Феодосий Углицкий


Феодосий Углицкий

— святый архиепископ черниговский. Год и место рождения святителя точно не известны, однако с большой вероятностью можно признать, что он родился в начале тридцатых годов XVII столетия в заднепровской украйне — нынешней Подольской губернии; происходил он из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями Ф. были иерей Никита и жена его, Мария. По-видимому, в роду святителя было много лиц духовного звания, даже иноков, и еще в семье своей он получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявил впоследствии. Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось тоже очень мало сведений; известно только, что он был "кротким и послушным". Образование Ф. получил в Киево-Братской коллегии, находившейся при киевском Богоявленском монастыре, в конце сороковых годов XVII столетия — время самого расцвета коллегии, когда ректорами ее были: сначала Иннокентий Гизель, потом Лазарь Баранович, а в числе наставников — Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский (до 1649 г.), Феодосий Баевский, Феодосий Сафонович и Мелетий Дзик, лица, которые считались просвещеннейшими людьми того времени в России. Из товарищей Ф. по коллегии многие впоследствии сделались весьма известными в нашей духовной литературе, таковы: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский и др. Таким образом окружающая среда в киевской коллегии была весьма благоприятна для развития Ф. Не без основания можно полагать, что святитель не окончил полного курса коллегии, так как она после разорения Киево-Подола поляками совершенно опустела и на несколько лет прекратила свои учебные занятия. Новейший историк Киевской духовной академии Н. И. Петров полагает, что Ф., не окончив учения в коллегии, отправился вместе с Варлаамом Ясинским и другими товарищами в заграничные школы. Таким образом можно думать, что Ф. получил высшее и лучшее по тому времени образование, которое должно было содействовать полному развитию всех дарований его души. Он всю жизнь был признателен воспитавшему его Киево-Братскому монастырю, что и выражал на деле щедрыми пожертвованиями. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Ф.: "был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю".

Ф. отличался своей набожностью и благочестием и по окончании образования вскоре принял монашество в Киевской лавре с именем Феодосия (мирское имя его неизвестно). С принятием иночества, в конце пятидесятых годов XVII в. начинается служебная деятельность Ф., которую он начал архидиаконом Киево-Софийского собора, будучи поставлен на эту должность киевским митрополитом Дионисием Балабаном; это могло быть не позже 1658 года, так как в этом году Дионисий Балабан удалился из Киева в Чигирин; после его удаления Ф. был назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре, "влекомый любовью к подвигам благочестия", он оставил Киев и поселился в отдаленном и небольшом Крутицком монастыре, возле местечка Батурина (в нынешней Черниговской губернии). Здесь мы видим его уже в сане иеромонаха. Затем в начале шестидесятых годов XVII в., вероятно около 1661 года, он был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии (в Каневском уезде). О деятельности Ф. как игумена Корсунского монастыря не сохранилось никаких известий; деятельность его была направлена главным образом на внутреннее устройство монастыря. Там он пробыл недолго, и в 1664 году получил новое назначение — настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря на место скончавшегося игумена Климента Старушица. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов, или вернее поляков-католиков, и была отобрана от них в совершенно разоренном виде. Но Ф. удалось, благодаря энергии и настойчивости, привести Выдубицкий Михайловский монастырь к должному внутреннему и внешнему благоустройству. Прежде всего, при содействии малороссийского гетмана Дорошенки, он постарался закрепить за монастырем прежние владения, в урочищах Калиновщине, Калнем луге, Гнилещине и Леснаках, чтобы оградить их от притязаний соседей, и даже исходатайствовал новые земли для своего монастыря. Затем по его ходатайству московскими государями Иоанном и Петром Алексеевичами выдана была Киево-Выдубицкому монастырю (от 18 февраля 1685 года) жалованная грамота, которой дозволялось через каждые пять лет присылать в Москву чернецов для сбора подаяния и испрошения царской милости; в том же году монастырю была дана особо щедрая царская милость. Святитель немало заботился также и о внутреннем благоустроении обители, в особенности об устроении церковного благолепия; так, он образовал в своем монастыре прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда Ф. в 1685 году, по запросу оттуда, высылал своих певчих, очевидно в качестве устроителей пения. Заботясь о развитии подвижнической жизни в обители, игумен Ф., сам строгий подвижник, устроил в 1680 году на монастырской земле, недалеко от обители, на острове Михайловщине (Мозырского уезда) небольшой скит для братии, желавших уединения и иноческой жизни, назначив устроителем и наместником его одного из строгих подвижников своей обители иеромонаха Иова Опалинского. В бытность Ф. игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни, а именно он, вместе с другими игуменами, был обвинен Мефодием, епископом мстиславским и оршанским, в измене русскому правительству и в переписке с изменниками России. Ф. в 1668 году (20 сентября) пришлось давать свои объяснения по этому делу; впрочем, 17 ноября 1668 года клевета Мефодия была обнаружена, и Ф., вместе с другими игуменами, получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича. Но вскоре на долю преподобного Ф. выпало вынести новую неприятность — дело шло о спорных землях между Выдубицким монастырем и Печерской обителью, причем сторону Печерского архимандрита Иннокентия Гизеля принял архиепископ черниговский Лазарь Баранович. За ревность Ф. в отстаивании монастырских земель на него было наложено временно "запрещение в священнослужении", чтобы таким образом, лишив его временно власти, добиться от него удовлетворения требований Гизеля. Чем кончилось это дело, достоверно неизвестно. Однако впоследствии Лазарь Баранович оценил высокие душевные качества Ф. и приблизил его к себе; он называл его "овцой стада Христова, научившейся покорности" и пророчески желал, чтобы имя Ф. было написано на небесах. Когда в 1679 году Лазарь Баранович был назначен местоблюстителем киевской митрополии, он назначил Ф. своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя киевской митрополии Ф. принимал деятельное участие во многих церковных делах того времени. Так, в 1685 году он участвовал в качестве первостепенного деятеля в избрании епископа Гедеона, бывшего князя Четвертинского, киевским митрополитом и вместе с Иеронимом Дубиною, игуменом переяславским, в том же 1685 году был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя посольства, игумены — выдубицкий и переяславский — были приняты как "люди заслуженные малоросийской церкви". Результатом этого посольства, как известно, было присоединение южно-русской церкви к Московскому патриаршеству.

Служение св. Ф. Углицкого в звании игумена Выдубицкого монастыря продолжалось до 1688 года. В этом году он был назначен архимандритом черниговского Елецкого монастыря на место умершего Иоанникия Голятовского, и с этого времени вся деятельность святителя переносится из Киева в Чернигов. Новое назначение состоялось, главным образом, по желанию Лазаря Барановича, который хотел пользоваться помощью Ф. в Чернигове так же, как он пользовался ею во время заведования делами киевской епархии. Ф. пришлось немало потрудиться над внешним и внутренним благоустройством черниговской Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не успевший оправиться после опустошения его иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами Ф. при помощи некоторых сочувствовавших ему лиц, например киевского полковника Константина Старушица, гетмана малороссийского Мазепы и др., удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование, притом святитель сумел, благодаря тому уважению, которым он пользовался среди населения, привлечь щедрые пожертвования в монастырь. Святитель и в новой своей должности оказывал свое содействие Лазарю Барановичу во всех важных событиях того времени. Он участвовал в составлении ответа от Лазаря Барановича и от совета, созванного митрополитом киевским Гедеоном, киевских архимандритов, игуменов и иеромонахов, московскому патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении малорусской церкви к Флорентийскому собору и вопросу о времени пресуществления св. Даров, поднятому на этом соборе. Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан игумен батуринский Дмитрий Туптало, Ф. ездил с ним в качестве представителя от Лазаря Барановича. Ему поручено было передать патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения, которые существовали между Москвой и Малороссией. Это поручение, возложенное на Ф., должно было указать на него как на лицо, достойное занятия высшей должности, и в самом деле, Ф., в годы своего управления Елецкой обителью, несколько раз был представляем на различные духовные должности; в 1690 году, по смерти киевского митрополита Гедеона, он был третьим кандидатом на кафедру киевского митрополита. Когда же митрополитом сделался Варлаам, архимандрит Печерского монастыря, Ф. предназначался на место печерского архимандрита.

Святитель Ф. являлся деятельным помощником черниговского архиепископа по управлению обширной Черниговской епархией, ему поручено было заведование экономическими, а частью и епархиальными делами архиерейского дома. К этому времени архиепископу Лазарю было уже около 90 лет, и, чувствуя, что управление такой обширной епархией ему не по силам, он в конце 1691 г. с согласия гетмана Мазепы послал в Москву Ф. с просьбой об утверждении его своим помощником, на что и получил согласие патриарха. Вскоре, однако, Лазарь пожелал передать Ф. черниговскую кафедру еще при жизни, к чему его особенно побуждали слабое здоровье и та любовь и уважение, которые он питал к своему помощнику. По предложению Лазаря в 1692 г. было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана Мазепы, представителей духовенства, сановников Малороссии и представителей народа, на котором единогласно избран был на черниговскую кафедру предложенный архиепископом Лазарем архимандрит Ф. Ф. тогда же был отправлен в Москву к царям и патриарху, которому была подчинена черниговская архиепископия, с письмами, извещавшими об избрании и содержавшими просьбу об утверждении его, как "мужа благого, украшенного добродетелями монашеской жизни". Ф. прибыл в Москву 27 июля 1692 г. После некоторых затруднений его наречение состоялось 9 сентября, а 11 сентября в присутствии государей он был торжественно хиротонисан в архиепископа в Успенском соборе. Однако патриарх не нашел возможным выдать ему ставленную грамоту на черниговскую кафедру, так как архиепископ Лазарь не отказался от своей кафедры. Тогда Ф. обратился к царям с просьбой о выдаче ему напрестольной грамоты, которая и была ему дана 28 сентября 1692 года, причем ему было дано также право совершать богослужение в саккосе, право, принадлежавшее в то время исключительно патриарху и митрополитам. После этого Ф. возвратился в Чернигов. В новом архиопископском звании Ф. оказывал прежнее глубокое уважение преосвященному Лазарю. Все грамоты священникам Ф. выдавал от его имени и за его подписью, иногда подписывая и свое имя. Исполняя все обязанности архимандрита Елецкого монастыря, Ф. управлял почти всеми делами епархии. Видя, что Лазарь уже очень стар и близок к смерти, он постарался укрепить за собой права на вотчины черниговской архиепископии и получил от 17 мая 1693 г. из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. Недолго ему пришлось служить вместе с Лазарем: 3 сентября 1693 года Лазарь умер. Похоронив его, Ф. отправился в Батурин к гетману Мазепе, и отсюда в начале декабря 1693 года они вместе отправили в Москву иеромонаха Пахомия с извещением о смерти Лазаря и просьбой о присылке от патриарха ставленной грамоты Ф., которая и была вскоре получена вместе с наставлением, касавшимся всех сторон архипастырской деятельности. В этой грамоте Ф. называется "муж благ и из юношеских лет в добродетелях украшен.... полн страха Божия... любитель премудрости, в благолепии церковном усерднейший желатель" и т. д. Самостоятельное управление Ф. черниговской епархией было весьма непродолжительно, и о нем сохранилось мало сведений. Особенное внимание Ф. обращал на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия в среде своих пасомых. С этой целью он заботился о поддержании старых и устроении новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства был устроен по его благословению Печеникский девичий монастырь, и он сам освящал храм, построенный для этой обители, в честь Успения Пресвятыя Богородицы. В 1694 г. по его благословению основан был Любецкий скит, в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году он освятил в Домницком мужском монастыре вновь сооруженный храм в честь Рождества Пресвятыя Богородицы; летом 1695 года освятил величественный храм в честь Пресвятыя Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. Во время управления Ф. черниговской епархией замечается особенный подъем и усиление иночества в этой епархии. Святитель обращал также большое внимание на духовенство и был строго разборчив при выборе кандидатов на священнослужительские места. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых между прочими замечателен Иоанн Максимович, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и настоящим устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание и снисходительность были отличительными чертами епархиальной деятельности Ф., судя по сохранившимся сведениям о нем. К нему часто обращались за помощью и советом, и не только православные, но и лица других вероисповеданий. Святитель Ф. принес немало пользы русскому государству тем, что благодаря своему нравственному влиянию и христианскому миролюбию всегда умел успокаивать вспышки горячих и своевольных украинцев и тем самым предохранять государство от вредных и опасных волнений. Вообще наибольшее влияние на паству Ф. оказывал не столько своей внешней деятельностью, сколько своим характером и образом своей жизни. "Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревающему теплотою своего любвеобильного сердца".

Но недолго Ф. был черниговским архиепископом. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника брянского Свенского монастыря, иеремонаха Иоанна Максимовича, и в половине 1695 года посвятил его в архимандриты черниговского Елецкого монастыря, которым дотоле управлял сам; в новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. Вскоре после этого, а именно 6 февраля 1696 года, Ф. умер и был погребен в черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемником, Иоанном Максимовичем, был построен над гробом его кирпичный свод, с хвалебной надписью в стихах, сочиненных архиепископом Иоанном в благодарность, по преданию, за чудесное исцеление его от тяжкой болезни. Вскоре обнаружилось нетление мощей Ф. и стали распостраняться вести о совершающихся у гроба его чудесах, что привлекало к нему множество богомольцев. Почитание народом Ф. как святого, слухи о многочисленных случаях исцеления от его нетленных мощей побудили Св. Синод поручить черниговскому архиепископу собрать сведения о жизни и подвигах Ф., о чудесных явлениях, совершающихся при гробе его, и приступить к удостоверению о нетлении почивавшего святого. Получив подтверждающие сведения, Синод, через 200 лет после кончины архиепископа, определил 26 июня 1896 года: 1) причислить Феодосия к лику святых, 2) заявить о том во всенародное сведение и 3) открытие мощей назначить на 9-е сентября 1896 года. В назначенное время действительно состоялось торжественное открытие мощей святителя и перенесение их из Борисоглебского в Спасо-Преображенский летний собор, откуда мощи вновь были перенесены в Борисоглебский кафедральный собор 11 ноября того же года. Память святителя празднуется в день кончины, 5 февраля, и в день прославления мощей — 9 сентября.

Есипов, "Святитель и чудотворец, архиепископ Черниговский, Феодосий Углицкий", СПб., 1897 г. — А. И. Ханенко, "Преосвященный Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский и Новгородсеверский". — Филарет, "Историко-статистическое описание Черниговской епархии". — "Черниговские Епархиальные Известия", 1864, 1865, 1871, 1878, 1892, 1896 гг. — "Труды Киевской Духовной Академии", 1895 г., август; 1896 г., кн. X; 1899 г., кн. IX. — Н. Петров, "Киевская Академия во второй половине XVII в.". — Акты Киев. Акад. за XVII и XVIII ст. — "Благовест", 1883 год, № 18, стр. 3—7; № 19, стр. 2—5; № 20, стр. 1—4. — "Церковные Ведомости", 1896 г., стр. 305—308; прибавление к № 30, стр. 1080—1086; к № 36, стр. 1306—1310; к № 37, стр. 1329—1336; к № 48, стр. 1788. — "Черниговские Епархиальные Ведомости", 1898 г., № 10. — "Гродненские Епархиальные Ведомости", 1905 г., № 44. — Филарет, "Жития святых", стр. 80—81. — Соловьев, "История России с древнейших времен", кн. 3, стр. 371. — "Словарь исторический о святых, прославленных русской церковью, и некоторых подвижников благочестия, местно чтимых", стр. 252.

Издания жития его: Чернигов, 1878 г.; С.-Петербург, 1896,1898, 1900 и др.; Москва, 1896—1903; Полтава, 1896; Одесса, 1897; Валуйки, 1897; Тобольск, 1896. Торжество открытия и праславление мощей святителя Феодосия. Одесса, 1896.

Описание торжества открытия и прославления мощей и жизнеописание святителя Феодосия: свящ. И. Гордиевского. Киев, 1903 г. — Денисова Леонт., М., 1897 г. — Свящ. А. Ефимова, Чернигов, 1902 г. — А. Кириллова, Новочерк., 1896 г. — А. Ковалевского, М., 1900 г. — И. Лебедева, Чернигов, 1896. — П. Лосева, M., 1896 г. — А. Лотоцкого, Каменец-Подольск, 1895 г. — Прот. П. Мазанова, Полтава, 1897 г. — Свящ. М. Мартирова, Чернигов, 1896 г. — Свящ. Сергия Петровского, Одесса, 1896 г. — Прот. И. Г. Покровского, СПб., 1897 г. — E. Поселянина, М., 1897 г. — Свящ. В. Станиславского, Одесса, 1897 г. — Свящ. Ф. Титова, Киев, 1896 г.

М. З.

{Половцов}



Феодосий Углицкий

— святой, архиепископ черниговский. Происходил из древнего рода дворян Полоницких-Углицких; отец его был священником. С наибольшей вероятностью местом родины Ф. можно признать нынешнюю Подольскую губернию, а время его рождения следует отнести к тридцатым годам XVII века. Он учился в киевской академии и в заграничных православных школах; был архидиаконом при киевском митрополите, но вскоре поселился в небольшом монастыре киевской епархии, Крупицком. В 1664 г. мы видим Ф. игуменом Киево-Выдубицкого монастыря, одного из древнейших и важнейших монастырей киевской епархии, незадолго перед тем отобранного православными от униатов и не успевшего еще оправиться от крайнего запущения и упадка. С течением времени около Ф. образовался немалый круг строгих подвижников-иноков. В 1680 г. Ф. основал на острове Михайловщине, принадлежавшем Выдубицкому монастырю, скит для лиц, искавших места для уединенной, строго отшельнической жизни. Когда черниговский архиепископ Лазарь Баранович был назначен местоблюстителем киевской митрополии, он сам остался в Чернигове, а своим наместником (1678—80 гг.) по управлению киевской митрополией назначил Феодосия. В 1688 г. Ф. стал архимандритом Черниговского Елецкого монастыря и вместе с тем разделял с Лазарем Барановичем труды по управлению его епархией. С 1691 г. Ф. официально считался помощником Лазаря, а в 1692 г. патриарх московский Адриан рукоположил его в сан архиепископа черниговского. Время управления Ф. черниговской епархией отличается особенным подъемом и усилением иночества, подвижничества в этой епархии. Святитель и сам был строгим подвижником, его почитала не только православная паства его, но также и инославные христиане. После почти 3,5 летнего управления черниговской епархией, Ф. скончался 5 февраля 1696 г. Вскоре после погребения его в кафедральном Борисоглебском соборе обнаружилось нетление мощей его и у гробницы его начали совершаться исцеления болящих. С течением времени почитание святителя не только не ослабевало, но, наоборот, все более и более усиливалось. Вследствие этого, 8 и 9 сент. 1896 г., через 200 лет после кончины святителя, по указанию высшей церковной власти, честные мощи Ф. торжественно были открыты и перенесены из Борисоглебского в Спасопреображенский храм, где и ныне открыто почивают. Память Ф. 5 февраля. См. Н. Есилов, "Святитель и чудотворец архиепископ черниговский Феодосий Углицкий" (СПб., 1897); "Жизнь и подвиги святителей Христовых и чудотворцев, киевобратских молитвенников, святых: Феодосия Полоницкого-Углицкого, архиепископа черниговского, Димитрия Туптало, митрополита ростовского, и Иннокентия Кульчицкого, епископа иркутского" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1899, сентябрь).

{Брокгауз}



Феодосий Углицкий

(или Полоницкий-Углицкий) — святитель, архиепископ Черниговский.

† 1696; память 5/18 февраля, 9/22 сентября.

Святитель родился в начале 30— х годов XVII столетия в Правобережной Украине. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным. В своей семье будущий святитель получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявились в нем впоследствии.

Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был "кроткий и послушный".

Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Конец сороковых годов XVII столетия был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович; 11693), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещенные люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святителя по коллегии были будущие выдающиеся ученые и пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский.

Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания.

Можно предположить, что святителю Феодосию не пришлось пройти полного курса коллегии, так как во время разорения Киева поляками коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. Историк Петров Н. И. предполагает, что после закрытия коллегии Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование.

По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3/16 мая).

Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном; † 1663), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако святитель, "влекомый любовью к подвигам благочестия", испросил благословения на поселение в отдаленном Крупицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящен в сан иеромонаха, а в 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря в Каневском районе Киевской епархии.

В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разоренный униатами, к должному благоустроению. Немало заботился игумен Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своем монастыре прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи сам строгим подвижником, святитель основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, где могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).

В те годы святителю Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием (Филимоновым; † после 1668), епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святитель вместе с другими был оправдан. Он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича.

Вскоре на долю игумена Феодосия выпала новая неприятность — дело шло о спорных землях Выдубицкого монастыря. Феодосий ревностно отстаивал монастырские земли, за что попал под временное запрещение в священнослужении.

Особо оценил духовные дарования святителя Феодосия преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя "овцой стада Христова, научившейся покорности".

Когда епископ Лазарь (Баранович) был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святителя Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святитель принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского; † 1690) митрополитом Киевским и в том же году вместе с игуменом Георгиевского Переяславского монастыря Иеронимом (Дубиною) был послан в Москву с известием об этом избрании.

В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. Благодаря уважению, которым святитель Феодосий пользовался среди населения, он сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь, и в течение двух лет обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивающего ее существование. Назначение игуменом Елецкой обители состоялось главным образом по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), для которого святитель Феодосий стал ближайшим помощником. Святитель Феодосий помогал владыке Лазарю во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому патриарху Иоакиму (Савелову; † 1690) по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени преложения Святых Даров. В начале 1689 года святитель Феодосий вместе с Батуринским игуменом Димитрием (Туптало; † 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), будущим митрополитом Ростовским, ездил в Москву по тому же делу к патриарху Иоакиму.

В годы управления Елецкой обителью Феодосий несколько раз был представляем на различные духовные должности. После смерти митрополита Гедеона был представлен третьим кандидатом на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом Киевским стал Варлаам (Ясинский; † 1709), архимандрит Киево-Печерского монастыря, Феодосий предназначался на место Печерского архимандрита.

В 1692 году, по предложению преосвященного Лазаря (Барановича), было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана И. С. Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру архимандрит Феодосий.

27 июля 1692 года архимандрит Феодосий прибыл в Москву. После некоторых затруднений его наречение состоялось 9 сентября, а 11 сентября в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Тогда же святитель Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября 1692 года. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Черниговским же архиепископам это право давалось, так как их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого владыка Феодосий возвратился в Чернигов.

Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиепископа Лазаря. Видя, что преосвященный Лазарь уже очень стар и близок к смерти, святитель Феодосий постарался укрепить за собой право на вотчины Черниговской архиепископии. 17 мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины. В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией. Святитель обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению была основана Печеницкая женская обитель и Любецкий скит. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооруженный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 году освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева ученых монахов, среди которых был Иоанн (Максимович; † 1715, память 10/23 июня), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ. Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, — не только православным, но и людям других исповеданий. "Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца".

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвел его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 года и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе. Во время жизни своей, подвигом добрым подвизаясь, святитель Феодосий достиг высоты христианской любви, которая никогда не перестает (1 Кор. 13, 8) и которую ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее не может отлучить (Рим. 8, 39). Если она, эта любовь во Христе, во время земной жизни святителя выражалась в душепопечительстве о своей черниговской пастве, то теперь она проявляется в многочисленных чудотворениях, оказываемых просящим у него с любовью, верою и благоговением небесного предстательства. 200 лет тело святителя Феодосия пребывало в сыром склепе, не подвергшись тлению. Одним из первых проявлений его предстательства после блаженной кончины было исцеление тяжело заболевшего преемника, архиепископа Черниговского Иоанна (Максимовича). "Служи завтра, и будешь здоров", — сказал святитель Феодосий Иоанну, явившись последнему во сне. Выслушав с вечера в постели всенощную и правило к служению, Иоанн утром встал здоровым и совершал литургию. Святитель Иоанн (Максимович) построил над гробом святителя Феодосия кирпичный свод, на котором была сделана хвалебная надпись в стихах в благодарность за чудесное избавление от тяжкой болезни. Многочисленные чудеса у гроба святителя Феодосия утверждали у всех веру в святость почившего. Первоначально эти случаи благодатной помощи жили только в благодарной памяти народной. Лишь с 1835 года их начали записывать. Неоднократно поднимался вопрос о канонизации святителя Феодосия, но Святейший Синод не спешил с решением этого вопроса, и лишь в 1896 году, когда по поручению Синода было тщательно обследовано и проверено до пятидесяти случаев позднейших чудотворений, когда было установлено полное нетление тела Черниговского архипастыря, святитель Феодосий был торжественно причтен к лику святых. Торжество открытия святых мощей совершил митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев; † 1900) 9 сентября 1896 года в сослужении шести епископов, множества духовенства и при молитвенном соучастии верующего народа, который собрался в Чернигов со всех концов страны.

В настоящее время мощи святителя Феодосия почивают в Черниговском кафедральном соборе. Память святителя Феодосия совершается дважды в год: 5 февраля (день кончины) и 9 сентября (день прославления).

Литература:

Титов Ф. И., протоиерей. Описание торжественного открытия и прославления мощей и жизнеописание святителя Феодосия. — Киев, 1896. Погожев Е. Н. Святитель Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский. Жизнь его, чудеса и открытие мощей. — М., 1897. Покровский И. г., протоиерей. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, новоявленный угодник Божий. — СПб., 1897.

Петровский С. В., священник. Новоявленный угодник Божий всея России чудотворец, святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. — Одесса, 1896.

Мазанов П. И., протоиерей. Новоявленный угодник Божий святитель и чудотворец Феодосий, архиепископ Черниговский. — Полтава, 1897.

Лосев П. Открытие мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, 1896 года сентября 9—го дня. — М., 1896. Ефимов А. Н., священник. Новоявленный угодник Божий святитель и чудотворец всероссийский Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. — Чернигов, 1902. Ефимов А. Н., священник. Черниговский Елецкий монастырь. — Чернигов, 1903, с. 48—80. Гордиевский И., священник. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. — Киев, 1908.

Доброгаев М. А. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. — Чернигов, 1896. Платонов И. А. Блаженный святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и чудеса от мощей его. — Чернигов, 1896. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 3, с. 371.

Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. — Чернигов, с. 13—37, 51—56.

Петров Н. И., профессор. Киевская Академия во второй половине XVIII века. — Киев, 1895. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885. — Т. 1, с. 109—110. Ханенко А. И. Преосвященный Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский и Новгород-Северский. — Чернигов, 1896. Есипов г. В. Святитель и чудотворец архиепископ Черниговский Феодосий Углицкий. — СПб., 1897.

Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [Филарет (Гумилевский)]. — Чернигов, 1861.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — СПб., 1862, с. 252. Скворцов г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие 17 века. — Казань, 1913, с. 163—165.

Бахметев А. Н. Избранные жития святых. — 19-е изд. — М., 1913, февраль, с. 29—36.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 23, 510, 514.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1417. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 902, 903, 904. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 680, 682, 870.

Житие святителя Феодосия Углицкого. — Чернигов, 1878; СПб., 1896, 1898, 1900 и др.; М., 1896—1903; Полтава, 1896; Одесса, 1897; Балуйки, 1897; Тобольск, 1896.

Гродненские епархиальные ведомости. — 1905, №44.

Черниговские епархиальные ведомости. — 1898, №10.

— 1864,1865,1871,1878,1892,1896. Церковные ведомости. — СПб., 1896, № 30, с. 305—308.

Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1896, № 30, с. 1080—1086; № 36, с. 1306—1310; № 37, с. 1329—1336; № 46, с. 1711—1713; № 48, с. 1788; № 49, с. 1833—1835; № 50, с. 1885—1887. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1897, № 39, с. 1390—1392; № 47, с. 1715—1717.

Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1900, № 39, с. 1564—1566. Благовест. — 1883, № 18, с. 3—7; № 19, с. 2—5; №20.-с. 1—4.

Богословский вестник. — Сергиев Посад, 1897, с. 285.

Душеполезный собеседник. — М., 1896, вып. 11, с. 338—351; вып. 12, с. 369—378. Известия по Казанской епархии. — 1897, № 23, с. 655.

Исторический вестник. — СПб., 1889, май, с. 465.

Христианское чтение. — СПб., 1897, июнь, ч. 1, с. 517; ч. 2, с. 265, 387. Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860—1917; 1895, август. — 1896. — Кн. 10. — 1899. — Кн. 9.

Иоанн, иеромонах. Святитель Феодосий Черниговский. К 60—летию открытия святых мощей. // Журнал Московской Патриархии. — М., 1956, № 3, с. 37—41.

Титов Ф.И. К истории Киевской Духовной Академии в XVII-XVIII вв. — Киев, 1909.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2413. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 41 (кн. 82), с. 912.

Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 25, с. 366—370.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 25. Минея февраль. — М., 1981, с. 190—192.


Большая биографическая энциклопедия. 2009.