- Кесарь
-
I.
Рус. слово "кесарь" восходит через греч. кайсар к родовому имени Цезарь, к-рое принадлежало одной из ветвей рим. рода Юлиев. Прославленным отпрыском этого рода был Гай Юлий Цезарь. Цезарь усыновил своего внучатого племянника, к-рый стал называть себя Гай Юлий Цезарь Октавиан (см. Август). Многие рим. властители, правившие после него, также прибавляли к своему имени, как составную часть, имя Цезарь (Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон), и постепенно оно превратилось в титул императора. В этом значении слово "кесарь" многократно встречается в НЗ. Упоминаются кесари см. Август (Лк 2:1); см. Тиверий (Тиберий, Лк 3:1 - в Синод. пер. - Тиверий), к-рый также подразумевается в Мф 22:17; Мк 12:14; Лк 20:22; Ин 19:12; см. Клавдий (Деян 18:2) и (не названный по имени) см. Нерон (Деян 25:12, 21; 26:32). Однако, кроме упоминания об изданных Августом и Клавдием повелениях (Лк 2:1; Деян 18:2), в НЗ отсутствуют примеры не-посредств. участия императоров в описываемых событиях. Совсем не упоминается имп. Калигула (37-41 гг.), преемник Тиберия и предшественник Клавдия. О нем см. Ирод Антипа и см. Ирод Агриппа I.
II.
Словосочетание "друг кесаря" (Amicus Caesaris) было офиц. почетным титулом, предоставлявшим его носителю большие привилегии; лишение этого титула предполагало немилость для его владельца (Ин 19:12). Выражение "кесарев дом" (Флп 4:22) обозначает (как и вообще понятие см. Дом, строительство дома) не только здание, т.е. дворец императора, но и его семейство, включая рабов и вольноотпущен-ников, многие из к-рых жили за пределами Рима, нередко - в крупных городах в провинциях.
III.
Обращение к императору как к высшей судебной инстанции считалось правом каждого рим. гражданина. Этим обращением отменялось любое другое судебное решение, в том числе и оправдание (Деян 26:32). Под словом "царь" иногда подразумевался император (1Тим 2:2; 1Пет 2:13,17; возм., и Откр 17:20).
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.