- Лопухин, Илларион Дмитриевич
— думный дворянин; происходил из незнатного дворянского рода, предки его, как видно из его челобитной, поданной царю Михаилу Феодоровичу, искони служили в городах по выбору, и сам он начал службу в жильцах, а затем попал в приказные дьяки; считая эту службу для себя унизительной, он просил царя отставить его от дьячества. Михаил Феодорович, очевидно ценивший способности Лопухина, отставки ему не дал, но приказал "вперед ему в бесчестье, упрек и случай того, что он в дьяках, его братье дворянам не ставить", так как взят он в дьяки "по государеву именному указу", а не своим "хотеньем". Ввиду того что в данном случае Лопухин, вероятно, больше всего озабочен был интересами своего рода, то он вполне и удовлетворился подобной резолюцией и всю последующую жизнь проработал в московских приказах. В каком именно приказе началась служба Лопухина, неизвестно, но, начиная с 1647 г., в течение с лишком двадцати лет, он почти беспрерывно входил в состав приказа Казанского Дворца. В 1652 г. он был пожалован в думные дьяки, а в 1653 г. назначен ведать Посольский приказ как раз в то время, когда в Москве велись переговоры с Богданом Хмельницким относительно принятия малороссийских казаков в московское подданство. Осенью того же года, в посольстве боярина В. В. Бутурлина и окольничего Алферьева, Лопухин был послан в Переяславль приводить к присяге днепровское казачество; с тою же целью 14 января 1654 г. посольство из Переяславля отправилось в Киев, где митрополит Сильвестр долго не соглашался привести к присяге царю свою шляхту, слуг и дворовых людей, как не принадлежащих к Софийскому дому и служащих по найму. Наконец и это дело было улажено, а в конце января Бутурлин с товарищами отправился назад в Москву. В Калуге их встретил стольник Головин, посланный к ним с "государевым милостивым словом" за успешное выполнение данного им поручения. Вскоре по возвращении из этой поездки Лопухин вновь покинул Москву, на этот раз вместе с царем Алексеем Михайловичем, лично выступившим (18 мая 1654 г.) в поход против польского короля Яна-Казимира; Лопухин отправлялся думным дьяком посольского шатра; в качестве такового он скреплял все царские грамоты, шедшие из похода. Когда осенью 1655 г. начались было мирные переговоры, ему вместе с окольничим князем Сем. Ром. Пожарским велено было "говорить о делах", т. е. предварительных условиях, с посланником гетмана Павла Сапеги, Глядовицким. Переговоры эти однако не имели успеха, так как, вопреки русским требованиям, поляки продолжали именовать Яна-Казимира великим князем Литовским и Сапегу называли Литовским гетманом, несмотря на занятие Литовских городов царем Алексеем Михайловичем. Летом 1656 г. мирные переговоры опять возобновились; на этот раз в них принял участие император Фердинанд III, и 7 июля 1655 г. Лопухин послан был в Полоцк к цесарским послам Алгарету де Аллегретусу (Аллегретти) с товарищами. Рассмотрев присланную от императора грамоту, Лопухин нашел, что принять ее нельзя ввиду того, что "царское титло" выписано в ней не полностью, что "тем цесарское величество к брату своему, к великому государю нашему, его царскому величеству, оказуется в том большим нелюбьем, и с тою грамотою им (послам) у царского величества быть не мочно". Он обещал, впрочем, обо всем доложить государю. Цесарский посол просил, чтобы выслушали его бояре, но Лопухин и на это ответил, что доложит царскому величеству, "а что о том будет, и им про то учинят ведомо иным временем". Так хлопотал думный дьяк о поддержании престижа Московского царя. В ноябре царь Алексей Михайлович вернулся в Москву, а 15-го декабря австрийское посольство было представлено ему. С этого времени Лопухин опять водворился в Москве; посольских дел пока он больше не касался, но вскоре ему было дано поручение, если и менее ответственное, то во всяком случае столь же щекотливое: 12 июля 1658 г. он вместе с боярином князем А. Н. Трубецким послан был в Воскресенский монастырь к бывшему царскому любимцу, патриарху Никону, выговаривать ему за то, что он уехал, не благословив царя, и самовольно покинул патриаршество. Надо было уладить дело, единственное в своем роде и грозившее осложнениями. Однако посланцы Алексея Михайловича повели переговоры настолько умело, что бывший патриарх, хотя и упорствуя на своем отказе от патриаршества, тем не менее просил через них прощения у царя и послал свое благословение Крутицкому митрополиту ведать церковь. Впоследствии, в январе 1672 г., Лопухин еще раз, теперь уже один, ездил к бывшему патриарху, сосланному в Ферапонтов монастырь. Он должен был возвестить Никону, в ответ на его просительное письмо, государскую милость, готовность царя примириться со своим старым "собинным приятелем", но в то же время объяснить бывшему патриарху, что причиною его ссылки послужило его собственное упрямство, что послан он в Ферапонтов монастырь вселенскими патриархами и собором, а не государем. Лопухин слегка пенял Никону и за то, что он, зная о затее воровских казаков, вовремя не известил об этом царя, и за то, что он не принял денег, посланных ему на помин души царицы Марии Ильиничны. Никон, продолжая порочить постановления патриархов Паисия и Макария, которые "престолов своих отбыли", во всем прочем старался оправдаться перед царем и закончил свой ответ просьбой перевести его на жительство в Воскресенский или Иверский монастырь. Этот ответ Никона Лопухин и привез государю, который, правда, не исполнил последней просьбы своего бывшего друга, но с этого времени опять возобновил с ним сношения, стал посылать ему богатые подарки, величать его великим и святым старцем. Так удалось Лопухину уладить эту давнишнюю распрю двух высокопоставленных друзей, и не его вина, если неугомонный Никон своим дальнейшим поведением не сумел заслужить себе полного прощения. В описанное время Лопухин был уже думным дворянином (с начала 1667 г.). Царь Алексей Михайлович так же, как и отец его, ценил способности Лопухина, и было время (около 1663 г.), когда он одновременно работал в трех приказах: Казанском Дворце, Посольском приказе и Новгородской четверти. В 1662 г., заведуя посольскими делами, он хлопотал перед вновь прибывшими цесарскими послами об освобождении московского посла Ефима Прокофьева, отправленного к императору, но задержанного в Польше, и добился от послов обещания, что "цесарь (Леопольд) впросте того не покинет". 14-го апреля того же года Лопухин "объявлял" государю императорских послов Августина фон Маерна (Майерберга) и Горацыуша Вильгельма Калюцыюша, спрашивал их о здоровье от имени царя и говорил им речь об отпуске их в Смоленск к великим и полномочным послам, кн. Н. И. Одоевскому с товарищами "для посредства" с польскими комиссарами на съезде. В 1669 г., после новых осложнений в Малороссии, Лопухин на казенном дворе принимал малороссийских посланцев. Он объявил им, что государь отпустил уже 161 пленника и отпустит остальных, если они дадут им роспись. Посланцы отвечали, что дадут роспись на "раде". Затем Лопухин запросил у них письменных улик против оговоренных ими виновников возмущения, блюстителя киевской митрополии, епископа Мефодия и нежинского протопопа, и расспрашивал относительно того, кто говорил им "смутные речи", будто бы листы их "царскому величеству не доносят". Посланцы назвали ему бывшего гетмана, изменника — Брюховецкого.
После этого в течение нескольких лет нет никаких сведений о деятельности Лопухина. Скончался он 29 июля 1677 г. и похоронен в Спасо-Андрониевом монастыре. П. Н. Петров ведет от него происхождение ныне существующего дворянского рода Лопухиных.
С. М. Соловьев
, "История России", изд. тов. "Общ. Польза", кн. II, стр. 1308, 1630, 1633, 1639, 1686; кн. III, стр. 213, 278—280, 282, 379, 380. — "Памятники дипломатических сношений древней России", СПб., 1858 г., т. III, стр. 302, 468, 484, 486, 495—500; т. IV, стр. 275, 283, 300, 301, 303, 304, 310, 315, 333, 341, 432, 440, 489; т. V, стр. 344; т. Х, стр. 815, 820, 843, 852, 855, 859, 865, 887, 898, 912—914. — Акты Археограф. Экспедиции, т. IV, стр. 134, 209. — Акты Исторические, т. IV, стр. 53, 140, 178, 212, 236, 239, 277, 278, 282, 284, 286, 291, 292, 304, 343, 364, 374, 375, 377, 381. — Доп. к Актам Историческим, т. III, стр. 510; т. IV, стр. 170, 172, 190, 193, 196, 197, 226, 243, 411; т. V, стр. 109, 163, 170, 268; т. VI, стр. 26, 346, 349. — "Донские дела", кн. 4, роспись приказов. — П. Н. Петров, "История родов русского дворянства", СПб., 1885 г., стр. 241—242. — "Московский Некрополь". Изд. вел. кн. Ник. Михайловича, СПб., 1908 г.А. Гельвих.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.