Ипатий Потей

Ипатий Потей

(или Поцей; Адам Львович) — митрополит Киевский и Галицкий, управляющий Владимиро-Волынской епархией.

Родился в 1541 году в селе Рожанке Седлецкой губернии в семье литовского подскарбия.

Учился в кальвинистской школе, затем в Краковской духовной академии. Поступил на службу к князю литовскому Николаю Радзивиллу Черному — главному насадителю и распространителю учения Кальвина в Литве, сам сделался кальвинистом и оставался им до 33-летнего возраста.

Около 1574 года возвратился в Православие и перешел на государственную службу.

С 1580 года — земский судья в Бресте.

С 1589 года — сенатор и брестский каштелян. Не будучи тверд в Православии, под влиянием иезуитов, обещавших ему богатое епископство Владимиро-Волынское, стал склоняться в сторону унии.

20 марта 1593 года (по другим источникам, в 1591 году) королем Сигизмундом III назначен епископом Владимиро-Волынским и Берестейским. Овдовел, принял монашество от униатского епископа Луцкого и Острожского Кирилла (Терлецкого) и в том же году хиротонисан во епископа.

2 декабря 1594 года вместе с Кириллом (Терлецким, † 1607) подписал акт о намерении их соединиться с Римской Церковью и соединить с нею все духовенство и весь западнорусский народ, а также дал согласие на унию.

12 июня 1595 года вместе с Кириллом (Терлецким) написал прошение к королю и послание к папе, где изъявлял согласие на принятие унии, причем не только от своего лица, но и от "всего духовенства и вверенных им овец". С этой целью король Сигизмунд III отправил его вместе с Кириллом (Терлецким) в Рим. По прибытии в Рим 23 декабря 1595 года епископ Ипатий облобызал ногу папы Климента, вручил ему соборное послание и прочитал исповедание веры, в котором признал исхождение Святого Духа и от Сына, верховную власть папы, чистилище, индульгенции, причащение мирян под одним видом, — словом, все, что определено Тридентским Собором (1545—1563, с перерывами) сверх содержащегося в Никео-Цареградском Символе веры. Они приняли много такого, чего никто из сообщников и не думал принимать, но, приняв, дали в этом присягу за себя и за других.

6—9 октября 1596 года вместе с Кириллом (Терлецким) возглавлял деятельность сторонников унии на Брестском Соборе, где митрополитом Михаилом (Рогозой) и пятью епископами был подписан акт соединения и провозглашен переход Киевской митрополии под власть Римского престола.

В октябре 1596 года постановлением православных епископов вместе со своими сообщниками был объявлен лишенным епископской власти.

26 сентября 1599 года королем Сигизмундом III назначен митрополитом Киевским с сохранением Владимиро-Волынской епархии. С этого времени начал энергичную деятельность против Православия, особенно в Вильне, не гнушаясь никакими средствами.

В 1601 году вытеснил из Виленского монастыря Свято-Троицкое братство.

В 1605 году отнял у Виленского магистрата Троицкий монастырь.

В 1609 году захватил Киевский Софийский собор.

Судебный процесс митрополита Ипатия (Потея) с православными виленцами окончился полной его победой. Ему были переданы все виленские церкви (кроме Духовской). В том же году (1609) было совершено покушение на его жизнь.

Странная судьба постигла предателей Православия. Архимандрит Киево-Печерской лавры Захария (Копыстенский) в "Палинодии" писал, что Ипатий Поцей был в ужасе при смерти, кричал, метался от отчаяния так, что заставил разбежаться бывших при нем.

Скончался он 8 июля 1613 года во Владимире-Волынском. Погребен в кафедральном соборе.

Литература:

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 10, с. 303—347, 365, 372, 378 и др. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 138, 224. Батюшков П. Н. Памятники русской старины в западных губерниях: в 8 вып. — 1865—1886, вып. 8.

Трипольский Н. Н. Униатский митрополит Поцей // Труды Киевской духовной академии. — 1877.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 413—416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4,1039.

Исторический вестник. — СПб., 1886, январь, с. 224.

Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1886, февраль, с. 504. — 1888, ноябрь, с. 342. Русский паломник. — 1914, № 12, с. 181—186. Журнал Московской Патриархии. — М., 1954, № 5, с. 32.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 769; т. 5, с. 996.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 546, 949. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 125—126.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 27.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Ипатий Потей" в других словарях:

  • ПОТЕЙ — Ипатий (светское имя Адам Львович) (1541 1613) государственный и церковный деятель Великого княжества Литовского. Учился в Кракове. Занимал ряд государственных должностей. В 1590 постригся в монахи, в 1593 возглавил Владимирско Брестскую… …   Новейший философский словарь

  • ЗИЗАНИИ (КУКОЛИ) — правосл. полемисты, обличители унии (см. Брестская уния 1596 г.), сыновья мещанина ремесленника Ивана Куколя из мест. Потелич на Львовщине (совр. Украина) (см. материалы судебного процесса И. Куколя против деятеля Львовского правосл. братства Д.… …   Православная энциклопедия

  • ВАСИЛИАНЕ — [базилиане; лат. basiliani], общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда, к рые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов уставом свт. Василия Великого. Одно из важных… …   Православная энциклопедия

  • БЕЛАРУСЬ — [Республика Беларусь, Белоруссия], гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… …   Православная энциклопедия

  • Уния церковная — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Уния (церк.) — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БРЕСТСКАЯ УНИЯ — решения Собора епископов Западнорусской митрополии, проходившего в Бресте в окт. 1596 г., о соединении с католич. Церковью подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения. Можно указать 2 причины, побудившие епископов Киевской… …   Православная энциклопедия

  • Кирилл Терлецкий — (Семенович) епископ лужский и острожский, ум. в 1607 г. Происходил из небогатого рода православных дворян. Он не прошел правильного школьного образования, а, по видимому, по примеру многих других дворян того времени, упражнялся в письмоводстве,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Полемическая литература Речи Посполитой — Полемическая литература (от греч. πολεμιχός  воинственный)  публицистическая литература Речи Посполитой XVI  первой половины XVII веков, в которой подымались острые социально политические, догматические и историко культурные… …   Википедия

  • УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — соединение православной и католич. церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значит. части православных обрядов. Еще в 1439 на соборе во Флоренции была заключена уния католич. и православной церквей, но вскоре она была… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»