- Афанасьев, Афанасий
— гравер на меди, 1809—26 гг., в Москве. Он принадлежал к школе "крепостных граверов" известного московского типографа и собирателя П. И. Бекетова, гравировавших пунктиром под руководством И. Розанова, Н. И Соколова и ученика последнего — А. И. Осипова, доски для предпринятого их хозяином издания портретов (числом более 300) "знаменитых россиян", вышедшего в 3-х разных собраниях (в 1821—24 и 1844 гг.). Но, кроме того, им исполнены были портреты и для других изданий, как напр.: для жизни учредителя старообрядческого Преображенского богадельного дома в Москве И. А. Ковылина († в 1809 г.), "Деяний полководцев и министров Петра В.", Бантыша-Каменского (1812), "Российской истории" Д. Похорского (1819), "Русских сказаний" А. Семена (1820), "Биограф. черты из жизни преосвящ. Августина Виноградского", Снегирева (1824), митроп. Серафима, Имп. Александра І и Елизаветы Алексеевны (в нескольких видах), Марии Феодоровны, Николая І, Петра І, (1814—29).
Н. П. Собко, "Словарь русских художников", I, 268—271.
H. С.
{Половцов}
Афанасьев, Афанасий
(Afanasii Afanassief) — гравер пунктиром и резцом; крепостной человек Бекетова; ученик Осипова; в 1812 году гравировал портреты в издание: "Полководцы, Бантыш-Каменского"; а вслед за тем работал портреты для бекетовских изданий. В 1815 году он сделал копию с огромной гравюры Бергера: "Освободители Европы"; такая же гравюра в большом формате была исполнена им и в 1829 году.
Афанасьев продолжал работать для разных изданий; в 1829—1833 он гравировал пунктиром портреты и очерки с иностранных картин, прилагавшиеся к Телеграфу и Телескопу, а также модные картинки для этого последнего журнала.
Его работы: Портреты, гравированные пунктиром и описанные подробно в Словаре портретов:
1. Августин Архиепископ. 2. Он же. 3. Адриан Патриарх. 4. Александр I. 5. Он же. 6. Он же. 7. Он же. 8. Он же. 9. Освободители Европы; огромная гравюра пунктиром и резцом, копия с гравюры Бергера; без имени гравера. На экземпляре П.Я. Дашкова помечено его собственной рукой пером: "от гравера Афанасьева". 10. Мир Европы: Александр I и Елизавета Алексеевна. 11. Закладка храма Спасителя на Воробьевых горах. 12. Открытие памятника Минину и Пожарскому в 1817 году (обе картинки без подписи мастера). 13. Прогулка Александра I в окрестностях Петербурга. Экземпляр у П.Я. Дашкова, с пометою пером рукою гравера. Во вторых отпечатках этой картинки в коляске помещены, вместо Александра I, имп. Николай I и имп. Александра Феодоровна с цесаревичем. 14. Сострадание Александра I (1819 г.); с оригинала К. Брюллова, без имени гравера. 15. Кончина Александра I. 16. Царь Алексей Михайлович. 17. Амфилохий (1834). 18. Анна Иоанновна. 19. Антон-Ульрих. 20. Ф.М. Апраксин. 21. Аракчеев. 22. Архаров. 23. Безбородко. 24. Н.А. Бекетов. 25. А.И. Бибиков. 26. Эрнест Бирон. 27. И.Ф. Богданович. 28. Борис Годунов. 29. Гр. Брюс. 30. А.Я. Булгаков. 31. В. к. Василий Иоаннович. 32. Царь Василий Шуйский. 33. Гр. Васильев. 34. Ф.Г. Волков. 35. Кн. М.И. Воронцов. 36. Георгий Затворник. 37. Кн. Д.В. Голицын. 38. Кн. Д.М. Голицын. 39. Кн. М.М. Голицын 1-й. 40. Кн. М.М. Голицын II-й. 41. Ив. Мих. Головин. 42. Гр. М.Г. Головкин. 43. Алр. Алр. Гордон. 44 и 45. Петр Ив. Гордон. 46. Д.В. Давыдов. 47. Димитрий Самозванец. 48. Димитрий Ростовский. 49. Кн. Е. Долгорукая. 50. Кн. Н.Б. Долгорукая. 51. Кн. Вас. Лук. Долгорукий. 52. Кн. И.А. Долгорукий. 53. Кн. Ив. Мих. Долгорукий. 54. Кн. Ю.В. Долгорукий. 55. Екатерина I. 56. Екатерина II. 57—60. Елизавета Алексеевна. 61. Елисавета Петровна. 62. Зотов. 63. Иларион Иеромонах. 64. Иоанн III и IV. 65. Иоанн V. 66. Иоанн Иеросхимонах. 67. Иов Патриарх. 68. И.А. Кавылин. 69. Казаков. 70. И.А. Корф. 71. Круз. 72. Кузмичев. 73. Кн. Б.И. Куракин. 74. Лефорт. 75. Мазепа. 76 и 77. Имп. Мария Феодоровна. 78. А.А. Матвеев. 79. А.С. Матвеев. 80. П.И. Мелиссино. 81. Кн. А.Д. Меншиков. 82. Минин и Пожарский. 83. Св. Митрофан. 84. Ц. Михаил Феодорович. 85. М.Н. Муравьев. 86. Гр. Мюних. 87. Л.К. Нарышкин. 88—91. Николай I. 92. Павел I. 93. Петр I. 94. Петр II. 95. Петр III. 96. А.А. Писарев. 97. Пожарский. 98. Потемкин. 99 и 100. Н.И. Репнин. 101. Н.В. Репнин. 102. Самборский. 103. Н.С. Семенова. 104. Серафим затворник. 105. Серафим Митроп. 106. Симеон схимонах. 107. Сипягина. 108. Скопин. 109. Сосницкий. 110. Стефан Яворский. 111. Гр. А.С. Строганов. 112. М.В. Сушкова. ИЗ. Г.Н. Теплов. 114. Тиммерман. 115. Тихон Задонский. 116. Тормасов. 117. Троепольская. 118. Кн. Д.Т. Трубецкой. 119. Кн. И.Ю. Трубецкой. 120. Филарет патриарх. 121. Филипп Митроп. 122. А.С. Хвостов. 123. Бар. И.А. Черкасов. 124. Я.К. Черкасский. 125. В.Я. Чичагов. 126. Боярин Шеин. 127. Ив. Ив. Шувалов. 128. Гр. П.Ив. Шувалов. 129. А.С. Шульгин. 130. Кн. Щербатов. 131. Гр. Ягужинский. 132. Феодор Борисович. 133 и 134. Феодор Иоаннович. 135. Феодор Схимонах. 136. Феофан Прокопович. 137. Феофилакт Русанов.
138—199. Российская История, издание Д.Д. Пехорского, Москва, 1819 г., 62 портрета, переиначенные из Пантеона Филиповского. Все портреты перенумерованы: 1—62; под № 62 портрет Александра I. Во втором издании этой книги, М., 1823 г., портреты те же; в подписях прибавлены годы царствования каждого монарха. В третьем издании, М., 1837 г., прибавлен 63-й портрет, Николая I, причем все доски перетушеваны. 200. Л. Ариост, по грудь; грав. пунктиром: "Гр. Афанасьев". 1.4 х 0.11½- 201. Г.Ф. Блюхер, на коне. Диаметр = 3.5½. 202. Св. Митрофан. — "Грав. Афанасьев 1830. | Употреби труд... спасен будеши". 4.5 х 3.8½. 203. Кончина Наполеона I: "Гр: А: Афанасьев". 6.2 х 9. 204. "Е. К. В. Наследний Принц | Шведский... Г. Афанасьев". 6.7½ х 5.3½. 205—220. "Русские сказания... (А. Р.) Москва, в тип. Авг. Семена 1820". 2-е издание без перемен: "Москва, у Книгопродавца Василия Логинова, на Никольской улице. 1824". Всего 16 гравированных пунктиром картинок в четвертку; на первой портрет Рюрика, с подписью: "Гравированы А. Афонасьевым". Описаны подробно в Русск. Народ. Картинках, II. 16. 221—225. Пять таблиц для книги: "К. Калайдовича, Письма об археологических изследованиях в Рязанской Губернии с рисунками найденных там в 1822 году древностей, Москва 1823". 8°. Из предисловия видно, что рисунки были сняты К.Я. Соколовым (стр. 7); все таблицы помечены вверху №№ I—V и подписаны (кроме IV): Г. Афонасьев.
226—228. Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор. Грав. пунктиром. "Г. Афанасьев. Не ищу славы Мира сего, | стремлюсь к небесной. — В пользу Сирот, иждивением Д.Г. Кушникова". Доска эта была отпечатана на одном листе вместе с четырьмя другими досками работы Афанасьева (без его подписи), а именно: Портрет царя Феодора Иоанновича (Словарь портретов № 17). Карта приращения России... и Александр Невский после Куликовой битвы (с рисунка Брюллова): "Братья умрем за отечество" так рек | Первоначальник нашей славы".
Вторые отпечатки черниговских святых приложены к книге Иванчина-Писарева о них (Москва, 1839), причем последняя строка подписи: "в пользу сирот..." уничтожена.
В собрании Е.Н. Тевяшова такой же лист, на котором отпечатано 6 следующих картинок: 1) Бояре Михаил и Феодор Черниговские; 2) Дмитрий Донской; 3) Александр Невский и 4) Карта приращения России (те же, что и на предыдущем листе); 5) Иоанн Калита избирает место для построения Успенского собора и 6) Памятник Минину и Пожарскому. Находящаяся на моем листе виньетка "Неисполнив клятвы..." и портрет ц. Феодора Иоанновича выпущены.
У него же находится еще лист с семью картинками (отпечатанными семью досками), гравиров. Афанасьевым, а именно:
1. "Рюрик поручает сына своего Игоря Олегу..."
2. "Ольга принимает крещение в Греции... Г. А. Афонасьев".
3. "Владимир производит крещение в России..."
4. "Владимир пощадил Киев и Святополка по прозьбе мачихи".
5. "Изъяслав примиряется с братом своим Всеволодом..."
6. Карта России IX века с окрестными странами.
и 7. Картинка 5-я, описанная на моем листе (Не исполнив клятвы...) с прибавкою вверху надписи "Мстислав не мстить Всеволоду по убеждению игумена Григория".
229. Виньетка: "Неисполнив клятвы, во всю жизнь | свою оплакивал сей проступок"*.
230—244. 15 гравюр очерком в книге М. Снегирева: Памятники Московской древности; 1841 г.; а именно: 230. План, разрез и фасад Архангельского собора. — Гр. А. Афанасьев. 4°. — 231. Благовещенский собор. — 232. Иван Великий, колокольня, до перестройки в конце XVIII века. — 233. Чудов монастырь. — 234. Церковь Рождества С. Иоанна Предтечи в бору... Св. Уара мученика. — 235. Синодальный, прежний Патриарший дом | с церковью XII Апостолов. — 236. Изображение в. к. Василия Димитриевича и в. к. | Софии Витовтовны на саккосе Фотия Митрополита. — 237. Грановитая палата. — 238. Тереремный (sic) дворец в Кремле. — 239. А. Корона в. к. Владимира Мономаха большого наряда. | В. — Второго наряда. | С. Бармы Влад. Мономаха. — 240. А. Корона Императрицы Екатерины I. В. Государственный щит. | С. Государственное знамя. — 241. Серебряный трон царей Иоанна V и Петра I. — 242. Спасские ворота. — 243. Спас на бору. — 244. План, разрез и фасад Успенского собора. "Р. Акад. Ф.Г. Сонцев. — Гр. А. Афанасьев" (к 1-й стр. Москов. древн.).
245. Гробница киевского князя Ярослава Владимировича... | к стр. 150. | Г. Афанасьев. 246. Таблица с тремя древними гривнами; с номерами: 1, 4 и 2. В средине Крест: 3. Вверху помета: "И. Г.А. Аванасьев". 11.3½ х 8.4.
Портреты, копированные пунктиром с иностранных оригиналов и приложенные к Телеграфу и Телескопу.
247. К № 1. Москов. Телегр. 1827. Шиллер. Первые отпечатки без имени Афанасьева.
248. К № 5. Моск. Тел. Гете; без подписи, с одним именем Афанасьева*.
249. К № 19. М. Тел. Вальтер Скотт. Во вторых отпечатках помета Телеграфа стерта и прибавлена подпись*.
250. К № 19. М. Т. Каннинг.
251. К № 1. Телеск. 1831. (??) с одной подписью Афанасьева*.
252. К № 8. Телеск. 1831. Вернер. С одной подписью Афанасьева*.
253—269. К № 21 Телеск. 1831. Виктор Гюго; с одной подписью Афанасьева.
Контурные картинки при Московском Телеграфе; некоторых №№ не розыскано:
К № 22. Моск. Тел. 1829, приложена картинка: "счастливые любовники", неизвестного мастера.
К № 4. 1830 приложена картинка: Юдифь, с ориг. Рафаэля, без имени гравера. В объяснении к ней сказано, что редакция решила приложить таких картинок 12 в год и что гравировать их будет отличнейший из московских граверов А.А. Флоров. Ему принадлежит несомненно и Юдифь с Рафаэля, и другие картинки, приложенные: к № 6 Москов. Телегр. 1830, с картины Давида; к № 12, с картины Вернета, к № 8 и 14, 5 картинок, все с подписью и к № 17 М. Т. 1830: "рекомендательное письмо, с ориг. Вильки. Переговоры с Флоровым, должно быть, кончились не успешно, так как все приложенныя за тем контурные картинки" в 1830—1834 гг., подписаны гравером А. Афанасьевым, кроме немногих отмеченных особо. Все картинки скопированы с контурной Галереи Reveil'a:
270. За 1830 г., к № 18: Давид исцеляет Саула; с оригинала Гро. — 271. К № 21. Старый солдат хоронит товарища на Ватерлосском поле; с ориг. Вернета. — 272. К № 22: Франциск I и Маргарита; с ориг. Ришара. — 273. Туда же: портрет аббата Сикара; без подписи гравера. — 274. К № 23. Гибель фрегата "Медузы"; с ориг. Герико. — 275. Туда же: картинка, представляющая могилу Наполеона. — 276. К № 24: портрет художника (?)
За 1831 г. 277. К № 1: "Нов. Жив. 1831 г. В Париже, 10 Декабря (н.с.) 1831 г. Г. Афанасьев". — 278. К № 2: Пирр, принимающий Андромаху и Астианакса, с ориг. Герена. — 279. К № 2. Нов. Жив. 1831 г. "В Париже, 10 Января (н. с.) 1831. Гр. Афанас." — 279а. К № 3 (?) 280. К № 4: Статуи Конде и Сюлли работы Эперсье. — 281. К № 5 (?). — 282. К № 6: Святое семейство, с ориг. Дюрера. 283. К № (?). — 284. К № 8: Магдалина, с оригинала Лебрен. — 285. К № 9 (?). — 286. К № 10: Аркадские пастухи, с ориг. Пуссена. — 287. К № 11 (?). — 288. К № 12: Аэндорская волшебница, с ориг. Салв. Роза. — 289. К № 13 (?). — 290. К № 14: Видение св. Антония, с ориг. С. Роза. — 291. К № 15 (?). — 292. К № 16: Курильщики, с оригинала Остада. — 293. К № 17 не разыскан. — 294. К № 18: Статуя (?). — 295. К № 19 (?). — 296. К № 20 и 297. К № 21 не разысканы. — 298. К № 22: Почести умершему Тассу, с ориг. Манжо. — 299. К № 23: Умерщвление детей Эдуарда V, с ориг. Норскота. — 300. К № 24 Рождение Венеры, с ориг. Барри. — 301. Туда же: Явление у мыса бурь; с ориг. Фрагонара.
За 1832 г.: 302. К № 1 (?). — 303. К № 2: Игра в шашки, с оригинала ? .— 304. К № 3 (?). — 305. К № 4: Памятник герцогу Саксонскому. — 306. К № 5 (?). — 307. К № 6: Скупые, с оригинала Метциса. — 308. К № 7 (?). — 309. К № 8: Воспитание Шекспира, с ориг. Фюзели. — 310. К № 9 (?). — 311. К № 10: Вид крепости св. Ангела, с ориг. Вернета. — 312. К № 11 (?). — 313. К № 12: Проклятие сына; с оригинала Греза. — 314. К № 13 (?). — 315. К № 14: Голодный путешественник; с ориг. Кидда. — 316. К № 15 и 317. К № 16; не разысканы. — 318. К № 17 (?). — 319. К № 18: Воспитание птички; с ориг. Бурнеш. — 320. К № 19 (?). — 321. К № 20: Бахус, с оригинала Гвидо-Рени. — 322. К № 21: Курильщики, с ориг. Д. Теньера. — 323. К № 22: Крещение Спасителя, с ориг. Маццуоли. — 324. К № 23: Фортуна, с оригинала Гвидо-Рени. — 325. К № 24: Младенец Иисус, спящий на кресте; с оригинала Альбани.
За 1833 г.: 326. К № 1: Первый возраст человека; с ор. Смирка. — 327. К № 2: Второй возраст человека; его же. — 328. К № 3: Третий возраст человека; его же. — 329. К № 4: Четвертый возраст человека; его же. — 330. К № 5: Пятый возраст человека; его же. — 330-а. Туда же: Автограф Петра Могилы. — 331. К № 6: Шестой возраст человека; его же. — 332. К № 7 и 333. К № 8; не разысканы. — 334. К № 9: Рыцарь смерти и дьявол; с ор. Дюрера. — 335. К № 10: Прометей с оригинала Фюзели. — 336. Туда же: Смерть Адониса; с ориг. Пуссена. — 337. К № 11; не разыскан. — 338. К № 12: Сатана и Ангел; с ориг. Фюзели. — 339. К № 13: Продавщица Амуров; с ориг. Вьена. — 340. К № 14; не разыскан. — 341. К № 15: Геркулес; с оригинала Караччи. — 342. К № 16: Амур, делающий лук; с ориг. Маццуоли. — 343. К № 17: Адольф, принц Гельдерский; с ориг. Рембрандта. — 344. К № 18: Св. семейство, с ориг. Мурилло. — 345. К № 19: Венера победительница, статуя Каковы. — 346. Туда же: Мщение и правосудие преследуют преступление; с оригинала Прюдона. — 347. К № 20 и 348. К № 21; не разысканы. — 349. К № 22, 350. К № 23 и 351. К № 24; не разысканы.
За 1834 г.: — 352. К № 1: Статуя Дианы; с антика. — 353. К № 2: Клитемнестра; с ориг. Герена. — 354. К № 3: Сцена из избиения младенцев; с ориг. Конье. — 355. К № 4: Кембель в роли Гамлета; с ориг. Лауренса. — 356. К № 5: Церковь Святого Петра. — 357. Статуя женщины с лицом, закрытым покрывалом (без имени гравера). — 358. Распятие с предстоящими. — 359. К № 51 Моск. Телегр.: Паровоз с вагонами железной дороги: Г. Афанасьев.
Модные картинки для Московского Телеграфа 1826 г.:
360. К № 5. Моск. Телегр. В Париже 15 марта 1826. Г. Афан. (картинка представляет даму). — 361. К № 6. Моск. Телегр. В Париже 25 марта 1826. Г. Афан. (то же). — 362. К № 6. Моск. Телегр. Немецкие моды. Г. Афан. — 363. К № 7 Моск. Телегр. В Париже 25 апреля 1826 г. Афана. — 364. К № 8 Моск. Телегр. В Париже 10 Мая 1826 г. Г. Афанас. — 365. Три дамские шляпки и наколки: "к № 8 Моск. Телегр. В Париже, 1 Маия, 1826 год." (без имени гравера). — 366. "К № 12. Моск. Телегр. В Париже 10 Июня, 1825 г. Г. Афанасьев". — 367. "К № 1. Моск. Телегр. 1826. В Париже 25 декабря 1825 г. Г. Афанасьев". — 368. "К № 2. Моск. Телегр. В Париже 10 Января 1826 Года. Г. Афанас." — 369. "К № 2. Моск. Телегр. "В Париже 15 Января 1826 Года. Г. Афанас." (мужчина). — 370. "К № 3 Моск. Телегр. В Париже 10 Февраля 1826. Г. Леанас.". — 371. "К № 16 Моск. Телегр. В Париже 5 сентября 1827 г. Г. Афанас.".
{Ровинский}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.