- Нога
-
I. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ:
1) как и слово "рука", слово "Н." встречается в образных выражениях. Идя по жизненному пути, Н. "колеблется" (Пс 120:3), "пошатывается" (Пс 72:2), "претыкается о камень" (Пс 90:12), "стоит на камне" (39:3) или "на пространном месте" (30:9); для Н. "расставляют сети" (Иер 18:22; Плач 1:13), их "ставят в колоду" (Иов 13:27);Синонимы:
2) см. Обувь была одним из отличит. признаков знатных людей. В притче о блудном сыне отец приказывает рабам дать вернувшемуся сыну "обувь на ноги". Это символизирует возвращение сыну сыновних прав (Лк 15:22). Как пр. Исаия, сняв сандалии, ходил "нагой и босой", так и царь ассирийский вел "пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии ... нагими и босыми", чтобы унизить их (Ис 20:2-4). Обувь снимали также в знак смирения и благоговения в присутствии Бога (Исх 3:5; Нав 5:15);
3) омовение ног гостя было выражением почтения к нему (Быт 18:4; Суд 19:21; 1Цар 25:41; Песн 5:3; Ин 13:4-14; 1Тим 5:10). Иногда в знак такого почтения Н. мазали миром (Лк 7:46; Ин 12:3). Во время траура Н. не мыли (2Цар 19:24). Если Н. окунали в масло или жир, это означало достаток и благополучие (Втор 33:24; ср. Иов 29:6);
4) в подтверждение своей победы завоеватели наступали на "выи" поверженных врагов (Нав 10:24), клали их к "подножию ног своих" (Пс 109:1) - обе эти сцены запечатлены на ассир. и егип. барельефах - или "сокрушали их под ногами своими" (Плач 3:34; Рим 16:20; ср. Ис 51:23). Тот, кто властвует, "покоряет все под ноги свои" (Пс 8:7; 1Кор 15:27). Выражение "попирать ногами" означает выказывать полнейшее пренебрежение к кому-либо (Ин 13:18; Евр 10:29);
5) упасть к ч.-л. Н. означало проявить смирение (Ис 60:14; Откр 3:9), благоговение (Деян 10:25; Откр 19:10; 22:8 и след.), обратиться с просьбой (1Цар 25:24; Мк 5:22; 7:25). Молитвенное, благоговейное обращение к к.-л. могло сопровождаться обхватыванием Н. (4Цар 4:27; Мф 28:9), целованием Н. (см. Целование, лобзание), что, однако, могло означать и особую благодарность и смирение (Лк 7:38,45). Положенные к ч.-л. Н. дары полностью переходили в распоряжение человека, принимавшего их (Мф 15:30; Деян 4:35; 5:2). Ученики, как правило, располагались на полу у Н. своего учителя, к-рый сидел на возвышении (Втор 33:3; Лк 10:39; Деян 22:3; ср. также Лк 8:35);
6) в Библии говорится о топанье Н., выражающем радость (Иез 25:6) и гнев (Иез 6:11), а также о "говорении ногами" (Притч 6:13). Стряхивание с Н. праха, т.е. пыли, осевшей во время ходьбы (см. Лк 10:11; Деян 18:6), символизирует прекращение всякого дальнейшего общения с тем, кто проклят за свои поступки (Мф 10:14; Деян 13:51);
7) наконец, слово "Н." употребляется в эвфемистических выражениях. Так, в Исх 4:25 и Ис 7:20 под "ногами" подразумеваются интимные части тела, а в Ис 6:2, очевидно, - тазобедренная область (ср. с установлениями о поведении перед лицом Бога, Исх 20:26; 3Цар 19:13).
II. ОМОВЕНИЕ НОГ:
1) об омовении Н. в повседневной жизни см. Купание (ср. 1Тим 5:10);
2) ветхозаветные священники, прежде чем войти в скинию, должны были омыть в Умывальнике (см. Умывальник, умывальница 2) Н. и руки (Исх 30:18 и след.), что символизировало очищение от грехов перед каждым богослужением;
3) во время Тайной Вечери Иисус омыл Н. Своим ученикам (Ин 13:3 и след.); этому акту предшествовал спор учеников о том, кто из них выше (Лк 22:24-27). Тем самым Иисус явил зримое свидет-во Своей любви к ученикам и указал на то, что место каждого из Его последователей определяется в служении. В ответ на просьбу Петра умыть "не только ноги ... но и руки и голову", Иисус говорит: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты..." (Ин 13:8-10). Как священники в ВЗ совершали полное омовение тела один раз перед своим посвящением (Исх 29:4; Лев 8:6), а перед ежедневным богослужением в скинии омывали лишь ноги и руки (Исх 40:31), так и христианину, однажды прошедшему через "баню возрождения" (Ин 3:5; Тит 3:5; Евр 10:10), в будущем необходимо лишь очищение от повседневной нечистоты снаружи и от греха изнутри (2Пет 1:9; 1Ин 1:7-10; 3:3-5). Иисус Христос не может иметь общение с человеком, запятнанным грехом, но Он может и хочет его очистить. Это желание выражено в требовании Иисуса к ученикам "умывать ноги друг другу" так же, как Он, "Господь и Учитель, умыл ноги" им (Ин 13:14,15). Требование делать другим то же, что делал Иисус, касается также пастырского служения.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Нога" в других словарях:
НОГА — жен. ножка, ноженька, ножища, один из членов, одна из конечностей животного, на которой оно стоит и ходит: одна из нижних конечностей человека, состоящая из лядвеи (ляжки, стегна, бедра), голени (берца, будыли) и ступни (плюсны, стопы, лапы) с… … Толковый словарь Даля
нога — и, вин. ногу; мн. ноги, дат. ногам; ж. 1. Одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей птиц, некоторых животных. Правая н. Левая н. Задние, передние ноги коровы. Мужские, женские ноги. Загорелые ноги. Красивые, стройные,… … Энциклопедический словарь
нога — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? ноги, чему? ноге, (вижу) что? ногу, чем? ногой, о чём? о ноге; мн. что? ноги, (нет) чего? ног, чему? ногам, (вижу) что? ноги, чем? ногами, о чём? о ногах 1. Ноги человека или животного это… … Толковый словарь Дмитриева
НОГА — НОГА, ноги, вин. ногу, мн. ноги, ногам, жен. 1. Одна из двух нижних конечностей человека. Сидеть нога на ногу. «У меня руки ноги дрожат.» Достоевский. || Одна из конечностей у животного. || перен. Ходьба, беганье (редко). «Волка ноги кормят.»… … Толковый словарь Ушакова
нога — вин. п. ногу, укр. нога, др. русск., ст. слав. нога πούς, γόνυ (Супр.), болг. нога, диал. (Младенов 358), сербохорв. но̀га, вин. но̏гу, словен. noga, чеш., слвц. nоhа, польск. nоgа, в. луж. nоhа, н. луж. nоgа. Родственно (с исходным знач. коготь… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
нога — нога, ноги, ноги, ног, ноге, ногам, ногу, ноги, ногой, ногою, ногами, ноге, ногах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
НОГА — «НОГА», СССР, 12А, 1991, цв., 93 мин. Драма. По мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера. Фильм «Нога» поставлен Никитой Тягуновым по мотивам одноименной новеллы Фолкнера. Это маргинальный рассказ, во первых, для американской литературы, во … Энциклопедия кино
нога — быть на короткой ноге, валяться в ногах, давай бог ноги, живой ногой, жить на большую ногу, жить на широкую ногу, колосс на глиняных ногах, наступить на ногу, не дать наступить себе на ногу, нетвердый на ногах, ни в зуб ногой толкнуть, ни ногой,… … Словарь синонимов
нога — нога, ноги, ногу; мн.ноги, ног, ногам; держать, схватить за ногу (ноги); сидеть нога за (на) ногу; уронить на ногу, надетьна ногу (ноги); переступать с ноги на ногу; встать, поставитьна ноги; подложить что л. под ногу (ноги); смотреть подноги … Русское словесное ударение
нога́ец — ногаец, ногайца; р. мн.ногайцев … Русское словесное ударение
НОГА — НОГА, и, вин. ногу, мн. ноги, ног, ам, жен. 1. Одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного. Правая, левая н. Задние, передние ноги. Сидеть н. на ногу или н. за ногу (положив одну ногу на другую). Идти н. за… … Толковый словарь Ожегова