Козлова, Мария Семеновна

Козлова, Мария Семеновна

(р. 14.12.1933) — спец. в обл. истории филос., метафилос., эпистемологии, филос. языка; д-р филос. наук, проф. Род. во Владивостоке. Окончила филос. ф-т МГУ (1956), асп. филос. ф-та ЛГУ (1964). С 1956 — преп. филос. в высш. школе (филос. ф-ты ЛГУ, МГУ и др.). В 1979—1988 — зав. кафедрой филос. Ленингр. горного ин-та. С 1988 по наст. вр. — вед. н. с. сектора совр. зап. филос. ИФ РАН. Канд. дисс. — "Концепция знания в философии Л.Витгенштейна" (1965). Докт. дисс. — "Проблемы философии языка" (1974). К. — автор концепции диалектики познания и трактовки проблем субъектно-объектного анализа, в к-рой важное место занимают авт. понимание принципа "индивидуации" — индивидуально-личного аспекта человеч. деятельности, познания, культуры, а также осмысление диалектич. "полярностей" (субъективное — объективное и др.) как особых "регулятивных" идей, ориентирующих многоаспектный анализ сложных, варьируемых познавательных процессов. К. предложила ныне широко апробированную концепцию гуманит. знания, основанную на обращении к гуманистике (включая ее этич., религ., эстетич. измерения) как форме "живого опыта", предполагающего личную (эмоциональную и др.) причастность человека. В русле этих иссл. К. анализирует гуманит. аспекты наиболее емкого — филос— знания. Центр. тема творч. деятельности К. — разработка концепции филос., сформировавшейся в осн. к 1975 и с тех пор получившей существенное развитие. К., в частности, по-новому рассмотрены такие аспекты темы, как "Философия в системе культуры", "Роль философских идей в историческом процессе развития науки" и др. Полученные здесь результаты отражены в публикациях и нашли применение в практике преподавания. На протяжении многих лет К. исследует творч. Л.Витгенштейна. Она впервые в отеч. литературе проанализировала, представила в полном виде и высоко оценила концепцию этого выдающегося философа XX в., в частности, функционально-деятельную концепцию языка, разработанную во второй период творч. философа, нетрадиц. "картину" динамики, действия языка. К. показала неправомерность интерпретации концепции философа как позитивистской, обосновала новые трактовки ряда сформулированных им принципиальных положений [понимание филос. как метода прояснения в филос. позднего Витгенштейна, тезис о парадоксальном характере филос. рассуждения и "бессмысленности филос. фраз", суждения об особом человеч. опыте переживания высокого, не поддающемся высказыванию (этика, религия) и др.]. К. — переводчик и издатель осн. филос. произв. Л.Витгенштейна, сост. библиографии о его творч. на рус яз., сост. и отв. ред. первого в России колл. труда "Философские идеи Людвига Витгенштейна" (1996), свидетельствующего о формировании сооб-ва отеч. спец. в обл. аналитической филос. и наследия философа. В наст. вр. К. продолжает подготовку академического изд. трудов философа. Ею подготовлена монография "Философия Людвига Витгенштейна (идеи, методы, открытия)", в к-рой представлено новое видение идеи выдающегося философа XX столетия, подводящее итог иссл. автора 1985—2000 гг. К. завершает работу над учебником "Введение в философию" для высшей школы, в основу к-рого положена идея "образов философии" — принципиального единства и многоголосия филос. мысли.

Соч.: Философия и язык. М., 1972; О своеобразии социально-гуманитарного знания // Протоколы XV Всемирного философского конгресса. София, 1973; Проблемы оснований науки // Природа научного познания. Минск, 1979; О роли философских идей в историческом процессе развития науки // Вопросы методологии историко-научных исследований. М., 1982; Диалектика познания. Компоненты, аспекты, уровни. [В соавт.]. Л., 1983; Философские идеи Людвига Витгенштейна. М.,1986 (ред.-сост. и автор статьи: Идея языковых игр); Философия, ее назначение, смысл и функции // Введение в философию. Учебник для вузов. Ч.1. М., 1989. Гл.1; Диалектика. // Там же. М., 1989. Гл.7; Назначение философии. Мысли К.Маркса. [В соавт.] // Историко-философский ежегодник. М., 1989; Размышления о феноменах сознания в трудах позднего Л.Витгенштейна // Проблемы сознания в западной философии XX в. М., 1989; Философия как деятельность. Мысли Л.Витгенштейна // Аналитическая философия. Вып.3. М., 1991; Вера и знание. Проблема границы. (К публикации работы Л.Витгенштейна "О достоверности") // ВФ. 1991. № 2; Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1; Ч.2. М., 1994 (перевод, научный комментарий, вступительные статьи); G.Ryle. Dilemmas. Oxford. 1960 // ВФ. 1996. № 6. (Перевод, прим.); Дилеммы. Опыт философского анализа // Там же; Джон Уиздом. Концепция философских парадоксов // История философии. М., 1997. № 1; Аналитическая философия // История философии. Запад — Россия — Восток. Учебник для студентов высш. уч. завед. Кн.3. М., 1998; Л.Витгенштейн: особый подход к философии (к проблеме бессмысленности философских фраз) // ВФ. 1998. № 5; Гильберт Райл. Дилеммы. Главы из кн.: "Дилеммы". Перевод, примеч. // Райл Гильберт. Понятие сознания. М., 1999; "О книге Г.Райла "Дилеммы" // Там же; Был ли Л.Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманияю природы философии) // История философии № 5. М., 2000; Витгенштейн: новый образ философии // Вопросы философии. 2001. № 8; Г.Х. фон Вригт. Витгенштейн и двадцатый век. Перевод, примеч. [В соавт.] // ВФ. 2001. № 8.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Козлова, Мария Семеновна" в других словарях:

  • Список заслуженных учителей Российской Федерации (1996) — Ниже приводится список лиц, награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 1996 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… …   Википедия

  • Новодевичье — У этого термина существуют и другие значения, см. Новодевичье (значения). Село Новодевичье Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Список заслуженных учителей Российской Федерации (2008) — Ниже приводится список награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 2008 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… …   Википедия

  • Список заслуженных учителей Российской Федерации (1995) — Ниже приводится список лиц, награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 1995 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… …   Википедия

  • Список заслуженных учителей Российской Федерации (2005) — Ниже приводится список награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 2005 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… …   Википедия

  • Список заслуженных ветеринарных врачей Российской Федерации — Приложение к статье Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации Содержание 1 Республика Алтай …   Википедия

  • Золотая книга Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных — была учреждена к 60 летию Дворца пионеров в 1997 году; решения о занесения новых имён принимаются к юбилейным датам …   Википедия

  • Ревизор (комедия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ревизор. Ревизор …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»