Моррис

Моррис
Моррис

       
МОРРИС Вильям (William Morris, 1834—1896) — английский писатель. Р. в семье богатого буржуа, получил высшее образование в Марльборо и Оксфорде. Рано примкнул к группе «прерафаэлитов» (см.). Основал фабрику, изготовлявшую по рисункам выдающихся художников предметы домашней обстановки, и типографию, выпускавшую художественно оформленную книгу. В 80-х гг. Моррис занялся общественно-политической деятельностью.
       В период господства буржуазии М. выступает характерным представителем мелкобуржуазного социализма; давая резкую и меткую критику капиталистического строя, социализм этот оказывался реакционным в своей положительной программе, призывая не вперед, а назад: к примитивным ремесленным формам труда и патриархальным отношениям («Коммунистический манифест»). Типичный идеолог мелкой буржуазии, ущемленной капитализмом, М. считал машину главной причиной всех зол капиталистического мира вообще и «штампованной пошлости» в искусстве в частности.
       Утопия М. «Вести ниоткуда» рисует идеальное общество будущего, из к-рого изгнаны машины, где везде господствует ручной труд, каждый ремесленник — художник, господствует равенство мелкого производителя, а основной общественной формой являются небольшие общины. Жизнь спокойна, богата, красива. Разностороннее развитие человека, по М., основано на технике ремесла. Его утопия — образец мелкобуржуазного социализма, для к-рого мелкое производство — база совершенного общества.
       В своем архаичном по форме произведении «Видение о Джоне Болле» М. изображает борьбу ранней мелкобуржуазной культуры с феодализмом, в частности — восстание крестьян против феодалов. Классовые идеалы и борьба буржуазии с феодализмом в XIV—XV вв. для него более или менее ясны, и он не случайно взялся за ее изображение; классовая же борьба в условиях современного М. капитализма не была достаточно понятна этому мелкобуржуазному утописту. Искренно ратуя за пролетариат, революционная борьба к-рого (чартистское движение, Парижская коммуна) не могла не найти отзвука в творчестве М., он защищал его с мелкобуржуазной точки зрения, не видя в нем основной силы, отрицающей капитализм до конца.
       К политической борьбе и к отрицанию капитализма М. пришел через свои эстетические искания, отличающиеся той же социальной направленностью. Поставив задачей «эстетизацию жизни» во всех ее деталях, выдвинув лозунг «искусство для жизни», но убедившись, что, пока существуют эксплоататоры и эксплоатируемые, не может быть «красивой жизни», Моррис из относительно аполитичного художника превратился в агитатора и пропагандиста. Однако он остался типичным мелкобуржуазным бунтарем-одиночкой.
       В своем эстетизме М. был чрезвычайно последователен. Все его художественные произведения — как поэтическое творчество, так и живопись, начиная от картины, росписи стен и кончая отделкой ткани и оформлением книги, — с точки зрения его теории представляют собой единство. Декоративность его поэм гармонирует с его декоративной живописью, художественное оформление книги строго согласуется с ее содержанием. Художественная продукция М. обычно выдержана в стиле эпохи ранней буржуазной культуры, когда ремесло было тесно связано с искусством. Придавая огромное значение искусству, он видел в нем лишь средство «украшения жизни», игнорируя его роль в классовой борьбе как одного из орудий этой борьбы.
       Идеологическая сторона искусства была вне поля его зрения. Критикуя капиталистическую культуру, Моррис своим эстетизмом отдал однако дань буржуазной эстетике второй половины XIX в. вообще и викторианской эпохи — в частности.

Библиография:

I. Вести ниоткуда, или эпоха счастья, перев. А. П., изд. «Дело», СПБ, 1906; То же, Утопия, П., 1918; То же, Харьков, 1923; The Defence of Guenovere; Jason; Tne Early Paradise; The Praem of John Ball; News from Nowhere и др. Наиболее полное собр. сочин. издано его дочерью в 24 тт., 1910—1915.
       

II. Венгерова З., В. Моррис, «Литературные характеристики», кн. I, СПБ, 1897; Деген Евг., Всенародное искусство, «Мир божий», 1904, III—IV; Ольминский М. С., Утопия («Вести ниоткуда», Утопия В. Морриса), «Волна», 1906, № 2, 27 апр. (перепеч. в сб. его «По вопросам литературы», Л., 1926); Фриче В. М., Социал-демократия и искусство, «Правда», 1906, IV; Русанов Н., Красота на служение человечеству, в сб. его ст. ст. «Социалисты Запада и России», СПБ, 1909; Аничков Е., В. Моррис и его утопический роман, в книге «Предтечи и современники», СПБ, 1910; Фриче В. М., Очерки развития западно-европейских литератур, М., 1931; Vallance A., Morris W., 1897; Day L. F., The art of Morris, 1899; Brooke S. A., A study of Clough, Morris, 1908; Guyot E., L’idee socialiste chez W. Morris, 1909; Glasier J. B., W. Morris and early Days of the Socialist movement, L., 1921; Evans B., William Morris and his Poetry, L., 1925.
       

III. Forman H. B., The books of Morris, 1897.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Моррис" в других словарях:

  • Моррис Р. — Моррис, Роберт Тэппэн Роберт Тэппэн Моррис (1965)  адъюнкт профессор Массачусетского технологического института. Более известен как создатель первого сетевого червя, парализовавшего 2 ноября 1988 работу шести тысяч компьютеров в США. Червь… …   Википедия

  • Моррис Р. Т. — Моррис, Роберт Тэппэн Роберт Тэппэн Моррис (1965)  адъюнкт профессор Массачусетского технологического института. Более известен как создатель первого сетевого червя, парализовавшего 2 ноября 1988 работу шести тысяч компьютеров в США. Червь… …   Википедия

  • МОРРИС — (Morris) Уильям (1834 1896), английский художник, писатель, теоретик искусства. В искусстве видел средство преобразования современной действительности. Литературное творчество отмечено романтической стилизацией (поэма Земной рай , 1868 70); идеи… …   Современная энциклопедия

  • МОРРИС — (Morris) Чарльз (1901 1979) американский философ. Доктор философии (Чикагский университет, 1925). Основные сочинения: «Шесть теорий разума» (1932), «Логический позитивизм, прагматизм и научный эмпиризм. Сборник статей» (1937), «Основы теории… …   Новейший философский словарь

  • Моррис — (Вильям Morris, 1834 96) знаменитый английский поэт,художник и общественный деятель; учился в Оксфорде, где был товарищемживописца Берне Джонса и нескольких других юношей, увлекавшихсяэстетическими идеалами. Под влиянием религиозных… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Моррис В. — Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 …   Википедия

  • Моррис — Содержание 1 Люди 2 Места 3 Киноискусство 4 См. также Люди …   Википедия

  • Моррис М. — Маргарет Моррис (англ. Margaret Morris; 1891, Лондон 29 февраля 1980, Глазго) английская балетная танцовщица, хореограф и педагог, одна из родоначальниц свободного танца в Великобритании. Раннее детство провела во Франции. Начала придумывать… …   Википедия

  • Моррис — I Моррис (Morris)         Лесли (10.10.1904, Уэстон сьюпер Мэр, Великобритания, 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15 летнем возрасте впервые участвовал в забастовке… …   Большая советская энциклопедия

  • Моррис Ч. — Чарльз Уильям Моррис (англ. Charles W. Morris) (1901 1979)  американский философ, один из основателей семиотики. Ввел термин прагматика. Философия Морриса Семиотика (наука о знаках) рассматривается Моррисом как метанаука и инструмент наук.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»