- Львовский, Григорий Федорович
— регент С.-Петербургского митрополичьего хора и духовный композитор; род. 25 января 1830 г. в Бессарабии, учился в Кишиневском духовном училище и семинарии, по окончании которой занял место регента архиерейского хора в Кишиневе же. Во внимание к музыкальным способностям Львовского преосв. епископ Антоний отправил его для получения музыкального образования в Петербург в регентские классы при придворной певческой капелле. После окончания регентских классов, прослужив три года — до 1856—в Кишиневе на прежней должности регента архиерейского хора, Львовский был переведен в Петербург регентом хора Александро-Невской лавры, а с 1858 г. назначен регентом митрополичьего хора, где пробыл до 1893 г. Одновременно Львовский занимался преподаванием пения во многих столичных учебных заведениях и заведовал хором Исаакиевского собора.
Как духовный композитор Львовский занимает видное место в ряду деятелей 70—80 годов XIX столетия. Наиболее влиятельный в области церковного пения предшественник Львовского, А. Ф. Львов, к этому времени закончил свое большое дело переложения древних распевов в четырехголосную гармонию, но оно не находило подражателей, и большинство современных духовных композиторов шли совершенно иными путями. К числу их примкнул и Львовский, как бы сознательно подметивший существенные недостатки работ А. Ф. Львова и старавшийся избежать их в собственных духовно-музыкальных переложениях. Так, Львовский в возможной точности сохранял подлинные мелодии древних распевов, а в гармонии склонялся к преимущественному употреблению церковных ладов; кроме того, в голосах сопровождающих он часто применял мелодии, контрапунктически связанные с мелодией верхнего голоса. Для того времени это было ново, и наши древние распевы в такой гармонизации получили более подходящую к характеру их обработку, чем у А. Ф. Львова. К тому же Львовский всегда обращал внимание на содержание текста церковных песнопений и умел придать ему посредством разнообразных приемов голосоведения, мелодических украшений, перемены гармонии и т. п., известную рельефность и выразительность. Свободные композиции Львовского по своему характеру также приближаются к его переложениям. В печати имеется более 60 №№ духовно-музыкальных сочинений и переложений его. Между ними наиболее выдающимися признаются — "Блажени яже избрал", посвященное памяти императора Александра II, "Благослови, душе моя, Господа" греческого распева, "Дево днесь" болгарского распева и др. Скончался Львовский 5 октября 1894 г.
"Церковные Ведомости", 1894 г., стр. 1515. — "Русская Музыкальная Газета", 1894 г., стр. 275. — М. Лисицын, "Г. Ф. Львовский как композитор", "Русская Музыкальная Газета", 1895 г., стр. 191—198. — Карасев А., "Г. Ф. Львовский и его духовные музыкальные произведения" ("Душеполезное Чтение", 1910—1911 г.).
А. Преображенский.
{Половцов}
Львовский, Григорий Федорович
— духовный композитор (1830—1895). Воспитывался в Кишиневской семинарии, музыкальное образование получил в придворной капелле в Петербурге, позднее изучал строгий контрапункт под руководством профессора консерватории Н. И. Зарембы. Был регентом архиерейского хора в Кишиневе, потом митрополичьего хора и хора Исаакиевского собора в Петербурге. Из его музыкальных трудов особенного внимания заслуживают переложения на хор древнецерковных мелодий, которые, будучи взяты из обихода (издание Св. Синода), не подверглись изменениям ради гармонизации. Переложения отличаются строгой, красивой гармонией, верно передающей настроение. Оригинальные сочинения Л. проникнуты духом древних церковных мелодий. Из всех его произведений, которых насчитывается 80, наиболее известны: "Блажени яже избрал", "В память вечную", "Херувимские fa-majeur, fa-mineur", "Благослови душе моя Господа", "Блажен муж" и пр.
Н. С.
{Брокгауз}
Львовский, Григорий Федорович
— род. 1830, ум. 5 октября 1894, сын псаломщика; воспитывался в кишиневской духовной семинарии, затем в Придворной Певческой Капелле, по окончании курса которой был с 1854 регентом кишиневского архиерейского хора до 1856, когда перешел на ту же должность в СПб. митрополичий хор. С 1858 заведовал и хором Исаакиевского собора. В 1893 вышел в отставку по расстроенному здоровью. Л. был не только образцовым регентом, но и композитором. В переложениях Л. сохраняется в возможной точности подлинная мелодия древних напевов, помещенная обыкновенно в верхнем голосе; альт и тенор большею частью исполняют при этом мелодию, контрапунктически связанную с мелодией верхнего голоса. Здесь Л. применяет т. н. строгий стиль гармонии, в пределах которого, однако, пользуется самыми разнообразными приемами голосоведения и мелодических украшений. Несколько свободнее по разработке собственные сочинения Л.; из них издано до 10 №№ для мужского хора; к этому же разряду должны быть отнесены и 7 из 37 №№ остальных произведений Л.
(П.).
{Риман}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.