- ПОХИТИТЕЛЬ ДЕТЕЙ
-
«ПОХИТИТЕЛЬ ДЕТЕЙ» (Il ladro di bambini) Италия — Франция, 1992, 116 мин.
Драма.
Для режиссера, явно ориентирующегося на традиции неореализма, несколько сентиментального, все же точнее — чувствительного, трогательного рассказа о подчас трагических судьбах простых и обездоленных, униженных и оскорбленных, принципиальна перекличка со знаменитым фильмом «Похитители велосипедов». По сути, ровесник неореализма (Джанни Амелио родился в 1945 году) относится к урокам итальянских мастеров конца 40-х — начала 50-х годов с искренней преданностью, хотя пытается быть по-современному чуть отстраненным и внешне бесстрастным. И сюжет, способный разжалобить, вызвать потоки слез у впечатлительных зрителей, поведан все-таки сдержанно.
Главным героем является именно молодой карабинер Антонио, а не невинная душою 11-летняя Розетта, которую мать заставила заниматься проституцией. Полицейский должен всего лишь сопровождать Розетту и ее младшего брата Лючано в католический приют для сирот — он же неосмотрительно проникается подлинным сочувствием к несчастным детям и стремится помочь им после того, как «испорченным созданиям» отказывают в милосердном приеме в разных домах призрения для малолетних. Тот, кто назван в газетах «похитителем детей», сам в душевном смысле беспризорен, лишен корней, семьи и дома в чужом Милане, где жил в казарме, да и среди родственников, которых он навестил по пути следования, кажется пришлым, посторонним, вынужден скрывать свой безрассудный поступок, человеческую привязанность к отверженным детям.
«Чувствительный карабинер» (аналогия с неожиданно добрым и нежным фильмом «Чувствительный милиционер» Киры Муратовой и ее первоначально чудаковатым героем, обнаружившим в себе отзывчивое сердце и живую душу, напрашивается сама собой) так же беспомощен и беззащитен перед несправедливым окружающим миром, бесчувственностью людей, как и его юные сопровождаемые. Граница между защитником закона и подзащитными стирается намного быстрее с того момента, когда облаченный служебной должностью и униформой пренебрегает этими мнимыми атрибутами власти, желая по-человечески скрасить детям последние дни на свободе, за пределами каких-либо стен.
Не случайно, что в работе над лентой «Похититель детей» участвовали сценаристы Сандро Петралья и Стефано Рулли, известные по интересу к сложным социальным проблемам, подчас метафизически неразрешимым (надо упомянуть нашумевший в середине 70-х годов документальный фильм «Развязанные сумасшедшие»). «Похититель» и «похищенные» из картины Джанни Амелио подобны этим выпущенным из больниц пациентам, которые попали в еще более безумную реальность и не в состоянии к ней приспособиться. В финале намеренно долгие проезды и мучительное ожидание рассвета в машине посреди дороги накануне неминуемого расставания, губительного для чувств всех троих «беглецов», заставляют предположить, что многоточие предпочтительнее в 90-е годы, когда уже несвоевремены обличительно-переживательный пафос неореалистов и философский нигилизм разочарованных ниспровергателей 60—70-х годов. В ситуации повышенного (иногда чрезмерного) внимания к простому кино о житейских истинах, скромным и непритязательным повествованиям, правда, эмоционально тонким и доверительным по интонации, фильм Амелио закономерно получил Большой приз жюри в Канне и «Феликс» за лучшую европейскую картину 1992 года.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Энрико Ло Версо, Валентина Скаличи, Джузеппе Иерачитано, Флоранс Дарель, Мария Головин.
Режиссер Джанни Амелио (см. АМЕЛИО Джанни).
Большой приз Каннского кинофестиваля за 1992 год
Премия «ФЕЛИКС» в номинации «Лучший фильм» за 1992 год
Энциклопедия кино. 2010.