Послания Иоанна

Послания Иоанна
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ
I. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ
Уже в Ев. от Иоанна проводится различие между людьми, прочно связавшими свою судьбу с Христом, и людьми, к-рые, встретив Иисуса, оставили Его, ибо слова Господа показались им чрезмерно суровыми (Ин 6:66). Подобное явление наблюдалось и в Церкви: одновременно с ее ростом и проникновением в Слово Божье здесь отмечалось стремление к мирским благам. Задача Первого послания (см. Письмо) заключается в том, чтобы предостеречь Церковь от этой опасности и указать верующим на необходимость пребывания во Христе.
II. АВТОР
Заголовок послания и введение к нему, сравнение его содержания и стиля с Ев. от Иоанна, а также свидет-во ученика Иоанна Поликарпа Смирнского определенно указывают на авторство ап. Иоанна. По-видимому, Иоанн написал это послание (вероятно, как и Второе и Третье), будучи вполне зрелым человеком, так что Первое послание можно датировать концом I в. по Р.Х.
III. АДРЕСАТ
Отсутствие в Первом послании обычных для эпистолярного жанра обращения и заключения не позволяет сказать ч.-л. определенное о его адресате. Возм., послание было обращено к христианам тех церквей в Малой Азии, к-рым адресованы семь посланий книги Откровение (Откр 2-3). В отличие от Второго и Третьего посланий, к-рые имеют форму письма (т.е. указан адресат и есть заключение), Первое послание можно, скорее, отнести к учительной и назидат. лит-ре. В то же время в нем также видна личная, искренняя любовь к читателям, к-рая ощущается не только в обращениях "возлюбленные" (1Ин 2:7) или "дети" (ст. 12), но и в языке, тональности всего послания.
IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ
Причиной написания послания, видимо, стало широкое распространение взглядов, извращавших христ. понимание личности Христа, а тем самым и значение грядущего спасения. Кр. того, известно, что в Малую Азию, где Иоанн совершал апостольское служение, из Египта пришел иудеохристианин Керинф, утверждавший, что Иисус был обыкнов. человеком, на Которого при крещении сошел Спаситель, отделившийся от Него в момент Его крестной смерти (это учение получило название "докетизм").
V. СОДЕРЖАНИЕ
В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда - все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон (1Ин 1:1-4).
VI. КОМПОЗИЦИЯ
Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав:
Введение: подлинность и достоверность благовествования (1Ин 1:1-4):
1. Условия, необходимые для общения с Богом (1:5 - 2:17):
а) очищение от грехов (1:5 - 2:2);
б) единство веры и дел (2:3-11);
в) неприятие мира (2:12-17).
2. О постоянстве (2:18 - 3:24):
а) отпадение антихристов (2:18-23);
б) пребывание в правде (2:24-29);
в) пребывание в праведности (3:1-10);
г) пребывание в любви (3:12-18);
е) уверенность в спасении (3:19-24).
3. Сущность любви (4:1-21):
а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух, отрицающий Его (4:1-6);
б) откровение Божьей любви в воплощении Христа (4:7-11);
в) значение нашей любви (4:12-15);
г) пребывание в любви Божьей (4:16-21).
4. Вера (5:1-21):
а) истинная вера и ее воздействие (5:1-5);
б) главное свидетельство нашей веры (5:6-12);
в) общение с Богом в вере (5:13-21).
VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить см. Возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека (1Ин 3:9,14; 4:7; 5:1,4,18). Послание призвано укрепить возрожденного человека, к-рому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога (1Ин 2:1,2; 3:1,8,14; 4:9,10 и др.);
2) основу для новой жизни дает общение человека с Богом, явленным во Христе. Оно достигается и сохраняется очищением грехов, пагубная суть к-рых не всегда осознается человеком (1Ин 1:5 - 2:2), и делами, согласующимися с верой (1Ин 2:3-11). Выполнение этих условий способствует духовному созреванию и укреплению человека, если только он вновь не обратится к мирскому (1Ин 2:12-17). Общение человека с Богом в любое время может быть разрушено, как показывает пример антихристов, не признающих Иисуса Христом (ст. 22) и тем самым отделяющих себя от Тела Христова (ст. 19). От отпадения может уберечь только постоянное пребывание в новой жизни, к-рой свойственны праведность, очищение от грехов, любовь и уверенность в спасении. Но обретение новой жизни - это не исключит. заслуга самого человека, а милостивое деяние Бога, Который хранит рожденных от Него, оберегая их от лукавого (1Ин 5:18);
3) основой новой жизни является любовь, к-рая не может быть разделена на любовь к Богу и любовь к ближнему (1Ин 4:20,21). В этой любви, к-рая обязат. должна подкрепляться делами (1Ин 3:18), проявляется новая жизнь, дарованная Богом. В ней заключена духовная связь с Богом, Который есть любовь (1Ин 4:16). Беря свое начало в Боге, любовь из вечности явилась миру и открылась нам в единородном Сыне, посланном для нашего спасения (ст. 9). Умозрительно познать Бога и любовь невозможно. Только через рождение от Бога можно причаститься Божьей любви и тем самым познать сущность Бога. Всякий, подобно антихристам, отрицающий пришествие Христа, отрицает тем самым и Божью любовь (ст. 2,3);
4) обретение этой любви и заложенного в ней спасения возможно через веру, к-рая дается исключит. через возрождение и к-рая живет только в любви (1Ин 5:1). Верующий "побеждает мир" (ст. 4), и благодаря этому в нем может зародиться новая жизнь.
ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ
I. АДРЕСАТЫ
Заголовки обоих коротких посланий и их тесная связь с Первым посланием указывают на авторство ап. Иоанна, к-рый здесь, однако, называет себя "старцем" (2Ин 1; 3Ин 1). Эти послания адресованы "избранной госпоже" (предположит., некоей вдове) "и ее детям" (2Ин 1), а также христианину Гаию, к-рый нигде более не упоминается (3Ин 1). Адресатом Второго послания могла быть и церковь (в этом случае под "госпожей и ее детьми" аллегорич. подразумевается церковь). Объем каждого послания соответствует размеру одного листа папируса.
II. КОМПОЗИЦИЯ
1. Второе послание ап. Иоанна:
а) единство в истине (1-3);
б) любовь как хождение в истине (4-6);
в) распознавание обольстителя и антихриста (7);
г) предостережение от отпадения (8,9);
д) призыв остерегаться лжеучителей (10,11);
е) обещание посетить адресатов послания (12);
ж) заключит. приветствие (13).
2. Третье послание ап. Иоанна:
а) приветствие и благословение (1,2);
б) свидет-во о хождении Гаия в истине (3,4);
в) свидет-во о его деятельной любви (5,6);
г) кто любит, тот споспешник истины (7,8);
д) надменность Диотрефа (9,10);
е) Димитрий - пример человека, делающего добро (11,12);
ж) заключит. замечания и приветствия (13-15).
III. СОДЕРЖАНИЕ
В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о к-рых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине (2Ин 1-3; 3Ин 3-8). Ходить в истине - значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа (2Ин 7-9). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их (2Ин 10,11). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в к-ром человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола (3Ин 9,10), к-рый, по словам Иоанна, "принимал славу от людей" (см. Ин 5:41,42,44) и тем самым показывал, что он - не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок (3Ин 10).

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Послания Иоанна" в других словарях:

  • Послания Иоанна — Самый слог этих посланий служит доказательством того, что они написаны автором Евангелия от Иоанна. О времени и месте их написания точно неизвестно …   Словарь библейских имен

  • Иоанна послания — см. Послания Иоанна …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… …   Православная энциклопедия

  • Иоанна Богословие —  ♦ (ENG Johannine theology)    теологические перспективы, содержащиеся в новозаветных писаниях и относимые к Иоанну : Евангелие от Иоанна; 1, 2, 3 Послания Иоанна; Откровение Иоанна …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ИОАННА АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ — три книги, входящие в новозав. *канон. ПОСЛАНИЯ относятся к числу *Соборных посланий, т. е. обращенных не к одной общине, а ко всей Церкви, хотя во 2 Ин и 3 Ин есть указания на адресатов. Автор относит себя к тем, кто видел Иисуса Христа во дни… …   Библиологический словарь

  • Послания апостолов — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица …   Википедия

  • Иоанна Апостола Послания — Ио’анна Ап’остола Посл’ания девятая, десятая и одиннадцатая книги Нового Завета (см. Библия), как полагают, были написаны после написания Евангелия от Иоанна, в конце жизни ап. Иоанна. В Первом Послании он снова говорит о Божественности Иисуса… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иоанна\ Апостола\ Послания — Ио’анна Ап’остола Посл’ания девятая, десятая и одиннадцатая книги Нового Завета (см. Библия), как полагают, были написаны после написания Евангелия от Иоанна, в конце жизни ·ап. Иоанна. В Первом Послании он снова говорит о Божественности Иисуса… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • ИОАННА ДЕЯНИЯ — [греч. Πράξεις τοῦ ἁγίου ἀποστόλου κα εὐαγγελιστοῦ ᾿Ιωάννου τοῦ Θεολόγου; лат. Acta Joannis], раннехрист. апокриф, описывающий служение ап. и евангелиста Иоанна Богослова, один из древнейших памятников христианской письменности. Авторство и… …   Православная энциклопедия

  • Послания апостольские — название ряда новозаветных творений, принадлежащих различным апостолам. Таких творений, или книг, помещаемых в Нов. Завете вслед за книгой Деяний Апостольсках, 21: 2 ап. Петра, 1 Иакова, 1 Иуды, 3 Иоанна (это так называемые соборные П.) и 14 ап.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»