МОРРИС

МОРРИС
МОРРИС (Morris) Чарльз (1901-1979) - американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925). Основные сочинения: «Шесть теорий разума» (1932), «Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм. Сборник статей» (1937), «Основы теории знаков» (1938), «Пути жизни» (1942), «Знаки, язык и поведение» (1946), «Открытое Я» (1948), «Разнообразие человеческих ценностей» (1958), «Обозначение и смысл. Изучение отношений знаков и ценностей» (1964) и др. М. утверждал, что разнообразные знаковые системы выступают существенно значимыми основаниями любых цивилизаций людей. Вне контекста реконструкции той роли, которую исполняют совокупности знаков в общественной жизни, по М., немыслимо какое-либо адекватное постижение сути человеческого разума как такового. Традиционные, по классификации М., подходы к трактовке разума - теории: разума как субстанции (Платон, Аристотель, Декарт и др.); разума как процесса (Гегель, Брэдли и др.); разума как отношения (Юм, Мах, Рассел и др.); разума как прагматической функции (Шопенгауэр, Ницше, большинство представителей школы прагматизма и др.); разума как интенционального акта (Брентано, Мур, Гуссерль и др.) - М. предлагал дополнить знаковой концепцией. Исходя из предположения о том, что унификация результатов одной из ипостасей человеческого мышления - научного знания - осуществляется в границах процесса, именуемого М. «семи-озисом», предложил принципиально нетрадиционное истолкование реального содержания и эвристического потенциала семиотики как специфической научной дисциплины. В проблемное поле семиотики М. предложил включить: те предметы и явления (посредники), которые функционируют как знаки, или «знаковые проводники»; те предметы и явления, к которым знаки относятся, или «десигнаты»; воздействие, оказываемое знаком на истолкователя (интерпретатора), вследствие которого обозначаемая вещь становится неотъемлемо сопряженной с этим знаком (суть самим этим знаком) для последнего; самого интерпретатора (истолкователя) как такового. В абстрактной форме М. определил это взаимодействие следующим образом: «знаковый проводник» есть для толкуемого истолкователем «определенный Знак» в той мере и степени, в какой толкуемое истолкователем обозначает (интерпретирует, осознает) десигнат вследствие присутствия знакового проводника. Семиозис предстает у М. процедурой «осознания-посредством-чего-то». Исследуя в каждом отдельном случае диадические репертуары взаимозависимости и взаимодействия трех элементов триады (»знаковый проводник», «десигнат» и «толкователь»), семиотика выступает, таким образом, в трех своих ракурсах: как синтаксис (изучающий отношения знаков между собой); как семантика (изучающая отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями); как прагматика (изучающая отношения знаков и их интерпретаторов). По М., интерпретатор знака - это определенный организм, интерпретируемое им - одеяния того органического существа, которые (при помощи знаковых проводников) исполняют роль отсутствующих предметов в тех проблематических ситуациях, в которых эти предметы якобы присутствуют. Указанный «организм» таким путем обретает способность постигать интересующие его характеристики отсутствующих предметов и явлений, а также ненаблюдаемые параметры наличных объектов. В целостном семиотическом «развороте» язык, согласно концепции М., предстает интерсубъективной коллекцией знаковых проводников, использование которых обусловлено сопряженным набором фиксированных процедур синтаксиса, семантики и прагматики. В духе современной ему интеллектуальной моды М. предложил содержательную интерпретацию категории «знак» в стилистике объяснительной парадигмы дисциплин, изучающих поведение людей: «Если некоторое А направляет поведение к определенной цели посредством способа, схожего с тем, как это делает некоторое В, как если бы В было наблюдаемым, тогда А - это знак». Обнаружив пять главных видов знаков (знаки-идентификаторы - вопрос «где», знаки-десигна-торы - вопрос «что такое», прескриптивные знаки - вопрос «как», оценочные знаки - вопрос «почему», знаки систематизации - формирующие отношения толкователя с иными знаками), М. сформулировал подходы к пониманию категории «дискурс», а также посредством комбинирования разнообразных способов использования и обозначения самих знаков выявил 16 типов дискурса (научный, мифический, технологический, логико-математический, фантастический, поэтический, политический, теоретический, легальный, моральный, религиозный, грамматический, космологический, критический, пропагандистский, метафизический), объемлющих в своей совокупности проблемное поле семиотики в целом как научной дисциплины, изучающей язык. Установки семиотики, по убеждению М., не метафизичны и релятивны, они формируют упорядоченное пространство в безграничной совокупности конкретных дискурсивных форм. Постижение культурного потенциала в модусе универсалий культуры осуществимо, с точки зрения М., для личности тем успешнее, чем в большей степени данная личность ориентирована на реконструкцию именно знакового ресурса культуры, именно знаковых феноменов в парадигме семиотических подходов. Только обладая внутренней готовностью к адекватному истолкованию обрушиваемых обществом на человека массивов знаково организованной информации, только располагая иммунитетом против знаков, ориентированных на манипулирование людьми, личность, по мнению М., может претендовать на сколько-нибудь эффективное сохранение собственного автономного «я».

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МОРРИС" в других словарях:

  • Моррис — Вильям (William Morris, 1834 1896) английский писатель. Р. в семье богатого буржуа, получил высшее образование в Марльборо и Оксфорде. Рано примкнул к группе «прерафаэлитов» (см.). Основал фабрику, изготовлявшую по рисункам выдающихся художников… …   Литературная энциклопедия

  • Моррис Р. — Моррис, Роберт Тэппэн Роберт Тэппэн Моррис (1965)  адъюнкт профессор Массачусетского технологического института. Более известен как создатель первого сетевого червя, парализовавшего 2 ноября 1988 работу шести тысяч компьютеров в США. Червь… …   Википедия

  • Моррис Р. Т. — Моррис, Роберт Тэппэн Роберт Тэппэн Моррис (1965)  адъюнкт профессор Массачусетского технологического института. Более известен как создатель первого сетевого червя, парализовавшего 2 ноября 1988 работу шести тысяч компьютеров в США. Червь… …   Википедия

  • МОРРИС — (Morris) Уильям (1834 1896), английский художник, писатель, теоретик искусства. В искусстве видел средство преобразования современной действительности. Литературное творчество отмечено романтической стилизацией (поэма Земной рай , 1868 70); идеи… …   Современная энциклопедия

  • Моррис — (Вильям Morris, 1834 96) знаменитый английский поэт,художник и общественный деятель; учился в Оксфорде, где был товарищемживописца Берне Джонса и нескольких других юношей, увлекавшихсяэстетическими идеалами. Под влиянием религиозных… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Моррис В. — Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 …   Википедия

  • Моррис — Содержание 1 Люди 2 Места 3 Киноискусство 4 См. также Люди …   Википедия

  • Моррис М. — Маргарет Моррис (англ. Margaret Morris; 1891, Лондон 29 февраля 1980, Глазго) английская балетная танцовщица, хореограф и педагог, одна из родоначальниц свободного танца в Великобритании. Раннее детство провела во Франции. Начала придумывать… …   Википедия

  • Моррис — I Моррис (Morris)         Лесли (10.10.1904, Уэстон сьюпер Мэр, Великобритания, 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15 летнем возрасте впервые участвовал в забастовке… …   Большая советская энциклопедия

  • Моррис Ч. — Чарльз Уильям Моррис (англ. Charles W. Morris) (1901 1979)  американский философ, один из основателей семиотики. Ввел термин прагматика. Философия Морриса Семиотика (наука о знаках) рассматривается Моррисом как метанаука и инструмент наук.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»