КЛИМОВ Элем Германович

КЛИМОВ Элем Германович

КЛИМОВ Элем Германович (9 июля 1933, Сталинград, ныне Волгоград — 26 октября 2003, Москва), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Окончил в 1957 Московский авиационный институт, в 1964 — ВГИК (мастерская Е. Л. Дзигана (см. ДЗИГАН Ефим Львович)). Уже в студенческой работе «Жених» (1960) проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в пионерский лагерь. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа «Похождения зубного врача» (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из «Октября (см. ОКТЯБРЬ)» С. М. Эйзенштейна) вполне в духе автора теории «монтажа аттракционов», ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе.
Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Распутина, предложенный И. А. Пырьевым (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович), тогдашним директором «Мосфильма», который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя — от возникновения идеи до выхода картины «Агония» (1974—81, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 — история борьбы Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории. С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения «порочного старца», новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции. И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) — не менее нервно звучащий Альфред Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич)).
Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько (см. ШЕПИТЬКО Лариса Ефимовна)), а также сама атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Климову в последующий период. Документальная лента «Лариса» (1980, специальный приз на Международном кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина «Прощание» (1982, выпуск — 1984, по «Прощанию с Матерой» В. Г. Распутина) и прежде всего «Иди и смотри» (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся «Убейте Гитлера», — все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом взгляде режиссера.
Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989. В этот период режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным — слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположением, что сам Климов, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за «Мастера и Маргариту» бесполезно.
1964 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН (см. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН) режиссер
1965 ПОХОЖДЕНИЯ ЗУБНОГО ВРАЧА режиссер
1970 СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ (см. СПОРТ СПОРТ СПОРТ) режиссер
1974 АГОНИЯ режиссер
1982 ПРОЩАНИЕ (см. ПРОЩАНИЕ (1982)) режиссер
1985 ИДИ И СМОТРИ режиссер, автор сценария

Энциклопедия кино. 2010.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КЛИМОВ Элем Германович" в других словарях:

  • Климов, Элем Германович — Элем Климов. КЛИМОВ Элем Германович (родился в 1933), российский кинорежиссер. Склонность к сатире, эксцентрике проявилась в фильмах: Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964), Похождения зубного врача (1965). В трагические тона… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КЛИМОВ Элем Германович — (р. 1933) российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). Фильмы: Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964), Спорт, спорт, спорт (1971), Прощание (1983), Агония (1985), Иди и смотри (1985). В 1986 90 1 й… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Климов Элем Германович — (р. 1933), кинорежиссёр, народный артист Российской Федерации (1997). Фильмы: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), «Спорт, спорт, спорт» (1971), «Агония» (1985), «Прощание» (1983), «Иди и смотри» (1985). В 1986 90 1… …   Энциклопедический словарь

  • Климов Элем Германович — Элем Климов Имя при рождении: Элем Германович Климов Дата рождения: 9 июля 1933(19330709) …   Википедия

  • Климов, Элем Германович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Климов. Элем Климов …   Википедия

  • КЛИМОВ Элем Германович — (р. 9.7.1933), советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Член КПСС с 1962. В 1964 окончил ВГИК (мастерская Е. Л. Дзигана). Первая работа — короткометражный комедийный фильм «Жених» (1963). С 1964 на киностудии «Мосфильм» …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Климов Элем Германович — (род. 1933) кинореж., окончил Моск. авиац. ин т в 1957 и реж. ф т ВГИКа (мастерская Е. Дзигана) в 1964. В 1964 снял сатирич. комедию Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (приз VII Междунар. киновстречи ф. для молодежи в Каннах, 1966) …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Климов, Элем Германович — Кинорежиссер; родился 9 июля 1933 г.; окончил ВГИК; 1986 1989 первый секретарь Союза кинематографистов СССР; автор фильмов "Добро пожаловать или посторонним вход запрещен", "Агония", "Прощание с Матерой" (доснял… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Элем Германович Климов — Элем Климов Имя при рождении: Элем Германович Климов Дата рождения: 9 июля 1933(19330709) …   Википедия

  • Климов, Элем — Элем Климов Имя при рождении: Элем Германович Климов Дата рождения: 9 июля 1933(19330709) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»