный его момент происходит развязка. В грандиозном костюме Кукурузы, за который был заранее определен Главный приз, оказалась не пионерка Митрофанова, а подпольщик Иночкин. И что же? Все завершилось благополучно. Плохой мальчик был тут же забыт, а все — дети, вожатые, родители — полетели на запретный берег. Особенно красиво летали бабушка и «мальчик с профилем Гоголя», постоянно в течение фильма вопрошающий: «А что вы тут делаете?».
В картине Климова сама система лагерной жизни с абсурдным, но многозначительным сочетанием взаимоотрицающих лозунгов над входом («Добро пожаловать!» и «Посторонним вход воспрещен!») очень смахивала на еще не вовсе пережитую (в реальности!) систему отрядно-лагерного бытия под бдительным оком государства. Отчетливо виделось подавление естественных устремлений человеческой индивидуальности, механизм возникновения подпольного, так сказать, инакомыслия (не отсюда ли — Иночкин?), разделение человеческого существования на официальное и неофициальное, порождающее ложь, изворотливость, стукачество. Так в картине Климова явилась эксцентрическая модель очень знакомого зрителю социального государства. И фигура Дынина оказалась в многозначительном социально-политическом контексте, поскольку фильм, созданный в 1963 году, на экраны вышел в памятном октябре 1964-го, отмеченном очередным дворцовым переворотом в стране.
Вместе с тем «детское» художественное мировосприятие сценаристов и комедийное чутье Э. Климова, никогда затем не создававшего столь же веселых лент, спасло фильм от сатирической насупленной серьезности и озабоченности. Светлый талант создателей картины адекватно выплеснулся в финальном полете героев, по-шестидесятнически безоглядно и трогательно.
После первых просмотров фильм, как антисоветский и антихрущевский, был снят с проката.
В ролях: Евгений Евстигнеев (см. ЕВСТИГНЕЕВ Евгений Александрович), Арина Алейникова (см. АЛЕЙНИКОВА Арина Петровна), Илья Рутберг (см. РУТБЕРГ Илья Григорьевич), Лидия Смирнова (см. СМИРНОВА Лидия Николаевна), Алексей Смирнов (см. СМИРНОВ Алексей Макарович), Нина Шацкая (см. ШАЦКАЯ Нина Сергеевна), Виктор Косых (см. КОСЫХ Виктор Иванович), Юра Бондаренко, Лида Волкова, Екатерина Мазурова (см. МАЗУРОВА Екатерина Яковлевна), Виктор Уральский (см. УРАЛЬСКИЙ Виктор Владимирович), Татьяна Барышева (см. БАРЫШЕВА Татьяна Семеновна), А. Лагранский.
Режиссер: Элем Климов (см. КЛИМОВ Элем Германович). Авторы сценария: Семен Лунгин (см. ЛУНГИН Семен Львович), Илья Нусинов (см. НУСИНОВ Илья Исаакович). Оператор: Анатолий Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Анатолий Васильевич). Художники-постановщики: Владимир Камский (см. КАМСКИЙ Владимир), Борис Бланк (см. БЛАНК Борис Лейбович). Композиторы: Микаэл Таривердиев (см. ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович), Игорь Якушенко (см. ЯКУШЕНКО Игорь). Звукорежиссер: Виктор Зорин (см. ЗОРИН Виктор). Монтаж: Антонина Камагорова.
Премия жюри фестиваля и премия жюри родителей Международная встреча фильмов для молодежи в Канне—67 (26.12.1966—02.01.1967).
Энциклопедия кино. 2010.