Феодор, схимонах

Феодор, схимонах

— происходил из купеческого звания, родился в 1756 г. в гор. Карачеве, Орловской губ. В младенчестве, по смерти отца, остался он на попечении вдовы-матери, происходившей из духовного звания. Мать отдала мальчика своему родственнику, протоиерею гор. Карачева, для обучения его грамоте. Понятливый мальчик без труда научился чтению и письму и, обладая приятным голосом, пристрастился к церковному пению. Более всего любил он в молодости присутствовать в храме Божием, петь на клиросе и прислуживать при богослужении родственнику своему, протоиерею, полюбившему благонравного своего ученика. Частое посещение храма Божия и христианское воспитание, которое получил он в доме священнослужителя, имели видимое влияние на нрав и характер юноши. Он завидовал тем избранникам, которые отрешились от мира и всей его суеты и имели полную возможность свободно предаваться подвигам благочестия. Два года провел в подобном состоянии юноша Ф. и наконец однажды ночью ушел из родного дома и города в Площанскую Богородицкую пустынь, отстоявшую в восьмидесяти верстах от Карачева. Мать Ф., узнав об этом, принудила его возвратиться домой. Воспользовавшись темнотой ночи, Ф. вторично скрылся из дому и ушел в Белобережскую пустынь, в 15-ти верстах от Брянска. Здесь Ф. пробыл недолго и возвратился в прежнюю обитель Площанскую, откуда мать тоже заставила его уйти домой. Но здесь недолго он пробыл и отправился в Киев для поклонения здешним святыням, с тайной мыслью больше не возвращаться. В Киеве услышал он о знаменитом настоятеле Нямецкой обители, старце Паисии, и, не без скорби расставшись с лаврою, направился через Подолию в пределы Молдавские. Прибыв в Нямецкий монастырь, Ф. умолял иноков принять его в число братии. Братия не хотела его принять, но Паисий, увидев жалкий вид Ф. и безвыходное его положение, принял в число своих учеников. Вскоре Ф. принял пострижение в иночество от рук старца Паисия и всецело предал себя святому послушанию, с любовью исполняя все возложенные на него обязанности: рубил дрова, топил печи в иноческих кельях и т. п. Затем ему была поручена должность просфорника в пустынном ските Секульском, отстоявшем в 12-ти верстах от обители Нямецкой и находившемся в ведении старца Паисия. Вскоре Паисий отправил Ф. прислуживать двум старцам, инокам Онуфрию и Николаю. Спустя пять лет посли смерти старца Онуфрия Ф. пожелал снова возвратиться в Нямецкую обитель к отцу Паисию. Здесь Ф. занимался перепиской переводов и сочинений старца Паисия, управлял церковным хором. По прошествии некоторого времени Паисий скончался; очевидцем, в числе прочих, кончины Паисия был также и Ф. Место Паисия заступил престарелый Софроний, который

облек Ф. в схиму, после чего тот отправился на родину. Прибыв на родину, Ф. отправился к тогдашнему орловскому епископу Досифею и просил указать ему обитель в епархии его для местожительства. Святитель предложил старцу Чолнский монастырь близ Трубчевска, где Ф. не замедлил и поселиться. В Чолнском монастыре он учредил чин и устав обители Нямецкой в отношении богослужения и общежития и питал иноков сладостию учения святоотеческого, принятого им от старца Паисия. Вскоре слух о чудном молдавском пришельце распространился далеко, и некоторые из родственников его, считавших Ф. давно умершим, с радостью признали в нем своего единокровного. Открытие это и многочисленность посетителей, жаждавших слышать от него слово истины и совет духовной опытности, принудили Ф. оставить Чолнскую обитель. Он переместился в Белобережскую обитель, удаленную от селений и весьма удобную для иноческого безмолвия. В Белых берегах вскоре постигла старца болезнь — горячка; некоторое время состояние его не подавало никакой надежды на выздоровление. Но по выздоровлении он решил переселиться в северные пределы России, надеясь найти там себе место более уединенное от посетителей. Сначала Ф. отправился посоветоваться к Феофану, архимандриту Кирилло-Новоезерского монастыря. С уважением принятый в монастыре Кирилло-Новоезерском благочестивым его настоятелем, старцем Феофаном, учеником спостников Паисиевых Феодосия и Клеопы, который и сам деятельно проходил путь истинного подвижничества, Ф. некоторое время провел под гостеприимным его кровом. Феофан советовал Ф. возобновить уединенный скит преп. Нила Сорского, недалеко от монастыря Кирилло-Белозерского. С письмом Феофана отправился старец Ф. в С.-Петербург к митрополиту новгородскому Амвросию для испрошения позволения его к возобновлению скита Нило-Сорского. Преосвященный не разрешил этого возобновления, быть может за недостатком средств у старца: он предложил Ф. поместиться на жительство в монастырь Палеостровский, тоже весьма уединенный, на что и согласился Ф., видевший в воле архипастыря волю Божию. Здесь ему пришлось перенести много горя вследствие зависти к нему многих из братии, и потому он скоро, в 1812 году, вместе со старцами Клеопой и Леонидом из Белых берегов переселился в пустынный Валаамский скит, на острове Ладожского озера. Отсюда спустя шесть лет Ф. переселился в монастырь преп. Александра Свирского в пределах Олонецких. 7 апреля 1822 года, в пяток Светлой седмицы, старец был напутствован архимандритом Макарием со старшей братией обители Свирской таинством св. елеосвящения, исповедался и причастился св. Тайн и умер. При жизнеописании его напечатано несколько его предсмертных писем и ответы его, данные пред кончиною в Александро-Свирском монастыре, на вопросы, предложенные учениками его.

Рукописное сказание о старце Молдо-влахийском Паисии и др. — Величковский, "Житие и писание Молдавского старца Паисия". — Макарий, "Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни". — "Валаамский монастырь, описание обители и ее скитов". — А. Н. Муравьев, "Путешествие по святым местам русским". — "Записки о. Феофана, архим. Кирилло-Новоезерского монастыря". — "Старцы Брянской Белобережской пустыни, по запискам иером. Израиля" ("Орловские Епархиальные Ведомости", 1909 г., №№ 44—45). — "Душеполезное Чтение", 1870 г. — "Жизнь и подвиги схимонаха Феодора". Изд. 3-е Козел. Опт. пуст. Сергиев. посада, 1907 г. — Поселянин, "Русские подвижники 19 века", СПб., 1910 г., стр. 191—201, с портретом. — "Подвижнич. жизнь схимон. Феодора, скончавш. в Алексанро-Свирском монастыре", СПб., 1901 г. — "Миссионер", 1875 г., №№ 35, 36.

Ф. Федотов.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Феодор, схимонах" в других словарях:

  • Афанасьев, Афанасий — гравер на меди, 1809 26 гг., в Москве. Он принадлежал к школе "крепостных граверов" известного московского типографа и собирателя П. И. Бекетова, гравировавших пунктиром под руководством И. Розанова, Н. И Соколова и ученика последнего А …   Большая биографическая энциклопедия

  • Милославский, К. — (С. Miloslawsky), гравер; работал в Москве в 1840 х годах. Его работы: 1. Димитрий Ростовский. 2. Мелания Затворница. 3. Царь Михаил Феодорович. 4. Феодор иеромонах. 5. Феодор схимонах. {Ровинский}  Милославский, К. гравер портретов резцом.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Феоктист Дмитриев — (в миру Феодор) схимонах Валаамского монастыря, ум. 19 июня 1863 г. Пришел в Валаамский монастырь по увольнении 31 января 1827 г. из службы во флоте, где был квартирмейстером. 29 февраля 1828 г. он принят был в послушники, в 1835 г. (по указу… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Собор Ростово-Ярославских святых — Ростовские святые перед Богоматерью на иконе строгановской школы Собор Ростово Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священ …   Википедия

  • Филофей Лещинский — (в схиме Феодор) митрополит сибирский и тобольский, просветитель сибирских инородцев, род. в Малороссии в 1650 г., умер 31 мая 1727 г. Образование получил в малороссийских школах и в Киевской духовной академии и по окончании курса наук был… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Имяславие — (имябожничество, в синодальных документах РПЦ  имябожие, также называемое ономатодоксия)  религиозное догматическое и мистическое движение, получившее распространение в начале XX века среди русских монахов на святой горе Афон. Главным… …   Википедия

  • ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (ставропигиальный МП РПЦ), находится на юго востоке Москвы. Основан св. блгв. кн. московским Даниилом Александровичем. История основания монастыря Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Панорама Данилова мон ря. Фотография. 2006 г. Точная… …   Православная энциклопедия

  • Белобережская пустынь — Монастырь Белобережская Предтечева пустынь …   Википедия

  • Филофей (Лещинский) — митрополит сибирский, просветитель сибирских инородцев. Малоросс по происхождению, Ф. родился в 1650 г.; образование получил в киевской духовной академии. Петр Великий , занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела Ф. В… …   Биографический словарь

  • Филофей митрополит сибирский — (Лещинский) митрополит сибирский, просветитель сибирских инородцев. Малоросс по происхождению, Ф. род. в 1650 г.; образование получил в Киевской духовной академии. Петр Великий, занятый мыслью о крещении сибирских инородцев, выбрал для этого дела …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»