Иерусалим


Иерусалим
Иерусалим. Первонач., возм., "основание (Божия) Салима"; в Библии толкуется как "основание мира".
I. НАЗВАНИЕ
Во времена Авраама И. назывался Салимом - "мир" (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом - "святой" (см. Ис 52:1; Мф 4:5).
II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия - "долина сыроделов"). Вост. этой "долины сыроделов" расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. - Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.
Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: "Мое имя будет там" (3Цар 8:29; ср. Пс 67:17; см. Избрание, избранность, избирать (II,2а) см. Ковчег завета см. Давид см. Храм см. Соломон).
В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название - "источник Марии"). От него в город иевусеев был проложен водо-провод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем - по туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название - Бир-Эйюб, "колодец Иова"). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из источника в см. Ефаме (1) - из т.наз. прудов Соломона (см. Еккл 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.
III. ИСТОРИЯ
А. Древнейший И. известен как город иевусеев - Иевус (Суд 19:10), или крепость Сион (2Цар 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд 1:8,21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2Цар 5:9). Царь восстановил гор. стену (2Цар 5:9; 1Пар 11:8; см. Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также см. Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3Цар 11:27 - в Синод. пер. - "починивал повреждения"), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма см. Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (3Цар 3:1; 9:15,24).
Б:
1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена "вторая часть" И. (4Цар 22:14; Соф 1:10 - в Синод. пер. - "другие ворота"), к-рая из-за своей формы получила название "ступа" (Соф 1:11; в Синод. пер. - "нижняя часть города"). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2Пар 26:9; 27:3; 32:5; 33:14), но вплоть до вавил. см. Плена И., вероятно, больше не расширялся;
2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (3Цар 14:25,26), а ок. 843 г. до Р.Х. - филистимлянами и арабами (2Пар 21:16,17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4Цар 12:17,18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот - на четыреста локтей (4Цар 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (4Цар 18-19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном Нехао (Нехо) (2Пар 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан 1:1,2; 4Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (4Цар 25); см. Год (II).
В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И. Номерами 1-4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название "ворота Долины") ко времени Неемии ворота города иевусеев; 5 - Овечьи (Неем 3:1; 12:39; Ин 5:2), или Вениаминовы, ворота (Иер 37:13; 38:7; Зах 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем 3:1; 12:39); 6 - Рыбные ворота (Неем 3:3; 12:39; 2Пар 33:14; Соф 1:10). Вероятно, именно они называются "первыми" в Зах 14:10 и "средними" в Иер 39:3; 7 - Старые (Неем 3:6; 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (4Цар 14:13; Иер 31:38; 2Пар 26:9; Зах 14:10); 8 - Ефремовы ворота (4Цар 14:13; Неем 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Неем 12:38,39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем 3:8, где об этом участке говорится: "И восстановили Иерусалим до стены широкой"). Этому не противоречит и 4Цар 14:13 (ср. 2Пар 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Неем 3:8, 11; 12:38); 9 - ворота Долины (Неем 2:13; 3:13; 2Пар 26:9), к-рые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидетвуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев; 10 - Навозные ворота (Неем 2:13; 3:13,14; 12:31), называемые также "воротами между двумя стенами" (4Цар 25:4) и "воротами Харшиф" ("ворота черепков", Иер 19:2); 11 - ворота Источника (Неем 2:14; 3:15; 12:37), рядом с к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем 2:14), в наст. времени засыпанный землей; 12 - Водяные ворота (Неем 3:26; 8:1,16; 12:37); 13 - Конские ворота (Неем 3:28; 2Пар 23:15; Иер 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом; 14 - внутр. Темничные ворота (Неем 3:31, в Синод. пер. - "ворота Гаммифкад") находились, вероятно, сев.-вост. храма.
Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир 50:1-4; III в. до Р.Х.).
Д:
1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил см. Храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и см. Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);
2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидет-ва своей победы. После второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Синонимы:

Смотреть что такое "Иерусалим" в других словарях:

  • Иерусалим — город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в письменах XV в. до н. э. Урушалим, в VIII в. до н. э. Урсалимму. Первичная форма объясняется как город бога Шалим . Др. евр. Иерушалаим город мира народная… …   Географическая энциклопедия

  • Иерусалим —         (араб. Аль Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо израильской войны 1947 49 разделён на… …   Художественная энциклопедия

  • ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле. 544 тыс. жителей. Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи: национальные Бецалель (художественный), Израиля (искусство и археологические памятники)… …   Современная энциклопедия

  • ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иерусалим — а, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим).Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имён. Иерусалим а, м. Стар. форма имени Ерусалим (см.). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна …   Словарь личных имен

  • иерусалим — Сион, дарохранительница Словарь русских синонимов. иерусалим сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • даром …   Словарь синонимов

  • Иерусалим — столица Государства Израиль. В древности местонахождение Храма и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. 70 г. н.э. Иудейского царства. Крупный религиозный центр, священный город иудеев, христиан и… …   Исторический словарь

  • Иерусалим — (Jerusalem), свящ. город иудеев (иуда изм), христиан (христианство) и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов; захвачен царем Давидом ок. 1000 г. до н.э. Храм Соломона, гл. святилище иудеев, уничтоженный Навуходоносором II в 586 г. до… …   Всемирная история

  • Иерусалим — У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים‎ (Йерушала(й)им) араб. القدس‎‎ (аль К̣удс) …   Википедия

  • ИЕРУСАЛИМ — древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим… …   Энциклопедия Кольера

Книги

  • Иерусалим, Себаг-Монтефиоре Саймон. Иерусалим — один из древнейших городов Земли, центр мироздания, столица двух народов и святыня трех авраамических религий, каждая из которых считает город площадкой, на которой разыграется… Подробнее  Купить за 796 руб
  • Иерусалим, Саймон Себаг-Монтефиоре. Иерусалим - один из древнейших городов Земли, центр мироздания, столица двух народов и святыня трех авраамических религий, каждая из которых считает город площадкой, на которой разыграется… Подробнее  Купить за 608 грн (только Украина)
  • Иерусалим, Арье Лев. Иерусалим - океан истории в сердце пустыни. Весь мир борется за право распоряжаться небесным городом. Вместе с Оранжевым гидом пройдитесь по улочкам старого города, по камням, на которых… Подробнее  Купить за 515 руб
Другие книги по запросу «Иерусалим» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.