Крещение

Крещение
I. КРЕЩЕНИЕ ИОАННА
1) К. в НЗ имеет прообразы в ВЗ: очищающие и ритуальные омовения (Лев 14:8; 15:5; 17:16 и проч.; см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение см. Омовение), к-рые в пророч. предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Ис 1:16; 4:4; Иез 36:25; Зах 13:1). Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и совр. ему явления. К ним принадлежит К. прозелитов, предположит. появившееся в I в. по Р.Х. Это К., наряду с см. Обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единств. внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возм., было также известно К. послушников в секте ессеев в Кумране (см. Рукописи Мертвого моря). Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна - "Креститель" указывает на то, что совершаемое им К. расценивалось как нечто совершенно новое;
2) Иоанново К. водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов (Мф 3:6,11; Мк 1:4,5; Лк 3:3,8 и след.) и осознание своей греховности. Эти обстоят-ва, а также указание на К. Св. Духом и огнем (Мф 3:11) как на более высокую ступень К., к-рая станет возможной только с явлением Христа (см. Деян 19:1-7), говорят о том, что Иоанново К. занимает место предварительного К. в священноисторич. последовательности. Деят-стью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.
II. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
1) КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ.
Иисус принял К. в Иордане (см. Мк 1:9 и парал. места), чтобы "исполнить всякую правду". Значение этого К. относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в НЗ К. в древней Церкви не обосновывается этим К. Иисуса и не связывается с Ним. Иисус в этом К. приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус - Его Сын (ст. 11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;
2) КРЕЩЕНИЕ СТРАДАНИЯМИ.
Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать "крещением" (Мк 10:38; Лк 12:50). Именно это имеет в виду Павел, говоря о К. Иисуса как о К. "в смерть" (Рим 6:3 и след.).
III. КРЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ
1) для постижения сущности новозаветного К. основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой К. Духом Святым (см. Мк 3:11 и парал. места), пророчески предсказ. Иоанном, становится тем событием, к-рое учреждает и знаменует собой эту Церковь. Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать К. водой как (Иоанново) К. в покаяние (Ин 3:26; 4:2), но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново - теперь уже "во имя Иисуса Христа" (Деян 2:38; 8:16; 10:48; ср. 1Кор 1:15; 6:11; Гал 3:27) или - исполняя повеление Иисуса о крещении - во имя триединого Бога (Мф 28:19). В отличие от К. Св. Духом, водное К. не является самодостаточным (ср. также 1Кор 12:13), а служит лишь прообразом (см. о подчиненном значении К. водой в Мк 16:16; 1Кор 1:17; Евр 6:1,2; 9:9 и след.; и особенно в 1Ин 5:6 - "не водою только");
2) хотя К. Духом и водой являются взаимосвязанными актами, они могут значительно отстоять одно от другого во времени; яснее всего об этом сказано в Деян 8:16 (ср. также Деян 8:13 и 19 с 10:44 и 48). Кажется странным, что Павел, глубоко раскрывший богословское значение К., находясь в Коринфе, воздерживался от того, чтобы самому совершать водное К. (1Кор 1:17; возм., крестили его спутники). По всей видимости, это свидет-вует о том, что главное значение Павел придавал не какому-либо обряду или таинству, а вере во Христа. Во всяком случае, судя прежде всего по сообщениям Деяний, момент водного К., совершаемого, вероятно, через полное погружение в воду (Мк 1:9; Ин 3:23: "много воды"), мог иметь лишь подчиненное значение. В "обычном случае" вера (=восприятие Духа, чаще всего через рукоположение) и водное К. следовали непосредственно одно за другим (Деян 2:38; 8:12,36-39; 16:31,33; 18:8; ср. Мк 16:16; Гал 3:26 и след.). Но возможен и обратный порядок, а также отстояние во времени одного события от другого. Там, где водное К. предшествует полной, проникнутой Духом вере, оно, по крайней мере, предполагает доверит. обращение ко Христу; если же водное К. следует за принятием Духа, то оно служит исповеданием и знаменованием содеянного Христом и отражением процесса возрождения (Ин 3:5 и след.; Тит 3:5: "баня возрождения и обновления Святым Духом"), а также символизирует смерть и воскресение вместе с Христом (Рим 6:3 и след.; Кол 2:12). Если же рассматривать К. в его полноте, т.е. К. Св. Духом и водой (ср. Ин 3:5), то в нем крещаемый приобщается к смерти Иисуса и Его воскресению. Происходит его очищение и решительное отмежевание от греха (Деян 2:38; 22:16; Рим 6; 1Кор 6:11; Еф 5:26,27; 1Пет 3:21), усыновление Отцом (Гал 3:26 и след.); он становится членом Тела Христова, т.е. Церкви (1Кор 12:13) и, кр. того, получает дары спасения, распределяемые Христом (1Кор 12:4 и след.);
3) в Деян 10:44-48; 16:14,15,32; 18:8 водное К. принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой. Слово "дом" в этих текстах может включать детей, способных к осознанной вере (ср., однако, формулировку в Послании Игнатия Антиохийского Поликарпу (ок. 110-117 гг.): "...всем своим домом вместе с детьми"; здесь дети названы отдельно от "дома", т.е. от "домашних"). Но тексты новозаветного периода нигде не содержат намека на К. младенцев, хотя, исходя из контекста, его нельзя и с полной уверенностью исключить. Тем не менее, признание того, что момент водного К. имел подчин. значение и что в НЗ основной упор сделан на проникнутую Духом веру и начало новой жизни, способно обеспечить ту свободу от всех догматич. и конфессион. предубеждений, к-рая позволяет увидеть самое существенное. При этом особенно важно, что НЗ глубоко чужда идея автоматич. получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср. Мф 28:19, досл.: "сделайте все народы учениками и крестите их");
4)
а) в метафорич. значении слово "К." употребляется в НЗ в отношении перехода израильтян через Чермное море (1Кор 10:2) и потопа (1Пет 3:20,21); б) смысл выражения "креститься для мертвых" (1Кор 15:29) не вполне ясен. Лингвистически возможное истолкование "ради мёртвых", т.е. для их пользы, вместо них, кажется невероятным с т.зр. новозавет. богословия. Но возм., язычник принимал подобное К. с той целью, чтобы при воскресении вновь соединиться с умершими близкими, к-рые были верующими. Следует, однако, учесть, что Павел не признает этого обычая, что бы тот собой ни представлял, а только использует его как пример, чтобы разъяснить коринфянам, насколько абсурдным является отрицание воскресения мертвых.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Крещение" в других словарях:

  • Крещение —  Крещение  ♦ Baptême    Слово «крещение», указывает Вольтер, пришло из греческого языка, в котором означало «погружение».    «Людям, которые всегда руководствуются чувством, – пишет он, – нетрудно было вообразить, будто то, что очищает тело,… …   Философский словарь Спонвиля

  • Крещение — первое из христианских таинств, принимаемое всемихристианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковомсмысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества.Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КРЕЩЕНИЕ — (от греческого baptizo окунаю), одно из главных христианских таинств. Совершение крещения связывается с принятием верующего в лоно церкви. По ее учению, это означает, что человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа… …   Современная энциклопедия

  • КРЕЩЕНИЕ — КРЕЩЕНИЕ, крещения, ср. (церк.). 1. Христианский обряд, совершаемый над младенцами (или взрослыми) для включения их в число членов церкви. 2. (К прописное). Один из главных (двунадесятых) праздников у православных христиан (церк.). В канун… …   Толковый словарь Ушакова

  • крещение — испытание, обряд, крещенье, крестины, таинство, праздник Словарь русских синонимов. крещение сущ., кол во синонимов: 13 • водокреща (4) • …   Словарь синонимов

  • крещение —     КРЕЩЕНИЕ, Богоявление     КРЕЩЕНСКИЙ, богоявленский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • КРЕЩЕНИЕ — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРЕЩЕНИЕ — КРЕЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. крестить, ся. 2. Христианский обряд (таинство) принятия кого н. в число верующих, приобщения к церкви и наречения личного имени. Принять к. 3. (К прописное). Зимний церковный праздник крещения Христа. • Боевое крещение1) о …   Толковый словарь Ожегова

  • Крещение — (этнографич.). Совершение таинства св. Крещениясопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаютсязнакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенногомладенца крестильной кашей или кр. сбитнем смесью соли, перца,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Крещение — Господне один из важнейших моментов в земной жизни И.Христа. Когда настало время для Его выступления на общественнуюдеятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарети явился на берега Иордана, где К. совершал Иоанн Предтеча… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • крещение — – попеременный занос авто то влево, то вправо. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»