ВЕБЕРН Антон фон


ВЕБЕРН Антон фон
( 3 XII 1883, Вена - 15 IX 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга)

Положение в мире становится все более ужасным, особенно в области искусства. А наша задача становится все более огромной.

А. Веберн

Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, начаткам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. В 1902- 06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете, где проходит гармонию у Г. Греденера, контрапункту К. Навратила. За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии. Уже первые сочинения - песий и идиллия для оркестра "В летнем ветре" (1901-04) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у А. Шёнберга. В статье "Учитель" он ставит эпиграфом слова Шёнберга: "Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять". В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.

Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики. Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - "музыку сфер, идущую из самых глубин души", как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др. В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.

В 1922-34 гг. Веберн - дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шёнберга, а также хоры Г. Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.

Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды - К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович. Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата "Свет глаз", единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.

В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему "Путь к новой музыке". Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.

Приход Гитлера к власти и "аншлюс" Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как "дегенеративной" и "культур-большевистской" веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской "Kulturpolitik". В последних сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. ионе Веберн призывал "колокол сердец" - любовь: "да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее" (3 ч. Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства. Трагична и смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.

Центр мировоззрения Веберна - идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию: "Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры"! - восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.

Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы - картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гёте о развитии природных форм. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому "прекрасное есть символ прекрасно-доброго". В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы. Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: "Рондо (Дахштайн), снег и лед, кристально чистый воздух", вторая побочная тема - "цветы высокогорья", далее - "дети на льду и на снегу, свет, небо", в коде - "взгляд в высокогорье". Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих "разливов" и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более - показ будничных сторон действительности.

В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. П. Булез сказал даже, что Веберн - "единственное преддверие музыки будущего". Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ВЕБЕРН Антон фон" в других словарях:

  • Веберн Антон фон — (Webern) (1883 1945), австрийский композитор, дирижёр. Представитель новой венской школы. Музыкально эстетические взгляды сложились под влиянием натурфилософии И. В. Гёте и христианской этики. Предельный лаконизм выразительных средств вызывает… …   Энциклопедический словарь

  • ВЕБЕРН Антон фон — (Webern, Anton von) (1883 1945), австрийский композитор. Родился в Вене 3 декабря 1883. Учился у Г. Адлера в Венском университете, в 1906 получил степень доктора философии за работу о нидерландском композиторе Х.Изаке (15 в.). Веберн дирижировал… …   Энциклопедия Кольера

  • Веберн, Антон — Антон Веберн Антон Веберн Штеттин, октябрь 1912 Основная информация Имя при рождении …   Википедия

  • Веберн Антон — Антон Веберн, Щецин, октябрь 1912 Антон Веберн, также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern, 3 декабря, 1883, Вена 15 сентября, 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга, Австрия) австрийский композитор, дирижёр, представитель «Новой… …   Википедия

  • Веберн — Веберн, Антон Антон Веберн, Штеттин, октябрь 1912 Антон Веберн, также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern, род. 3 декабря 1883 года в Вене, умер …   Википедия

  • Веберн А. — Антон Веберн, Щецин, октябрь 1912 Антон Веберн, также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern, 3 декабря, 1883, Вена 15 сентября, 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга, Австрия) австрийский композитор, дирижёр, представитель «Новой… …   Википедия

  • ВЕБЕРН (Webern) Антон — фон (1883 1945) австрийский композитор, дирижер. Представитель новой венской школы. Музыкально эстетические взгляды сложились под влиянием натурфилософии И. В. Гете и христианской этики. Предельный лаконизм выразительных средств вызывает ощущение …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВЕБЕРН — (Webern) Антон фон (1883 1945), австрийский композитор, дирижер. Представитель новой венской школы. В музыкальных сочинениях развивал серийную технику, в том числе додекафонию. Предельный лаконизм выразительных средств, возвышенность,… …   Современная энциклопедия

  • Веберн А. — ВÉБЕРН (Webern) Антон фон (1883–1945), австр. композитор, дирижёр. Ученик А. Шёнберга. Предст. т. н. новой венской школы. Муз. эстетич. взгляды сложились под влиянием натурфилософии И. В. Гёте и христ. этики. Предельный лаконизм выразит.… …   Биографический словарь

  • Малер Густав — (Mahler) (1860 1911), австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. С 1880 дирижёр различных оперных театров Австро Венгрии, в 1897 1907 дирижер Венской придворной оперы. С 1907 в США, дирижёр театра «Метрополитен опера», с 1909 также… …   Энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.