- ТЕМА
-
Что означает это слово, без сомнения, знают все. Каждый день в школе вы слышите: «Тема сегодняшнего урока...», «К следующему разу повторите темы...», «Тема сочинения, которое вы будете писать...» А в музыке термин «тема» приобретает иное значение. Там вы можете услышать: «Тема вражды...», «Главная тема первой части...», «Основная тема финала...», «Тема Снегурочки...». Какой же смысл вкладывается в этот музыкальный термин? Тема в музыке -- это как бы герой музыкального произведения, его действующее лицо. С точки зрения музыкальной «технологии» это построение, способное явиться основанием для разработки. Поэтому композиторы стремятся сочинять темы, яркие по характеру, выразительные, запоминающиеся. Есть такие формы музыкальных произведений, в которых используется всего одна тема. Так бывает, например, в фуге (если это обычная, а не двойная или тройная фуга -- в тех, соответственно, две и три темы), в вариациях. Чаще их несколько. Например, в первой части сонаты или симфонии есть главная и побочная партии, в каждой из которой действует самостоятельная тема, а иногда и не одна (об этом можно прочесть в рассказе о сонате). В следующих частях симфонии тоже по нескольку тем -- по две или три, а в финале может быть гораздо больше. Темы могут быть протяженными, развернутыми, могут быть и краткими, лаконичными. Но во всяком случае тема должна быть относительно законченным построением. Иногда понятие темы совпадает с понятием лейтмотива. Именно в этом смысле говорится обычно: «Тема любви...», «Тема борьбы за счастье», «Тема кольца нибелунга» (о лейтмотивах вы, наверное, уже читали на предшествующих страницах).
Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.