Михаил Рагоза

Михаил Рагоза

— митрополит Киевский и Галицкий.

В 1579 году пострижен в монашество и в этом же году возведен в сан архимандрита Минского Вознесенского монастыря.

С июля 1582 года — архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря.

27 июля 1588 года Константинопольским патриархом Иеремией хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси.

Михаил был человек благочестивый, скромный, сравнительно безукоризненной нравственности, далекий от дел насилия, но, к сожалению, с этими достоинствами честного человека, монаха и епископа Михаил не соединял других достоинств, необходимых для западнорусской Церкви в то бурное время. Он был слаб, боязлив, вследствие чего вынужден был играть жалкую, двоедушную роль в вопросе принятия унии.

М. В. Толстой говорит, что митрополит Михаил "был старик добрый, но с характером слабым". А в то время требовался не просто твердый характер, а готовность к мученичеству. Михаил (Рагоза) проявил слабость с самого начала. Патриарх Константинопольский Иеремия, являвшийся тогда верховным главой Киевского экзархата, предложил митрополиту Михаилу собрать Собор по вопросу о церковном благочинии и для суда над Кириллом (Терлецким, † 1607). Но Кирилл заставил Михаила (Рагозу) опасаться за свою жизнь, и Собор не состоялся. В последующие годы, когда польский король и католическое духовенство усиленно стремились ввести унию, митрополит Михаил лавировал, не присоединясь твердо ни к той, ни к другой стороне. В 1593 или 1594 году он издал окружную грамоту, в которой говорил, что и не думает об унии, и клятвой уверял, что дорожит союзом с патриархом Константинопольским.

8 октября 1596 года на Брестском Соборе на вопрос православных он ответил, что не хочет унии. Но унию требовал король Сигизмунд III, и Михаил через несколько часов после своего ответа на том Соборе вместе с пятью епископами подписал акт соединения, т. е. принятия унии. Он был первый униатский митрополит. После этого православные на том же Соборе составили приговор, в котором объявили всех изменников Православия лишенными власти. (Со своей стороны, первый униатский митрополит Михаил Рагоза сразу же после принятия унии объявил окружной грамотой от 10 октября 1596 года, что епископы и священники, не последовавшие за ним, своим архипастырем, в унию, преданы проклятию и лишены сана навсегда и что потому православные не должны считать их за своих епископов или пресвитеров как проклятых, а кто станет считать, тот сам да будет проклят со всем своим домом. Главным образом это проклятие относилось к верным Православию Гедеону (Балабану, † 1607) и Михаилу (Копыстенскому, † 1610).

Скончался митрополит Михаил (Рагоза) в сентябре 1599 года.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал в "Истории Русской Церкви" о нем: "Недолго пришлось ему управлять Церковию по принятии унии, но довольно для того, чтобы разочароваться в своих надеждах, какие мог питать пред принятием ее, и чтобы почувствовать, как горько он ошибся. Он увидел, с каким жаром и твердостью православные противятся унии, как не многие принимают ее и сколько выпало на его долю тревог, огорчений, усилий и бесплодной борьбы. Он слышал проклятия, какие раздавались против него со стороны православных за измену вере отцов, и не мог не понимать, что эти проклятия не прекратятся и после его смерти. Неотрадна была его жизнь в унии, безотрадна и самая кончина".

Архимандрит Захария (Копыстенский, † 1627) в "Палинодии" писал, что сам митрополит Михаил (Рагоза) говорил о себе, что он ходит, как мертвец. А потом встретил смерть внезапную.

Литература:

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 453,1418—1420, до 1460. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 56. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4, 540, 543.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 378. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 412, 415, 416, 488.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 14.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 617, 619.

Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 29. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1846—1853. — Т. 3, № 132.

Исторический вестник. — СПб., 1884, ноябрь, с. 356.

Журнал Московской Патриархии. — М., 1950, № 7, с. 40, примеч. — 1951, № 1, с. 47. — 1954, № 5, с. 32. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1579. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 179.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Михаил Рагоза" в других словарях:

  • Михаил (Рагоза) — митроп. киевский, † 1599. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Михаил Рогоза — Митрополит Михаил Рагоза (Рогоза) (?  1599)  принявший в 1596 году Брестскую унию бывший православный митрополит Киевский (Киево Литовский), но без обычного тогда титула «Экзарх Константинопольского трона»[1]. Преемник митрополита… …   Википедия

  • РАГОЗА — Терех Рагоза, крестьянин. 1495. Писц. I, 9. Ивашко Рагоза, крестьянин. 1495. Писц. II, 566. Сенка Рагоза Васильев сын Оболнянинова, помещик, боярский сын. 1500. Писц. III, 719. Рагоза Некрасов сын, крестьянин, св. Нач. XVI в. А. Ю. 443. Рагозка… …   Биографический словарь

  • Рогоза, Михаил Васильевич — Митрополит Михаил …   Википедия

  • Друцкий-Соколинский, Михаил — Михаил Михайлович Друцкий Соколинский Michał Drucki Sokoliński …   Википедия

  • Уния церковная — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Уния (церк.) — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гедеон Балабан — (в миру Григорий) епископ Львовский, поборник православия против унии в юго западной Руси; сын и преемник епископа Львовского Арсения (в миру дворянин Марк Балабан). Отец его получил в 1548 г. привилегию на Галицко Львовскую епархию и в 1566 году …   Большая биографическая энциклопедия

  • III.5.1. Митрополиты Киевские — ⇑ III.5. Православные иерархи 1) Митрополиты Киевские и всея Руси (988 1441, с 1299 во Владимире, с 1324 в Москве). 1. Феофилакт (ок. 988 1018). 2. Иоанн I (ок. 1018 30). 3. Феопемпт (ок. 1030 51). 4. Иларион (ок. 1051 71). 5. Георгий (1071 ок.… …   Правители Мира

  • Церковные братства — У этого термина существуют и другие значения, см. Братство. Братства, церковные братства форма православных объединений, преимущественно в Речи Посполитой. Содержание 1 Церковные братства в Западной Руси …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»