- Максим, митрополит Киевский
— святитель, митрополит Киевский и Владимирский.
† 1305; память 6/19 декабря и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.
По происхождению грек.
В 1283 году избран и в том же году возведен в Царьграде в сан митрополита Киевского и всея Руси.
В 1284 году созвал Собор всех русских епископов по вопросу бедственного положения Церкви.
В 1299 году из-за частых набегов татар вынужден был оставить Киев и переселился во Владимир. Когда митрополит Максим прибыл во Владимир, то от тяжелого и долгого пути задремал в своей келии. И вот во время сна увидел он великий и необычный свет;
в том свете явилась Пречистая Дева Богородица с Предвечным Младенцем на руках и сказала митрополиту: "Раб мой Максим, хорошо ты сделал, придя в сей град". Подавая затем митрополиту омофор, Пречистая сказала: "Прими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы". По видению, бывшему ему, написана икона Божией Матери "Максимовская" с изображением на ней митрополита Максима, принимающего омофор из рук Божией Матери. В рукописных святцах митрополит Максим назван "святым и чудотворцем".
Подавая всем пример высокодуховной жизни, митрополит Максим неустанно заботился о духовном возрастании своего словесного стада. Так, святитель установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка (до XVI века на Руси не соблюдали поста в преполовение и отдание Пасхи). Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: "Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденный в купели, новоосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, — жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания, что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви".
При митрополите Максиме написано Слово о преставлении святителя Игнатия, епископа Ростовского.
Святитель много прилагал усилий к тому, чтобы примирить князей Михаила Тверского и Георгия Московского, но безуспешно.
В 1301 году присутствовал в Царьграде на Соборе.
Преставился святитель 6 декабря 1305 года. Погребен во Владимирском Успенском соборе. На стене над гробом святителя была поставлена Максимовская икона Божией Матери. Надпись о видении Пресвятой Богородицы митрополиту Максиму была укреплена на лицевой стороне его гробницы.
Труды:
Благословение Максима митрополита всея Руси всем христианом правоверным // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. — СПб., 1872—1927; 1880. — Т. 6. — Стб. 139—142.
Литература:
Голубинский Е. Е. Митрополит всея России Максим. — Сергиев Посад, 1894. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 115,123,127—128. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885. — Т. 8, с. 377; т. 12, с. 177—179. Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (прил. к журн. Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г. — Т. 12, с. 68—69. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; вып. 8, с. 122,123. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 13,14,15.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 151.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 95. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 346. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 361.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 133. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 2.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 481, 483.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 657.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 66, № 60. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. — М., 1903—1911, 1908, 1916. — Кн. 1, с. 467; доп. кн. 1, с. 467—473. Православный собеседник. — Казань, 1907, июль-август, с. 206. — 1909, февраль, с. 193. — 1867, март, с. 209. Исторический вестник. — СПб., 1881, март, с. 497.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1550. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 18 (кн. 35), с. 447.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12.
Прохоров Г. М. Максим // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 253—254.
Максим, митрополит киевский
во Владимире, † 6 дек. 1305 г.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.