Самуил

Самуил

(в миру Степан) — монах, дьячок одной из тамбовских церквей, как человек чуткий к вопросам жизни и неспособный удовлетворяться одним разглагольствием о них, представляет собою характерное явление для культурной истории Петровской эпохи. Какой-то монах Савва преподал ему распространенное в то время учение об антихристе, который воцарился в лице Петра Великого, "потому что владеет сам один, и патриарха нет, а то его печать, что бороды брить и у драгунов раскаты". Вследствие этого Степан перестал ходить в церковь. Духовник его еще более усилил его сомнения, рассказав такой случай: "как мы бывали на Воронеже в певчих, то певали пред государем и в компании, проклинали изменников кой-каких; однажды дошел разговор до Талицкого, и государь говорил: “какой он вор Талицкий! Уж и я по его антихрист! О Господи! уже и я антихрист пред Тобою”". Передавая этот эпизод, духовник выражался неопределенно, так что Петр действительно мог представляться антихристом. Те же впечатления вынес Степан из чтения Кирилловой книги и из разговора с какой-то бабой, видевшей царицу Евдокию, которая будто бы говорила о Петре: "это не мой царь, иной выше". Под влиянием этих рассказов Степан постригся под именем Самуила в Трегуляевском Тамбовском монастыре. Ожидая гонения на монастыри, он собирался "уйти в горы". А между тем монах Филарет сообщил ему, что Петр сын Лефорта, а монах Никодим подтвердил, что Петр предтеча антихристов. Находясь в Воронеже, С. подбросил в неизвестный двор письмо, что Петр антихрист; а после этого услыхал, что царь сидит в заточенье в Стокгольме. Запрещение читать Ефремову книгу и Соборник и некоторые распоряжения Духовного регламента о монахах окончательно привели С. в отчаяние: он бежал, но был пойман и посажен на цепь. Во время вторичного побега к казакам он встретился с каким-то попом, который называл Петра "имперетером": "людей-де перетерли". Но здесь же, у казаков, чтение Увета Духовного и Пращицы оказало такое действие на С., что он возвратился в православие. По указу Синода, как молодой монах, С. был отправлен для ученья в Богоявленский монастырь в Москве. Тягости этого школьного обучения, а также известие, что бывшая его жена вышла за кого-то замуж, снова возбуждают ропот С. Он порицает Духовный регламент, и в бессильной ярости, чтобы как-нибудь облегчить себя, стал писать на клочках бумаги бранные слова против преобразователя, когда того уже не было в живых. Одну такую бумажку нашли, признали руку С. и взяли его в Тайную канцелярию. С. откровенно изложил дело, клялся, что писал не для того, чтобы пустить в народ, но ради покоя совести. Его казнили смертью.

Соловьев, История России, т. ХVIII, гл. 3. — Его же, статья в Православном Обозрении, 1860 г., № 7.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Самуил" в других словарях:

  • Самуил — а, муж.; разг. Самойла, ы; стар. разг. Самойло, ы.Отч.: Самуилович, Самуиловна; разг. Самуилыч.Производные: Самуилка; Самуня; Самуха; Саня; Самойлушка; Самоня; Самоха; Самоша.Происхождение: (Др. евр. имя Semu’el имя божье или бог услышал.)Именины …   Словарь личных имен

  • самуил — имя Божье, Бог услышал; Самойла; Сэмюэл; Самуилка, Самуня, Самуха, Саня, Самойлушка, Самоня, Самоха, Самоша Словарь русских синонимов. самуил сущ., кол во синонимов: 2 • архангел (22) • …   Словарь синонимов

  • САМУИЛ — (? 1014) с 997 царь Зап. Болгарского царства. Укрепил его внутреннее положение, расширил территорию …   Большой Энциклопедический словарь

  • Самуил — (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа эл, услышанный Богом , 1Цар 1:20): 1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • САМУИЛ — (евр. Šìmû çl, «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою скорбь в Силоме перед скинией завета и услышала от… …   Энциклопедия мифологии

  • Самуил — (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к… …   Всемирная история

  • Самуил — (испрошенный от Бога) имя трех лиц: а) (Чис.34:20 ) сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. б) (1Пар.7:2 ) сын Фолы и князь колена Иссахарова. в) (1Цар.1:20 ,… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Самуил — Шамуэль. Самуил, т. е. услышан Богом (испрошенный у Бога) 1) Сын Елканы и Анны, живших в Рамафаим Цофиме, городе колена Ефремова. Его набожная мать, испросившая его у Господа, дала обещание посвятить его в назореи Господу; еще ребенком он был… …   Словарь библейских имен

  • Самуил — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с именем Самуил (значения) …   Википедия

  • Самуил — Сын Елканы и Анны, последний великий Судья Израиля. У Анны долго не было детей. Она обратилась к Богу, обещая посвятить Ему будущего сына, и родился Самуил. Когда он подрос, мать отвела его в силомское святилище на воспитание священнику Илию.… …   Подробный словарь библейских имен

  • Самуил — Саму’ил (имя Бога) а) (Чис.34:20 ) сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли; б) сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны, рожденный по обету его матери и отданный ею на служение Господу на всю его жизнь …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»