- Золотой телец
-
На горе Синай Бог передавал Моисею Свои повеления (Исх 25-31) и две скрижали с заповедями. Поддавшись на уговоры израильтян, брат Моисея, Аарон, изготовил для них идола - З.Т. (Исх 32:1-6). Моисей сжег З.Т., растер пепел, смешал с водой и эту воду дал пить израильтянам (ст. 20). По его повелению левиты учинили в стане израильтян суровый суд (ст. 25-29); позднее Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля (Исх 32:34 и след.; Чис 14:22 и след.). Изготовление З.Т. и поклонение ему считалось великим грехом и безоговорочно осуждалось (ср. Втор 9:8-21; Неем 9:18; Пс 105:19-23). Далее в Библии не говорится о поклонении подобным изображениям - до тех пор, пока Иеровоам, сын Навата, не повелел изготовить двух З.Т. и установить одного в Вефиле, а другого - в Дане (3Цар 12:28 и след.). Этот грех отразился на его потомках, став одной из причин гибели Северного царства (4Цар 17:21-23; см. Иеровоам см. Высота).
Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распростр. и у других семит. народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества к.-л. божества. Аарон, а позднее Иеровоам, стремились с помощью З.Т. выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельяху ("Бык Господень"), нацарапанное на черепках, найденных в Самарии (см. Самария). В различных языч. изображениях фигура быка служит подножием для самого божества; поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать престол для невидимого, не поддающегося изображению Бога Израиля. Вместе с тем, различные формы почитания быка, с к-рыми израильтяне познакомились в Египте, особенно культ быка Аписа, могли повлиять на их представления о божестве, к-рые и привели к изготовлению З.Т.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.