- ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО (1978)
-
«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО», СССР, МОСФИЛЬМ, 1978, цв., 146 мин.
Музыкальная ироническая сказка-притча.
Почти за полтора десятилетия до Марка Захарова эту же пьесу Шварца экранизировал Эраст Гарин, многолетний сподвижник В. Э. Мейерхольда, так что новая ее интерпретация волей-неволей вступала в соревнование с прежней, а сыгравшему Евгению Леонову, более привычному в ролях добросердечных бригадиров, пришлось соперничать с Гариным, воплотившим тот же образ в собственном фильме. «Обыкновенному чуду» присуще воистину чудесное сочетание доброй иронии и трогательности — впрочем, как всей драматургии Шварца. В этой его пьесе иронична уже исходная ситуация, да и ее «автор» — Волшебник тоже трактуется иронически. Волшебникам пристало творить добро, Хозяин его и сотворил, но благое дело никому не принесло счастья. Он превратил Медведя в человека, но поставил ограничительное условие: Медведь не может влюбиться, иначе обретет прежний облик. Однако появляется Король со свитой, а главное — в сопровождении прекрасной Принцессы. Молодые люди обязательно влюбятся, не могут не влюбиться — иного выхода у них нет. Тут «хозяйское» чудо выявляет свою коварную и печальную суть, ввергая всех в переживания и волнения. Волшебник обеспокоен своим экспериментом, кроме того, ему жаль страдающего Медведя. Волнуется и тот — над ним нависла угроза обратной метаморфозы. Мучается Принцесса, хоть в других сказках тревоги принцессам не присущи: она влюблена и не понимает, почему ей не отвечают взаимностью. Король тоже не знает покоя, видя, как страдает его дитя.
Захаров в этой экранизации воистину кинематографичен — несмотря на солидный театральный опыт. Пространство на театре статично, кино же располагает замечательным инструментом — камерой. В фильме Захарова она не воссоздает волнение персонажей своей динамикой — не мечется в лихорадке, не выискивает экстравагантные ракурсы. Камера, скорей, мудро созерцательна, но каким-то невероятным образом заставляет трепетать пространство: стоит ей чуть-чуть переместить «взгляд» и то, что нужно увидеть, неизменно оказывается в кадре — будто мир стал оживленно нервным и в этой нервности пытается угодить камере. Он, как и судьбы персонажей, зыбок — все может в нем произойти, так же как в судьбах. Кинематографичность действа плюс звездный сосАҠисполнителей, которому позавидовал бы любой режиссер (Олег Янковский, Ирина Купченко, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Андрей Миронов) плюс волшебная музыка Геннадия Гладкова делают фильм воистину притягательным.
В ролях: Олег Янковский (см. ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович), Всеволод Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Всеволод Дмитриевич), Юрий Соломин (см. СОЛОМИН Юрий Мефодьевич), Александр Абдулов (см. АБДУЛОВ Александр Гаврилович), Евгения Симонова (см. СИМОНОВА Евгения Павловна), Ирина Купченко (см. КУПЧЕНКО Ирина Петровна), Евгений Леонов (см. ЛЕОНОВ Евгений Павлович), Екатерина Васильева (см. ВАСИЛЬЕВА Екатерина Сергеевна), Андрей Миронов (см. МИРОНОВ Андрей Александрович), Андрей Леонов (см. ЛЕОНОВ Андрей Евгеньевич), Ерванд Арзуманян (см. АРЗУМАНЯН Ерванд Ашотович), Нина Пушкова, Валентина Воилкова (см. ВОИЛКОВА Валентина), Владимир Долинский (см. ДОЛИНСКИЙ Владимир Абрамович).
Режиссер: Марк Захаров (см. ЗАХАРОВ Марк Анатольевич).
Автор сценария: Марк Захаров (см. ЗАХАРОВ Марк Анатольевич).
Оператор: Николай Немоляев (см. НЕМОЛЯЕВ Николай Владимирович).
Художник-постановщик: Людмила Кусакова (см. КУСАКОВА Людмила Михайловна).
Композитор: Геннадий Гладков (см. ГЛАДКОВ Геннадий Игоревич).
Текст песен: Юлий Ким (см. КИМ Юлий Черсанович).
Исполнение песен: Леонид Серебренников, Лариса Долина (см. ДОЛИНА Лариса), Андрей Миронов (см. МИРОНОВ Андрей Александрович).
Звукорежиссер: Юрий Рабинович (см. РАБИНОВИЧ Юрий).
Монтаж: Валерия Белова, Светлана Гуральская.
Энциклопедия кино. 2010.