- Иерусалим
-
Иерусалим. Первонач., возм., "основание (Божия) Салима"; в Библии толкуется как "основание мира".
I. НАЗВАНИЕ
Во времена Авраама И. назывался Салимом - "мир" (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом - "святой" (см. Ис 52:1; Мф 4:5).
II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ
А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия - "долина сыроделов"). Вост. этой "долины сыроделов" расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. - Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.
Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: "Мое имя будет там" (3Цар 8:29; ср. Пс 67:17; см. Избрание, избранность, избирать (II,2а) см. Ковчег завета см. Давид см. Храм см. Соломон).
В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название - "источник Марии"). От него в город иевусеев был проложен водо-провод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем - по туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название - Бир-Эйюб, "колодец Иова"). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из источника в см. Ефаме (1) - из т.наз. прудов Соломона (см. Еккл 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.
III. ИСТОРИЯ
А. Древнейший И. известен как город иевусеев - Иевус (Суд 19:10), или крепость Сион (2Цар 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд 1:8,21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2Цар 5:9). Царь восстановил гор. стену (2Цар 5:9; 1Пар 11:8; см. Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также см. Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3Цар 11:27 - в Синод. пер. - "починивал повреждения"), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма см. Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (3Цар 3:1; 9:15,24).
Б:
1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена "вторая часть" И. (4Цар 22:14; Соф 1:10 - в Синод. пер. - "другие ворота"), к-рая из-за своей формы получила название "ступа" (Соф 1:11; в Синод. пер. - "нижняя часть города"). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2Пар 26:9; 27:3; 32:5; 33:14), но вплоть до вавил. см. Плена И., вероятно, больше не расширялся;Синонимы:
2) в 925 г. до Р.Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (3Цар 14:25,26), а ок. 843 г. до Р.Х. - филистимлянами и арабами (2Пар 21:16,17). Ок. 800 г. до Р.Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4Цар 12:17,18). В 792 г. до Р.Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот - на четыреста локтей (4Цар 14:13). В 701 г. до Р.Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (4Цар 18-19), а после 648 г. до Р.Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар 33:11). В 609 г. до Р.Х. И. был захвачен фараоном Нехао (Нехо) (2Пар 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р.Х.; Дан 1:1,2; 4Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р.Х. (4Цар 25); см. Год (II).
В. Восстановление города началось после 538 г. до Р.Х. Ко времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р.Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И. Номерами 1-4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название "ворота Долины") ко времени Неемии ворота города иевусеев; 5 - Овечьи (Неем 3:1; 12:39; Ин 5:2), или Вениаминовы, ворота (Иер 37:13; 38:7; Зах 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем 3:1; 12:39); 6 - Рыбные ворота (Неем 3:3; 12:39; 2Пар 33:14; Соф 1:10). Вероятно, именно они называются "первыми" в Зах 14:10 и "средними" в Иер 39:3; 7 - Старые (Неем 3:6; 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (4Цар 14:13; Иер 31:38; 2Пар 26:9; Зах 14:10); 8 - Ефремовы ворота (4Цар 14:13; Неем 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Неем 12:38,39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем 3:8, где об этом участке говорится: "И восстановили Иерусалим до стены широкой"). Этому не противоречит и 4Цар 14:13 (ср. 2Пар 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Неем 3:8, 11; 12:38); 9 - ворота Долины (Неем 2:13; 3:13; 2Пар 26:9), к-рые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидетвуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев; 10 - Навозные ворота (Неем 2:13; 3:13,14; 12:31), называемые также "воротами между двумя стенами" (4Цар 25:4) и "воротами Харшиф" ("ворота черепков", Иер 19:2); 11 - ворота Источника (Неем 2:14; 3:15; 12:37), рядом с к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем 2:14), в наст. времени засыпанный землей; 12 - Водяные ворота (Неем 3:26; 8:1,16; 12:37); 13 - Конские ворота (Неем 3:28; 2Пар 23:15; Иер 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом; 14 - внутр. Темничные ворота (Неем 3:31, в Синод. пер. - "ворота Гаммифкад") находились, вероятно, сев.-вост. храма.
Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р.Х.); в ходе войн, к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир 50:1-4; III в. до Р.Х.).
Д:
1) в 63 г. до Р.Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р.Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р.Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил см. Храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и см. Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);
2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р.Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидет-ва своей победы. После второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р.Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р.Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Иерусалим" в других словарях:
Иерусалим — город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в письменах XV в. до н. э. Урушалим, в VIII в. до н. э. Урсалимму. Первичная форма объясняется как город бога Шалим . Др. евр. Иерушалаим город мира народная… … Географическая энциклопедия
Иерусалим — (араб. Аль Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо израильской войны 1947 49 разделён на… … Художественная энциклопедия
ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле. 544 тыс. жителей. Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи: национальные Бецалель (художественный), Израиля (искусство и археологические памятники)… … Современная энциклопедия
ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ( священный ) центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальный… … Большой Энциклопедический словарь
Иерусалим — а, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим).Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имён. Иерусалим а, м. Стар. форма имени Ерусалим (см.). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна … Словарь личных имен
иерусалим — Сион, дарохранительница Словарь русских синонимов. иерусалим сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • даром … Словарь синонимов
Иерусалим — столица Государства Израиль. В древности местонахождение Храма и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. 70 г. н.э. Иудейского царства. Крупный религиозный центр, священный город иудеев, христиан и… … Исторический словарь
Иерусалим — (Jerusalem), свящ. город иудеев (иуда изм), христиан (христианство) и мусульман. Первоначально место поселения иебуситов; захвачен царем Давидом ок. 1000 г. до н.э. Храм Соломона, гл. святилище иудеев, уничтоженный Навуходоносором II в 586 г. до… … Всемирная история
Иерусалим — У этого термина существуют и другие значения, см. Иерусалим (значения). Запрос «Аль Кудс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Иерусалим ивр. ירושלים (Йерушала(й)им) араб. القدس (аль К̣удс) … Википедия
ИЕРУСАЛИМ — древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим… … Энциклопедия Кольера