- ПОЛЯ СМЕРТИ
-
«ПОЛЯ СМЕРТИ» (The Killing Fields) Великобритания, 1984, 141 мин.
Драма, приключенческий фильм.
Тридцатидевятилетний английский режиссер французского происхождения Роланд Жоффе, ранее работавший в документальном кино и на телевидении, покорил своим дебютом в большом кинематографе. «Поля смерти» — эпическая картина, безжалостно и жестко воспроизводящая ужасы массового террора «красных кхмеров» в Кампучии. Вместе с тем она привлекает ярким гуманистическим пафосом, искренним человеческим сочувствием к невинным жертвам Пол Пота, эмоционально утверждает нерушимость духовных связей между людьми. Человек другой национальности в годы потрясений может оказаться ближе «единородца».
Фильм основан на подлинных воспоминаниях журналиста газеты «Нью-Йорк Таймс» Сидни Шанберга, который находился в 1975 году в тогдашней Камбодже, во время переворота и прихода к власти «красного диктатора». Шанбергу удалось выбраться из страны, но, узнав о трагической судьбе своего переводчика и друга Дит Прана, отправленного на «перевоспитание» в трудовые лагеря, американский журналист прилагает все усилия, чтобы вызволить его из настоящего ада. Исполнитель роли Дит Прана, непрофессиональный тридцатичетырехлетний актер Хен С. Нгор, сам переживший эпоху террора и геноцида, создал впечатляющий образ кхмерского интеллигента, которого машина власти безуспешно пыталась превратить в свой «винтик». Он был заслуженно удостоен премии «Оскар», потом снимался в США, но, к несчастью, был застрелен в феврале 1996 года.
Режиссера картины «Поля смерти», номинированной на «Оскар» по семи категориям, тут же назвали «новым Дейвидом Лином», поскольку аналогия с известной лентой «Мост через реку Квай» напрашивалась сама собой. А вдобавок они оба сошлись в 1984 году в споре за награды Американской и Британской киноакадемии (последняя как раз предпочла назвать лучшим фильмом «Поля смерти», а не линовскую «Поездку в Индию»). Но у молодого преемника эпичность мышления сочетается с интересом к инематографической форме и запоминающимся выразительным средствам. В стилизованном под хронику фильме Роланд Жоффе при помощи замечательного оператора Криса Менгеса (премия «Оскар») передает как бы цвет смерти — мертвенно-желтый, поблекший, выгоревший на солнце — цвет запущенных, выродившихся рисовых полей. А напряженный, несмотря на продолжительность картины, ритм (монтаж Джима Кларка также отмечен «Оскаром») и вызывающая ощущение тревоги музыка Майка Олдфилда вовлекают зрителя в происходящее, заставляя почувствовать все почти физически.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Сэм Уотерстон, Хен С. Нгор, Джон Малкович (см. МАЛКОВИЧ Джон), Джулиан Сэндс (см. СЭНДС Джулиан), Крейг Т. Нелсон, Билл Пэтерсон, Атол Фугард, Сполдинг Грей.
Режиссер Роланд Жоффе (см. ЖОФФЕ Роланд).
Премия «Оскар» в номинации «Второплановые роли» за 1984 год
Премия «Оскар» в номинации «Оператор» за 1984 год
Премия «Оскар» в номинации «Монтаж» за 1984 год
Энциклопедия кино. 2010.