ЦВЕТОК ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ
- ЦВЕТОК ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ
-
«ЦВЕТОК ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ» (II fiore delle mille e un notte) Италия — Франция, 1973, 129 мин.
Философская историческая фантазия.
Фильм имеет замечательный эпиграф, взятый из арабских сказок: «Истина заключена не в одном сне, она — во многих снах». Цветок тысячи и одной ночи — как раз метафорический образ истины, ускользающей, не поддающейся разгадке, прячущейся в переплетениях сюжета и судеб, в этих нанизываемых друг на друга историях, в закольцованном в круг бесконечном орнаменте сказок. Hyp эд-Дин не найдет своей возлюбленной Зумурруд, пока не пройдет по всем лабиринтам перекликающихся с его жизнью рассказов. Пьер Паоло Пазолини передает магию и волшебство путешествий по миру в поисках истины, когда сам путь и впечатления странствий важнее конечной цели. Для него истина — это жизнь. Венчающая пазолиниевскую «трилогию жизни» (вслед за «Декамероном» и «Кентерберийскими рассказами») лента наполнена множеством событий, перипетий, населена разными людьми, по-восточному шумна, многоголоса, многолика. Это настоящий праздник, торжество во имя жизни, поэтическая феерия, фантазия красок, образов, словно благословенный мираж оазиса, пригрезившийся усталому путнику в пустыне.
Для съемок картины режиссер пригласил не своего постоянного оператора Тонино Делли Колли, а Джузеппе Руццолини, с которым ранее работал лишь на двух полнометражных фильмах («Царь Эдип» и «Теорема»). Ему был нужен мастер более резкой, контрастной, будто выжженной солнцем манеры кинописьма, на фоне которой еще сильнее звучало бы многоцветье базаров, караван-сараев, городских площадей, живительных оазисов, где пиршество и неувядаемость жизни проявляются особенно ярко. Стихия, магия восстанавливаемого или творимого заново ушедшего культурного мира, который если не явно, то в подтексте противопоставлен мертвенности, безликости, «полинялости» современного урбанистического существования — центральный мотив творчества Пазолини, берущий исток в «Царе Эдипе» и сверкнувший напоследок в «Цветке тысячи и одной ночи». Лента получила специальную премию на фестивале в Канне (1974).
Сергей Кудрявцев
В ролях: Нинетто Даволи, Франко Читти, Франко Мерли, Тесса Буше, Инеc Пеллегрини, Франческо Паоло Говернале, Абадит Гидей.
Режиссер Пьер Паоло Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло).
Энциклопедия кино.
2010.
Полезное
Смотреть что такое "ЦВЕТОК ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ" в других словарях:
Пазолини Пьер Паоло — (Pasolini) (1922 1975), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр, теоретик искусства. Автор романа «Лихие парни» (1955), «Жестокая жизнь» (1959), «Теорема» (1968). В кино, отталкиваясь от мотивов и стилистики неореализма, обращался к форме… … Энциклопедический словарь
ДЕКАМЕРОН — (II decameron) Италия Франция Западный Берлин, 1971, 110 мин. Историческая философско поэтическая комедия. Вслед за экранизациями «Царя Эдипа» и «Медеи» выдающийся итальянский поэт, писатель, культуролог и кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини… … Энциклопедия кино
Пьер Паоло Пазолини — Итальянский кинорежиссер, поэт, писатель Пьер Паоло Пазолини родился 5 мая 1922 г. в Болонье, Италия. Его отец был унтер офицером, мать – простой крестьянкой. Семья была родом из Фриули, области на северо востоке Италии. В 1937 г. Пазолини… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ПАЗОЛИНИ (Pasolini) Пьер Паоло — (1922 1975) итальянский писатель, сценарист, кинорежиссер. Фильмы: Нищий (1961), Мама Рома (1962), Евангелие от Матфея (1964), Птицы большие и малые (1966), Декамерон (1970), Кентерберийские рассказы (1971), Цветок тысячи и одной ночи (1973),… … Большой Энциклопедический словарь
МЕДЕЯ — «МЕДЕЯ» (Medea) Италия Франция ФРГ, 1969, 110 мин. Исторический фильм, приключенческий фильм. «Медея» продолжает культурно исторический цикл Пьера Паоло Пазолини, начатый лентой «Царь Эдип». Двигаясь из глубины веков, от античности к новым… … Энциклопедия кино
ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло — ПАЗОЛИНИ (Pasolini) Пьер Паоло (05. 03. 1922 02. 11. 1975), итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик. Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу и язык на своей «второй родине» со стороны матери во Фриули,… … Энциклопедия кино
САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА — «САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА» (Salо о 1е 120 giornate di Sodoma) Италия Франция, 1975, 116 мин. Философская драма с эротическими и натуралистическими сценами. О последней работе Пьера Паоло Пазолини, впервые показанной на кинофестивале в Париже… … Энциклопедия кино
Pasolini, Pier Paolo — • ПАЗОЛИ НИ (Pasolini) Пьер Паоло (5.3.1922 2.11.1975) итал. режиссёр, сценарист, теоретик кино. Окончил Болонский ун т. В 50 х гг. получил известность как прогрес. писатель, публицист и поэт. В 1954 62 участвовал в создании 15 сц. ф., в т. ч … Кино: Энциклопедический словарь
ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло — (Pasolini) (5.3.19222.11.1975), итальянский режиссёр, сценарист, теоретик кино. Окончил Болонский университет. В 50 х гг. получил известность как прогрессивный писатель, публицист и поэт. В 195462 участвовал в создании 15 сценариев… … Кино: Энциклопедический словарь
Пазолини, Пьер Паоло — Пьер Паоло Пазолини. ПАЗОЛИНИ (Pasolini) Пьер Паоло (1922 75), итальянский писатель, поэт, сценарист, кинорежиссер, теоретик искусства. Социальный протест в романах о деклассированных низах общества (“Лихие парни”, 1955, “Жестокая жизнь”, 1959);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь