- Как мотивировать ребенка дома на речь.
Ребенок не говорит. Пришли к логопеду и начали заниматься. Все исследования проведены и физиологически ребенок здоров. Через период времени на занятиях начинается прогресс, но дома родители его не видят, тк ребенок продолжает все так же не говорить, а показывать жестом или говорить междометиями вместо слов. Что происходит? Почему дома ребенок не хочет говорить?
Ответ прост. Если у ребенка нет никаких органических нарушений, то ему просто не хватает вашей мотивации. Он не понимает зачем ему говорить дома, если его всегда понимали и без слов. И даже, если вы начали заниматься с логопедом, дома ему все так же нужна ваша мотивация. Тогда почему в кабинете логопеда ребенок говорит? Потому что в кабинете логопед спб созданы все условия для запуска речи ребенка, основываясь на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Разберем сейчас все по пунктам.
1. «Скажи: киса!»
Как правило дети, которые не говорят, замучены родительским «скажи», и никогда в жизни не скажут специально, особенно, если их просят. Логопед скажет: «Это кто? Это волк?». Если ребенок знает животных, он скажет: «Киса». Если ребенок говорит просто : «нет», то логопед задает вопрос: «а кто это? Я забыла, помоги мне!» Скорее всего ребенок скажет, что это киса, если это слово легкое для него в употреблении.Поэтому никогда не говорите: « скажи то, скажи это!» Старайтесь формулировать по-другому, чтоб была провокация с вашей стороны.
2. Не угадывайте мысли ребенка. Ребенок на что-то показывает пальцем, а мама уже уже вперед него говорит: «машинка это, да, сынок?» И так все время. В какой-то момент, ребенок перестает пытаться говорить.
3. Разговаривайте со своим ребенком, но не как радио (простите за сравнение), а старайтесь вести диалог, где ребенок участник. Когда читаете, прервитесь на самом интересном месте и спросите, а что случится дальше по его мнению. Не спешите отвечать за него, имейте терпение, детям нужно больше времени, чтоб ответить на вопрос, чем взрослым. Ждите ответа, а когда ответит, то спрашивайте еще, чтоб ребенок говорил и говорил.
4. Вечером обсуждайте с ребенком, как прошел день, но обязательно наблюдая за его реакцией, он должен быть «с вами здесь и сейчас». Он должен не только вас слушать, но и слышать, реагировать.
5. Описывайте предметы и все вокруг. Говорите: «смотри какой листик у меня красивый! а у тебя какой?»
- У меня красный!а у тебя?
- У меня большой! А у тебя? И т.д.6. Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало.
7. Если ребенок сказал 1 слово, и вы рады, то похвалите его, но не застревайте на этом: не приставайте к нему, чтоб он сказал это слово на приеме у логопеда, невролога или родственникам. Относитесь к этому как к должному, не ставьте психологические барьеры. Сказал новое слово-молодец! Двигаемся дальше!
8. Помнить, что ребенок запоминает то, что для его важно и интересно: обогащайте окружающую среду важным и интересным.
9.Если ребенок играет самостоятельно: следите за его игрой. Воспроизводит ли он действие за действием и молча играет? Если молча, предложите поиграть вместе, пусть он ведет игру: пытается рассказать, что сейчас, а что будет потом и тд.
10. вовлекайте ребенка в бытовой процесс: в магазин возьмите сумку для себя и для ребенка, и обсудите заранее, что будет мама покупать, а что ребенок. Пусть назовет продукты, которые он хочет купить. Можно с вашей помощью.
11. Важно помнить, что ни один детский сад не заменит вас и не разовьет у ребенка речь. Сад помогает вашему ребенку социализироваться, а не речь развивать.
12. Исправляйте ошибки ребенка в речи. НЕ смейтесь над ним. Иначе, он может воспринять, как обиду, а может наоборот, подумать, что «маме так смешно и я буду так всегда говорить».
13. Используйте наглядный материал: детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Выделяйте полчаса в день на работу с наглядностью (картинки).
14. НЕ забывайте , что ваша речь образец для речи ребенка.
15. Тренируйте его артикулляционный аппарат 6игарйте в «лошадку», дуйте на предметы, мыльные пузыри и т.д.
16. Пробуйте говорить разными интонациями: дети это очень любят и включаются в игру- то громко, то тихо, то жалобно.
17. Говорите с ребенком медленнно. Слишком высокий темп речи, приводит к тому, что ребенок не будет успевать контролировать органы артикуляции.
18 Слишком сложный речевой материал: не нужно заставлять ребенка, который только начал говорить, рассказывать стихи или скороговорки.
Автор - логопед Елена Мельникова. Разноцветные Цыплята
Современная энциклопедия. 2000.