ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ (ГПТ)


ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ (ГПТ)
система трансп. и инж. коммуникаций, подвижного состава, зданий и сооружений, обеспечивающая массовые внутригородские пасс. перевозки. Включает автобус, электро-транспорт (трамвай, троллейбус), метрополитен, такси (в т.ч. маршрутное). Набор видов ГПТ и уровень их развития определяется терр. параметрами и числ. нас. г.
Екат. обېАԐАՑ развитой системой ГПТ. Ее составляют: трамвай (с 1929), троллейбус (с 1943), автобус (с 1924), индивидуальное (с 1935) и маршрутное такси, метрополитен (с 1990).
Наиб. высокими темпами ГПТ развивался в 1950-1970-е. В 1975 Екат. имел 26 трамвайных, девять троллейбусных и 39 автобусных маршрутов, на к-рых перевезено 444,2 млн пассажиров (по видам ГПТ - 204,2; 84,5 и 155,5 млн соответственно). За посл. годы объем перевозок возрос в 1,5 раза (в 2001 -657.5 млн чел.).
В 2001 в г. действовали 28 трамвайных, 18 троллейбусных и 52 автобусных маршрутов, шесть ст. метрополитена. Структура перевозок по видам транспорта, автобус - 41,4; трамвай - 33,3; троллейбус - 21,0; метрополитен - 43. Протяженность гор. автобусных маршрутов - 697,5 км (во внутригородском сообщении), троллейбусных линий - 77 км., трамвайных путей - 78,9, путей метрополитена - 7,45 км . Перевозки обеспечивали 631 автобус, 261 троллейбус, 465 трамвайных вагонов, 54 вагонов метрополитена. Работали 445 легковых таксомоторов.
ГПТ убыточен. На дотации предприятиям ГПТ в 2000 было выделено ок. 6 от объема всего консолидированного бюджета Екат., что составило более 253 млн. руб.
В 1996 Междунар. банк реконструкции и развития предоставил 14 крупнейшим г. России, в т.ч. Екат., кредит для решения трансп. проблемы. На эти средства в 1997 приобретены 280 автобусов, проведен ремонт 20 автобусов и 26 трамваев.
В кон. 1990-х интенсивно развивалась сеть маршрутных такси (МТ). В 2000 работало 14 круглогодичных маршрутов МТ. Количество перевезенных пассажиров составило в 2000 4419 тыс. чел., что в 2 раза больше, чем в 1999. Перспективное направление ГПТ- развитие метрополитена. Также предполагается ускоренное развитие троллейбусных линий и открытие автобусных маршрутов. Роль трамвая постепенно будет снижаться.
Лит.: Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000. Свердловск, 1982; Народное хозяйство Свердловской области: Статистический сборник Свердловск, 1962; Очерки истории Свердловска (1723-1973). Свердловск, 1973; Панов П. Свердловск. Изд. 2-е. Свердловск, 1966; Свердловск: Путеводитель-справочник. Свердловск, 1975.
Е.Г. Анимица, Р.К. Сабитов

Энциклопедия Екатеринбурга. . 2010.

Смотреть что такое "ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ (ГПТ)" в других словарях:

  • ГПТ — генератор постоянного тока ГПТ грабли поперечные тракторные ГПТ Гватемальская партия труда Гватемала, полит. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ГП …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ГПТ — ГПТ: Гарант Парк Телеком Гватемальская партия труда Генератор постоянного тока Глутаматпируваттрансаминаза Городской пассажирский транспорт Грабли поперечные тракторные Гусеничный плавающий транспортёр …   Википедия

  • Белгородский троллейбус — Белгородский троллейбус …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.