ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНО

ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНО

ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНО (postmodernism, от лат. post после и франц. modern современный), термин «постмодернизм» обозначает не какое-то узко ограниченное художественное направление или стиль, но определенную культурную доминанту современного общества, поэтому можно говорить лишь о том, как постмодернистское мировосприятие, постмодернистский менталитет находят отражение в самом подходе к созданию фильма.
Модернизм и постмодернизм, имея своей основой переосмысление роли языка (т. е. средства организации и передачи смыслов) в познавательной и художественной деятельности, противоположно к нему подходят. Модернизм, разоблачая условный характер общепринятого языка как всего лишь сумму приемов, хочет дойти до смысла с помощью какого-то другого, более адекватного языка, а то и напрямую, интуитивно. Постмодернизм же, исходя из тех же посылок, объявляет о принципиальной невозможности обретения смысла и замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но равно условных языков. В применении к кинематографу это означает, что если изначальный эффект достоверности фотографического воспроизведения реальности перевешивает условности монтажа и жанра (особенно, когда они намеренно сводятся до минимума, например, в неореализме), язык кино воспринимается как адекватный и прозрачный.
Модернизм производит деконструкцию языка, обнажение приема (монтажа у Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович) и сюрреалистов (см. СЮРРЕАЛИЗМ В КИНО), коллажа у Годара (см. ГОДАР Жан-Люк)), отрицая тем самым старые смыслы как ложное сознание, идеологию. Постмодернизм, отказываясь от какой-либо идеологии и ценностной иерархии, вслед за деконструкцией производит обратную реконструкцию кинематографического языка, но уже в рамках сознательной стилизации. Если в 60-е — начале 70-х годов «авторский» кинематограф переосмысливал мифы и стереотипы традиционных жанров, например, вестерна («Маккейб и миссис Миллер» Р. Олтмена (см. ОЛТМЕН Роберт)), гангстерского фильма («Крестный отец» Ф. Копполы (см. КОППОЛА Фрэнсис Форд) ), то со временем акцент переносится с «человеческого» содержания фильма, его психологической достоверности на его формальные элементы, на «текст» как таковой Уже в «Клубе «Коттон» того же Копполы гораздо важнее его формальная выстроенность, нежели содержательный элемент.
Появившиеся на рубеже 70—80-х годов всевозможные «космические фантазии» и авантюрные эпопеи построены лишь на интересе к формальному повествованию и к трюкам, причем часто и то и другое подается в пародийном ключе («Роман с камнем» Р. Земекиса (см. ЗЕМЕКИС Роберт)). Стилизаторский и пародийный подход к повествованию вызывает обильное цитирование и ассоциативные ссылки на другие фильмы, на классику жанра, в результате увеличивается количество новых фильмов на старые сюжеты (римейков). В криминальном жанре, в триллерах почти напрочь исчезает моральная оценка героев, поскольку они изначально заданы в пародийной перспективе, однако не настолько, чтобы не создавать напряжение (саспенс) «Настоящая любовь» Т. Скотта (см. СКОТТ Тони), «Криминальное чтиво (см. КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО)» К. Тарантино (см. ТАРАНТИНО Квентин) ).
Поскольку для постмодернизма иерархия смыслов и ценностей выглядит как проявление авторитаризма, между всеми «текстами» устанавливается равенство, ведущее к «эстетическому популизму», когда элементы «высокой» и «популярной» культуры, стили, жанры и т. д. оказываются в полном смешении.
Александр Дорошевич

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНО" в других словарях:

  • КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см …   Энциклопедия культурологии

  • Постмодернизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Постмодернизм (значения). Постмодернизм (фр. postmodernisme  после модернизма[1])  термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй… …   Википедия

  • ПОСТМОДЕРНИЗМ (постмодерн) — – 1) ситуация в культурном самосознании Запада, сложившаяся в последние десятилетия XX в. и по смыслу противопоставляемая мировоззренческим  установкам  модерна,  порожденного  эпохой Просвещения, с его верой в социальный прогресс, человеческий… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Постмодернизм — (постмодерн, реже трансавангард). «Мы будем танцевать вокруг П.» (В. Курицын). «Поют трогательно, серьезно, без постмодернистских прибамбасов» (В. Жежера). «Кажется возможным, что маски и делающие популистские жесты в различных постмодернистских… …   Альтернативная культура. Энциклопедия

  • ПОСТМОДЕРН и ПОСТМОДЕРНИЗМ — (post modernity and post modernism) взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а постмодернизм теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а… …   Большой толковый социологический словарь

  • ЛИОТАР —         (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) франц. эстетик постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге “Постмодернистская ситуация. Доклад о знании” (1979) он выдвинул… …   Энциклопедия культурологии

  • МАССОВАЯ КУЛЬТУРА —         своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М.к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов …   Энциклопедия культурологии

  • Джеймисон, Фредрик — Фредрик Джеймисон Fredric Jameson Да …   Википедия

  • Эпоха Постмодерна — Музей Гуггенхайма в Бильбао  пример архитектуры постмодернизма. Постмодернизм (лат. post  «после», фр. moderne  «новейший», «современный»), постмодерн  термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных… …   Википедия

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) французский эстетик постфрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге Постмодернистская ситуация. Доклад о знании (1979) он выдвинул… …   Энциклопедия социологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»