- ХИТИЛОВА Вера
-
ХИТИЛОВА (Chytilova) Вера (р. 02 февраля 1929, Острава, Чехословакия), чешский режиссер и сценарист.
Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила ФАМУ в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом («Зеленая улица», «Потолок», «Мешок блох»). Дебютировала в полнометражном кино с фильмом «О чем-то ином» (1963, главная премия на МКФ в Мангейме), где показала интересный пример работы на стыке документального и игрового кинематографа. Удачно приняла участие в коллективной ленте пражской «новой волны» — «Жемчужинки на дне» (Perlicky na dne, экранизация сборника рассказов чешского писателя Б. Грабала), поставила новеллу «Закусочная «Мир».
В 1966 сняла свой первый зрелый фильм — как в плане содержания, так и в смысле художественной формы — «Маргаритки» (Sedmikrasky), который сама считает своим главным достижением. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали шокирующие или просто непонятные действия, в коих можно было усмотреть практически все, что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка). Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой, а в принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж.-Л. Годара: «остранение», апелляция к интеллекту зрителя, привносящая в повествование политическую актуальность, разрушающая стойкие обывательские мифы (сама Хитилова отрицает факт заимствования или влияния).
Вместе с тем нельзя не заметить в творчестве Хитиловой чисто женской игры с формой, фактурой, а также влияние пресловутой «женской логики», когда художница больше полагается на интуитивное прозрение, собственное художническое чутье, знаменитое женское «а я хочу так», что уж никак не свойственно сухим интеллектуальным построениям Годара.
Начиная с «Маргариток» режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки и художников-абсурдистов (из более поздних лент можно назвать «Занос» (Kalamita, 1978, выпуск, 1981) или современной философской фантастики («Турбаза «Волчья», Vlci Bouda, 1986), но часто «абсурдистской» может быть лишь одна, но значимая для фильма деталь. Интересно, что социокритическое начало у Хитиловой очень эмоционально, это отнюдь не «идеология наоборот», что доказывает ее лента о постсоциалистической Чехии «Наследство» (Dedictvi Aneb Kurvahosigutntag, 1993).
Отдельная тема — женские образы в творчестве Хитиловой. Здесь можно обнаружить великолепную и вполне профеминистическую галерею образов «женщин на самом деле», женских портретов, созданных не мужчиной (к чему человечество приучила вся долгая история искусства), а именно представительницей «другого пола». Впрочем, эту особенность хитиловского творчества напрямую увязать с феминизмом нельзя, в точности такие же тенденции можно обнаружить в творчестве большинства женщин-режиссеров, не имеющих никого отношения к феминистскому движению.
После «Маргариток» — эталонного для творчества Хитиловой фильма — она начинает работать мало по вполне понятным причинам (события в Чехословакии 68 года, долгий период застоя). Ей приходится работать для рекламы, в репортажно-видовом кино («Горсть морщин», «Время неумолимо», «Прага — беспокойное сердце Европы» (Prague)). Те же картины, где она пытается быть самой собой и критиковать режим («Занос»; «История панельного дома», Panelstory, 1979, главная премия на МКФ в Сан-Ремо-80) подвергаются довольно значительным цензурным гонениям. Однако режиссер, в отличие от И. Пассера и М. Формана, не покинула родину, что впоследствии было объяснено ею в фильме «Хитилова против Формана — осознание непрерывности» (1981), созданного еще в годы «застоя» для телевидения Бельгии. Во второй половине 1980-х годов Хитилова получает долгожданную свободу творчества, но снимает все реже и без особого успеха: «Шут и королева» (Sasek a kralovna, 1987), «Копытом сюда, копытом туда» (Kopytem sem, kopytem tam, 1989). О новой вывернутой жизни Восточной Европы после «бархатных» революций идет речь в ее редких фильмах 1990-х: «Силки, силки, силочки» (1998) и «Изгнание из рая» (2001).
Анастасия Машкова
1959 VILLA IN THE SUBURBS режиссер, сценарист
1960 MR. K—GREEN STREET режиссер, сценарист
1961 ACADEMY NEWSREEL режиссер, сценарист
1962 МЕШОК БЛОХ / режиссер, сценарист
1962 ПОТОЛОК / режиссер, сценарист
1963 О ЧЕМ-ТО ИНОМ / режиссер, сценарист
1965 PERLICKY NA DNE режиссер
1966 МАРГАРИТКИ / SEDMIKRASKY режиссер, сценарист, сюжет
1970 FRUIT OF PARADISE режиссер, сценарист
1977 HRA O JABLKO режиссер, сценарист, сюжет
1979 PREFAB STORY режиссер, сценарист
1982 KALAMITA режиссер
1984 THE VERY LATE AFTERNOON OF A FAUN режиссер, сценарист
1985 ПРАГА — БЕСПОКОЙНОЕ СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ / PRAGUE режиссер, сценарист
1986 ТУРБАЗА ВОЛЧЬЯ / VLCI BOUDA режиссер, сценарист
1987 ШУТ И КОРОЛЕВА / SASEK A KRALOVNA режиссер, сценарист
1989 КОПЫТОМ СЮДА, КОПЫТОМ ТУДА / KOPYTEM SEM, KOPYTEM TAM режиссер, сценарист
1993 НАСЛЕДСТВО / DEDICTVI ANEB KURVAHOSIGUTNTAG режиссер, сценарий
1998 PASTI, PASTI, PASTICKY режиссер, сценарий
2000 VZLETY A PADY (V) АНГЛ. FLIGHTS AND FALLS (V) режиссер
2001 VYHNANI Z RAJE режиссер, сценарий
Энциклопедия кино. 2010.