Первая и Вторая книги Царств


Первая и Вторая книги Царств
I. НАЗВАНИЕ
В евр. Библии обе книги первонач. образовывали одну под названием "Книга Самуила". В Септуагинте эта книга была разделена на две части и присоединена к книгам Царей, так что там Первая и Вторая книги Самуила считаются Первой и Второй книгами Царств, а Первая и Вторая книги Царей рассматриваются как Третья и Четвертая книги Царств (соотв. и в Синод. пер.). Прим. с 1400 г. разделение на две части при сохранении названия "Книги Самуила" принято и в евр. рукописях.
II. АВТОР
Об авторе книги в ней самой ничего не говорится. Имя в евр. заглавии книги указывает на основное действующее лицо описываемой эпохи. Самуил как Божий посланник действительно являлся ключевой фигурой в период становления Израильского гос-ва. В 1Пар 29:29 авторами отдельных повествований названы Самуил, Нафан и Гад. Это замечание следует учитывать, т.к. записи этих людей вошли в историч. книги Библии. Можно предположить, что человек, занимавшийся упорядочением материала, собрав вместе имеющиеся источники, частично дополнил их, исходя из собств. представлений.
III. ОБЩИЙ ОБЗОР
А. СОДЕРЖАНИЕ
1) Первая и Вторая книги Царств повествуют о периоде, который на-чался после эпохи судей и закончился царствованием Давида. Это было время гос. становления Израиля, имевшее определ. негативные моменты: народ отклонился от того установл. Богом порядка, когда царем Израиля был Сам Господь. Описываемые в книгах историч. события происходили в первой половине XI - второй половине X в. до Р.Х. Кроме народа во всей его совокупности, в Первой и Второй книгах Царств выведены три главных фигуры: Самуил как посланник Бога, Саул как избр. и отвергнутый Богом царь и Давид как человек, к-рому Бог даровал обетования для него самого и для его потомков;
2) все повествование можно разбить на отдельные части:
а) в 1Цар 1-3 рассказывается об отрочестве Самуила и о призвании его в судьи и пророки Израиля;
б) во второй части повествуется о ковчеге завета, о его утрате и возвращении в Иерусалим, столицу нового гос-ва. Эта история вплетена в рассказ о других событиях (1Цар 4-6; 2Цар 6);
в) третья часть - это история Саула от его избрания до того времени, когда он был отвергнут Богом (1Цар 7-15). Хотя само желание израильтян иметь царя свидет-вовало об их недоверии к Богу, Господь удовлетворил требования народа и Сам руководил избранием Саула;
г) основной темой книг является история Давида и прежде всего - его восхождения на царство (1Цар 16 - 2Цар 5). Это подробный рассказ об отношениях между отвергнутым Саулом и избр. Богом Давидом и о связ. с этим событиях. Рассказ завершается сообщением о начале царствования Давида над всем Израилем. Далее повествуется об утверждении власти Давида над страной и о выборе его наследника (2Цар 7 - 3Цар 2). Вопрос о наследнике был осложнен из-за греха, соверш. Давидом. Наконец престолонаследником официально был объявлен Соломон. В книгу включены также сообщения о войнах Давида и о других важннейших событиях, произошедших во время его правления (2Цар 8; 10; 23; 24). Отчетливо видна связь Первой и Второй книг Царств (книг Самуила) с Третьей и Четвертой книгами Царств (книгами Царей), продолжающими описание истории Израиль-ского и Иудейского царств вплоть до их падения.
Б. КОМПОЗИЦИЯ
I. Последние судьи (1Цар 1:1 - 7:17):
1. Отрочество Самуила и грех Илия (1:1 - 3:21).
2. Войны с филистимлянами и история ковчега завета (4:1 - 7:17).
II. Саул, первый царь Израиля (8:1 - 31:13):
1. Народ Израиля требует царя (8:1-22).
2. Избрание Саула, его царствование и отпадение от Бога (9:1 - 15:35).
3. Избрание Давида (16:1-13).
4. Давид приходит к Саулу (16:14 - 18:30).
5. Давид скрывается от Саула (19:1 - 30:31).
6. Смерть Саула (31:1-13).
III. Давид, царь "по сердцу Божию" (2Цар 1:1 - 24:25):
1. Восшествие Давида на престол (1:1 - 10:19):
а) царь над Иудой в Хевроне (1:1 - 4:12);
б) царь над всем Израилем в Иерусалиме (5:1-25);
в) Иерусалим и дом Давида (6:1 - 7:29);
г) правление Давида (8:1 - 10:19).
2. Грех Давида и борьба за наследование престола (11:1 - 24:25):
а) Вирсавия и Урия (11:1 - 12:31);
б) Амнон и Фамарь (13:1-39);
в) восстание Авессалома (14:1 - 18:33);
г) возвращение Давида в Иерусалим (19:1-44);
д) мятеж Савея (20:1-26);
е) последние годы Давида (21:1 - 24:25).
IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Значит. место в Первой и Второй книгах Царств отводится описанию событий, внешне не связанных с религией. Гос. становление Израиля происходило не без участия Бога, хотя израильтяне и не всегда согласовывали свои желания с волей Божьей (1Цар 8:4 и след.). В решающие моменты истории Бог действовал через Своего вестника см. Самуила (1Цар 8-10; 15; 16). Хотя Израиль в период становления гос-ва нарушил верность Богу как своему Царю, Бог остался верным Своему народу (см. Справедливость, праведность). На это указывает и история ковчега завета, к-рый был местом откровения Бога народу Израиля. Только с прибытием ковчега в Иерусалим Бог обозначил Свое присутствие в столице нового гос-ва. Лишь тогда Бог признал царство Израиля и узаконил его. Даже в отвержении Саула видна ограждающая рука Господа (1Цар 15), Который предохранял Свой народ от распространения греха. Но прежде всего Божья защита и руководство проявились в отношении Давида. Защищая Давида, Бог вел его к власти. Утверждая Давида, Он укреплял молодое гос-во (2Цар 7). Однако Бог не оставил безнаказ. грех Давида (2Цар 12). В рассказе о восстании Авессалома автор дает понять, что именно Бог управляет событиями человеч. жизни (2Цар 17:14). Т.о., Первая и Вторая книги Царств показывают, что хотя становление государственности и основание царства не входили в Божьи намерения, Бог тем не менее сохраняет верность Своему народу и остается Господином истории даже в случае непослушания народа. В это время процесс приспособления израильтян к языч. окружению, начало к-рого описано в Книге Судей, пришел к своему завершению, и Бог, по Своей милости, не стал разрушать союз со Своим избр. народом.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Смотреть что такое "Первая и Вторая книги Царств" в других словарях:

  • Книги Царств — Книги Царств  четыре исторических книги Ветхого Завета в Септуагинте и в православном каноне. Четыре книги Царств православного канона в еврейском кодексе священных книг (Танахе) составляют только две книги. Одна из них, в состав которой входят… …   Википедия

  • Книги Царств, Третья и Четвертая — I: 1) в евр. Библии эти книги называются соотв. Первой и Второй книгами Царей, а книги, известные в рус. переводе как Первая и Вторая книги Царств, в евр. Библии носят название Первой и Второй книг Самуила. Первонач. это было две книги: Книга… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Царств — Книги Царств  четыре исторических книги Ветхого Завета в Септуагинте и в православном каноне. Четыре книги Царств православного канона в еврейском кодексе священных книг (Танахе) составляют только две книги. Одна из них, в состав которой входят… …   Википедия

  • Царств книги — (1, 2, 3, 4): Первая книга Царств и вторая называются у Евреев Самуиловыми. Но Самуил мог написать только 24 главы первой книги, потому что 25 я говорит о кончине его. Остальные же семь глав и вся вторая книга Царств написаны пророками Гадом и… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Царств книги — четыре исторических книги Ветхого Завета. Известные ныне четыре книги Ц. в древнем еврейском кодексе священных книг составляли только две книги. Одна из них, в состав которой входили нынешние первая и вторая, называлась Сефер Шемуел книга Ц. кн.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вторая книга Ездры — У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая книга. Фрагмент второй книги Ездры из Ватиканского кодекса (IV век) Вторая книга Ездры (Эзры)  одн …   Википедия

  • Вторая книга Маккавейская — У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая книга. Вторая книга Маккавейская  одна из книг Библии, не входящая в Канон. Данный текст не является продолжением Первой книги Маккавейской, а лишь дополнением к ней. Если первая книга …   Википедия

  • Вторая книга Паралипоменон — Паралипоменон или Летописи, в западной традиции Хроники (ивр. דִבְרֵי הַיָּמִים‎, Диврей ха ямим; др. греч. παραλείπω, «пропускать, упускать» букв. «о пропущенных вещах»; ) две (1 я и 2 я Паралипоменон) канонические книги Танаха и Ветхого Завета …   Википедия

  • Царств книги — – название четырех книг В. Зав. Кн. царств излагают исторические события от 1170 567 г. до Р. X., т. е. от рождения пророка Самуила до освобождения из тюрьмы Иехонии, и обнимают период в 600 лет. Первая охватывает 110 лет – до смерти… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Книга Царств — Книги Царств  четыре исторических книги Ветхого Завета в Септуагинте и в православном каноне. Четыре книги Царств православного канона в еврейском кодексе священных книг (Танахе) составляют только две книги. Одна из них, в состав которой… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Первая и Вторая книги Царств» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.