- СОЛДАТ ИВАН ЧОНКИН
-
«СОЛДАТ ИВАН ЧОНКИН», Великобритания-Чехия-Россия, Портобелло Пикчерс (Великобритания), 1994, цв., 106 мин.
Военная комедия. По одноименному роману Владимира Войновича.
По мне картина вполне российская. Чонкин здесь именно тот самый Ваня, делящий свои дни между сеновалом почтальонши Нюрки и и сломанным самолетом. Человек принципов — больших и малых. Любит — нашу советскую Родину во главе с товарищем Сталиным, любит Нюрку, любит самогон из свеклы и картофеля, что так чудно делают в деревне Красное. Не любит Чонкин — наряды вне очереди, врагов любимой советской Родины и самогон из дерьма. Иван Чонкин как продукт социалистического строя, где каждый рожден, чтобы сказку сделать былью, где каждого треплет по кудрям ветер (правда, у нашего персонажа это проблематично, потому что кудри сбрили под «ноль»), и целуют облака (слегка). Деревня Красное (бывш. Грязное) как микромир, где есть свое правительство (председатель голубев, счетовод Волков) и свои средства коммуникации (петухи, например) и свой философ Гладышев. Кстати, если поразмышлять над его идеей круговорота дерьма в природе, то окажется, что она в целом верна, и не занимает должного место в науке исключительно из-за неэстетичности названия. И жизнь Ивана Чонкина кажется гротескной именно из-за того, что мы условились так ее воспринимать, а по сути, именно в этой жизни и состоит глубокая сермяжная правда времени, когда девушек сводила с ума защитная гимнастерка, а не ее обладатель (это цитата из песни, между прочим, которую пело пол-страны). Так что же, мы не расстанемся с деревней Красное никогда? Кроме первача, скрытого для верности от постороннего взгляда за кумачовым флагом, существует, по моим скромным наблюдениям, еще целый ряд вкусных напитков. Молоко, например, которое, кстати, Иван Чонкин пьет первый и последний раз в начале фильма, думается, для храбрости, чтобы поскорее одолеть сердце Нюрки. Чуть позднее он переходит к повседневному привычному напитку. Самогон, как Сталин — его любят все, от него перестают соображать, несут совершенно бредовую чушь и воспринимают эту чушь как нормальную человеческую речь. Собственно, Сталин, Чонкин и самогон — три основных предмета, вокруг которых крутится действие. Как хорошо в стране Советской жить! Заигрывания с войной даются нашему зрителю, наверное, так же нелегко, как отношения «палач-жертва». Святое. И поэтому маленькая внутренняя война, развивающаяся внутри деревни между Чонкиным с его «бандой» и «руссишь гестапо» вызывает хохот именно потому, что она внутренняя. Вообще же, способы, которыми Иван побеждает противную сторону, сильно напоминают садистские американские мультфильмы про Тома и Джерри, или же, в русском варианте, трио Труса-Балбеса-Бывалого, являющихся национальной гордостью русского кинематографа. Сначала пулей, извините, за выражение, в тыл противника, затем вилами в поганые вражеские лица, и, наконец, удаление в сарай. По малой нужде — со связанными руками. Вот где Ваня чонкин отыгрался за наряды вне очереди! Ты меня своим «лечь-отставить» доводил. А вот я тебя из боевого оружия да за имя товарища Сталина! Ты меня дрова на кухню таскать заставлял? А вот я тебя в подвал на хлеб и воду, до второго прошествия генерала! Прямо как у Л. Пантелеева в хрестоматийном рассказе «Честное слово»: и пока есть на свете такие солдаты, на них держится наша мощь и слава (вспоминаю по памяти). И врагу никогда не добиться... Постоянно балансируя на гране между тем, над чем смеяться можно, и над чем — нельзя, создатели фильма вышли, кажется, на твердую почву. Дядя плохой, предатель и садист — смеяться можно. Он — язык военный, подобный языкам мирским, строчащим анонимки на ближнего своего. По таким бьет нещадно русский солдат Иван Чонкин со своей боевой подругой Нюркой. До последнего патрона, до последней капли крови. И только однажды он уходит с поля боя, чтобы спасти своего фронтового товарища боевого друга — кабана Борьку. Однако нет места простому герою на грешной земле деревни Красное-Грязное. Он уходит, точнее улетает вместе с Нюркой на сломанном самолете. Навстречу солнцу. Стальные руки крылья и вместо сердца пламенный мотор — хорошо, а два живых — лучше. «Я же говорила тебе, если дать самолету отдохнуть, то у него мотор, как человеческое сердце, опять заработает». Только одно обидно — забыли лучшего друга, кабана Борьку. А так — вперед, к светлому будущему. Туда, где восходит солнце всеобщего благоденствия, где нет злых дежурных по части, нарядов вне очереди и первачок отменный. Кипучая, могучая, никем непобедимая страна...
В ролях: Геннадий Назаров (см. НАЗАРОВ Геннадий Геннадьевич), Зоя Буряк (см. БУРЯК Зоя Юрьевна), Владимир Ильин (см. ИЛЬИН Владимир Адольфович), Алексей Жарков (см. ЖАРКОВ Алексей Дмитриевич), Валерий Золотухин (см. ЗОЛОТУХИН Валерий Сергеевич), Зиновий Гердт (см. ГЕРДТ Зиновий Ефимович), Сергей Гармаш (см. ГАРМАШ Сергей Леонидович), Мария Виноградова (см. ВИНОГРАДОВА Мария Сергеевна), Юрий Дубровин (см. ДУБРОВИН Юрий Дмитриевич), Сергей Степанченко (см. СТЕПАНЧЕНКО Сергей Юрьевич), Мариан Лабуда, Авангард Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Авангард Николаевич), Сергей Баталов (см. БАТАЛОВ Сергей Феликсович), Александр Пашковский (см. ПАШКОВСКИЙ Александр).
Режиссер: Иржи Менцель (см. МЕНЦЕЛЬ Иржи) .
Автор сценария: Зденек Сверак.
Оператор: Яромир Шофр.
Художник-постановщик: Милан Бишек.
Композитор: Иржи Шуст.
Энциклопедия кино. 2010.