САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА

САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА

«САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА» (Salо о 1е 120 giornate di Sodoma) Италия — Франция, 1975, 116 мин.
Философская драма с эротическими и натуралистическими сценами.
О последней работе Пьера Паоло Пазолини, впервые показанной на кинофестивале в Париже через двадцать дней после трагической гибели режиссера в Остии, пригороде Рима, зрителями и критиками чаще всего высказываются взаимоисключающие мнения. Сторонники картины считают, что в ней удалось «идеально воспроизвести мир де Сада, оставаясь верным его духу», хотя действие романа французского ниспровергателя всех моральных, человеческих норм перенесено во времена фашистской республики Сало. В их представлении фильм, несмотря на свою жестокость и отталкивающее впечатление, является «черным шедевром», сопоставимым с обличительной, дерзко провокационной лентой «Золотой век» Луиса Бунюэля (где, кстати, кажется, впервые в кино предстал маркиз де Сад). Подобную точку зрения можно найти в «Кинословаре» французского критика Жана Тюлара. А противники картины ставят режиссеру в вину его чрезмерное, почти патологическое увлечение, даже упоение садизмом, сексуальными извращениями, темой фекализма (как при помощи эвфемизма определяют соответствующие сцены с испражнениями из лент «Большая жратва», «Сладкий фильм», «Сало, или 120 дней Содома» и т. п. ). По их мнению, Пазолини наконец-то в полной мере раскрыл свой истинный мир, собственные навязчивые комплексы, скрываемые на протяжении многих лет. Антифашистский же пафос, осуждение диктатуры власти — лишь «ширма», маскировка для протаскивания на экран порочного сознания.
Вероятно, в большей степени не правы вторые, но в то же время вряд ли полностью можно поддержать первых. Выдающийся художник (а Пьер Паоло Пазолини бесспорно является таковым) имеет право на обращение к любым, в том числе самым низким и неприятным, бесчеловечным качествам человеческой натуры. Режиссер стремится утвердить гуманистические ценности, как бы отталкиваясь от противного, ведя поиск человеческого начала вовне безжалостной реальности. Не стоит подозревать автора в злонамеренной демонстрации животной сущности людей, в садистском получении удовольствия от показа сцен жестокости, насилия, всевозможных аномалий. После средневековой народной «трилогии жизни» («Декамерон» — «Кентерберийские рассказы» — «Цветок тысячи и одной ночи»), проникнутой вопреки всему светом подлинной поэзии, в центре своеобразной «трагедии смерти» оказывается более цивилизованный, аристократический мир с вроде бы утонченными, изысканными ритуалами.
В более ранней картине «Свинарник» (1969) Пазолини уже сопоставлял неофашизм и скотоложство пресыщенных жизнью западногерманских буржуа с первобытным каннибализмом и агрессивностью. Мотив тотальной деградации и садизма фашистских властей в Италии 1944 года перекликается с предсказанием из Апокалипсиса о приходе новых Содома и Гоморры. Режиссер, словно предчувствуя скорую гибель, исполняет функцию ангела смерти, провозвестника Страшного Суда, на котором человечество должно будет очиститься от любой скверны, от всех грехов. Но, доказывая эту «теорему», Пьер Паоло Пазолини в каком-то смысле становится жертвой собственной сенсационности, заложником избранных для благой цели таких средств, которые производят на многих противоположный эффект. Будто вместо Чистилища они побывали в Аду, а ангела Господнего приняли за посланника Сатаны.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Паоло Боначелли, Джорджо Катальди, Уберто Паоло Квинтавалле, Альдо Валлетти, Катерина Боратто, Элен Сюржер.
Режиссер Пьер Паоло Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА" в других словарях:

  • Сало, или 120 дней Содома — Salò o le 120 giornate di Sodoma …   Википедия

  • Сало, или 120 дней Содома (фильм) — Сало, или 120 дней Содома Salò o le 120 giornate di Sodoma Жанр притча, драма Режиссёр Пьер Паоло Пазолини Продюсер …   Википедия

  • Сало (значения) — Сало: Топоним Сало  город на юге Финляндии Сало  город в итальянской провинции Брешия на берегу озера Гарда Республика Сало, Итальянская социальная республика  режим Бенито Муссолини с центром в городе Сало, 1943 1945 гг Сало  …   Википедия

  • Сало республика — Флаг вооружённых сил Итальянской социальной республики Республика Сало (итал. Repubblica di Salò), официально Итальянская социальная республика (итал. Repubblica Sociale Italiana), фашистское государство на оккупированной нацистской Германией… …   Википедия

  • Республика Сало — Итальянская социальная республика итал. Repubblica Sociale Italiana Марионеточное государство …   Википедия

  • Пазолини — Пазолини, Пьер Паоло Пьер Паоло Пазолини Pier Paolo Pasolini Дата рождения: 5 марта 1922(1922 03 05) …   Википедия

  • Пазолини, Пьер — Пьер Паоло Пазолини Pier Paolo Pasolini Дата рождения: 5 марта 1922(19220305) Место рождения …   Википедия

  • Пазолини П. — Пьер Паоло Пазолини Pier Paolo Pasolini Дата рождения: 5 марта 1922(19220305) Место рождения …   Википедия

  • Пазолини П. П. — Пьер Паоло Пазолини Pier Paolo Pasolini Дата рождения: 5 марта 1922(19220305) Место рождения …   Википедия

  • Пазолини Пьер Паоло — Пьер Паоло Пазолини Pier Paolo Pasolini Дата рождения: 5 марта 1922(19220305) Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»