- ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
- ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
-
(consumer behaviour) Избранный потребителями способ расходования своих доходов. Согласно одной из теорий потребительского поведения, для них характерны индивидуальные функции полезности (utility functions), показывающие степени удовлетворения, получаемого ими от каждого из возможных наборов товаров и услуг. Потребители предпочитают расходоватьсредства таким образом, чтобы максимизировать свои функции полезности в пределах ограничений, накладываемых величиной их доходов и ценами, с которыми они сталкиваются. Данная теория исходит из предположения о том, что вкусы потребителей определенны, независимы и известны, доступ к информации свободный, а сама информация является полной и достоверной. Критики такой позиции акцентируют внимание на том, что набор доступных товаров и услуг постоянно меняется, поэтому информация о доступных наборах неполная, дорогостоящая и ненадежная; кроме того, сами вкусы потребителей меняются с возрастом и в зависимости от семейного положения. Следует также указать, что значительная часть потребителей являются членами семей, состоящих из нескольких человек и, следовательно, расходуя средства, они стараются удовлетворять не только свои личные потребности. Таким образом, потребители действуют отчасти на основе удовлетворения потребностей (satisficing), т. е., повторения удовлетворяющих их покупок, до тех пор, пока не происходит каких-либо изменений, а отчасти на основе метода проб и ошибок, т. е., выяснения собственных реакций на продукты, которых они ранее не покупали. Такое объяснение поведения потребителей оставляет гораздо более широкий простор для рекламы (advertising) как средства влияния на покупателей, нежели точка зрения, в соответствии с которой потребители максимизируют фиксированную функцию полезности в пределах известных ограничений.
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
Экономический словарь. 2000.