- СХВАТКА (1995)
-
«СХВАТКА» (Heat) США, 1995, 171 мин.
Драма, боевик.
Вне киноконтекста эта картина может показаться обычной работой криминального жанра, которая кому-то будет нравиться, кому-то — нет.
Не так уж мало появлялось лент о полицейских, одержимых своей профессией до самоотречения. Встречались и фильмы об умных и талантливых преступниках, которые с блеском проворачивали свои изощренно придуманные операции с целью грабежа и незаконного присвоения огромных сумм денег. В 1995 году вообще стала заметной тенденция в американском кино по интеллектуализации образов негодяев и мошенников, использующих все последние достижения компьютерной мысли, самостоятельно прибегающих к помощи лицедейства, постоянной смены масок для того, чтобы окончательно запутать полицию или пустить ее по ложному следу. А блюстители порядка нередко поступают по давно заведенному шаблону, выискивая рецидивистов, которые всегда на виду и значатся во всех файлах и анналах. Поэтому в полиции могут пропустить преступника, догадливо рядящегося в одежды скромного и тихого обывателя. Эффектный розыгрыш жестокого убийцы, обводящего служителей Фемиды вокруг пальца, стал привлекательной особенностью картины «Подозреваемые лица» и принес «Оскары» сценаристу Кристоферу Маккворри и исполнителю этой обманчивой роли Кевину Спейси.
А вот усилия создателей «Схватки» по модификации гангстерского кино не были замечены Американской киноакадемией. Хотя ряд намеков и подсказок содержались в некоторых явно неслучайных совпадениях. Как известно, Ал Пачино и Роберт Де Ниро, два выдающихся актера, никогда не снимались вместе, хотя были заняты в одной ленте, этапной и для гангстерского жанра, и вообще для кино последних тридцати лет. Во второй части «Крестного отца», своеобразной саги о мафии, Де Ниро играл молодого Вито Корлеоне, еще не ставшего Доном, главарем преступного клана. А Пачино исполнил роль Майкла, младшего сына, вынужденного принять в свои руки «империю Корлеоне» после кончины патриарха. Фрэнсис Коппола довел жанр до эпическо-трагического предела, поставив всех остальных режиссеров в почти безвыходное положение — они лишь бесконечно копировали его открытия, но только Серджо Леоне в криминальной антологии «Однажды в Америке» удалось выйти на философский уровень обобщения. Продюсером этого фильма, значительно сокращенного и все равно провалившегося в американском прокате, был Арнон Милчен, а главную роль сыграл Роберт Де Ниро. Их имена — и в титрах «Схватки», снятой Майклом Манном, который менее известен широкому кругу зрителей, хотя в качестве исполнительного продюсера выпустил популярный телесериал «Полиция Майами, отдел нравов», принимал участие в создании других «мыльных опер» криминального плана — «Полицейская история», «Вегас», «Войны наркомафии». То есть Манн разрабатывал на телевидении жилу «длинных повествований» с закрученным сюжетом, которые как бы являются облегченным («мыльным») вариантом романной формы. А в кино обращался к стилистически выверенным гангстерским драмам — «Вор» и «Охотник за людьми». Но лишь пройдя через опыт эпизации вестерна в «Последнем из могикан», решился в «Схватке» словно объединить два жанровых пристрастия в криминальном киноромане, сделанном уже по-настоящему, по-крупному, без скидок на условности боевиков и телезрелищ.
Романность мышления, вообще редкостная в современном кинематографе, тем более в американском, проявляется, разумеется, не в тех произведениях, которые велики по хронометражу. «Схватка» не так многолинейна и населена персонажами, как, например, мозаичные фрески Роберта Олтмена, но и в ней присутствует несколько будто посторонних сюжетных мотивов, лишних ответвлений, от которых следовало бы избавиться, чтобы получить напряженный боевик о схватке Винсента Хэнны, лейтенанта полиции Лос-Анджелеса, с опытным и трудноуловимым преступником Нилом Макколи. Зачем детально обрисовывать семейные и личные проблемы не только главных героев, но и всех, кто оказался (или еще окажется в будущем) причастным к серии дерзких ограблений банды Макколи? Однако, сведя в финале всю историю к амбициозному противоборству двух достойных друг друга соперников, Майкл Манн как сценарист и режиссер в определенной степени утрачивает обнаруженную им полифоничность криминального повествования. Начавшись, словно роман, «Схватка» заканчивается захватывающей драмой, в которой тем не менее заранее жаль того, кто проиграет в поединке, хотя можно предугадать, что полицейский должен победить гангстера, пусть и пожав благородно на прощание его уже охладевающую руку.
Кстати, убедительная в каждом слове и жесте игра Пачино и Де Ниро (особенно в великолепной сцене их единственного разговора один на один, в каком-то придорожном ресторане), в расчете на которых и писался сценарий, должна доставить удовольствие зрителям. Кассовый успех «Схватки» ($67 млн) в определенной степени стоит сопоставить с триумфом «Криминального чтива» Квентина Тарантино, между прочим, тоже предложившего новаторский выход из тупикового положения, в котором пребывает гангстерское кино после «Крестного отца» и «Однажды в Америке». Однако в миг расплодившиеся «тарантинчики», так же, как и неуверенность самого Тарантино, не знающего, что бы теперь ему следовало придумать и тем самым вновь удивить публику и критиков, подтверждают, что «Криминальное чтиво» — это штучная выдумка, которую нельзя превратить в поточную «фабрику грез». А вот «Схватка» предлагает вполне приемлемый для тиражирования вариант не экстравагантного вывертывания наизнанку, а добропорядочной романизации гангстерского жанра, его погружение в достаточно реалистически выписанную среду американского общества 90-х годов и психологически отточенную проработку характеров всех героев — от главных до второстепенных. Жаль, если американские кинематографисты пройдут мимо этой «новой повествовательности» или же быстро выдохнутся, словно спринтеры на стайерской дистанции.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Аль Пачино (см. ПАЧИНО Аль), Роберт Де Ниро (см. ДЕ НИРО Роберт), Вэл Килмер (см. КИЛМЕР Вэл), Йон Войт (см. ВОЙТ Йон), Том Сайзмор, Дайан Венора, Эми Бреннеман, Эшли Джадд, Микелти Уильямсон, Уэс Стьюди, Тед Ливайн, Натали Портман.
Режиссер Майкл Манн (см. МАНН Майкл).
Энциклопедия кино. 2010.