ТЕМА

ТЕМА

«ТЕМА», СССР, Мосфильм, 1979, цв., 99 мин.
Психологическая драма.
«Тема», заявленная в предыдущей картине режиссера Глеба Панфилова «Прошу слова», нашла в этом фильме непосредственное продолжение. Панфилов подвергает глубокому исследованию советское общество. Его занимает проблема Власти, ключевая для всякого социума. Однако для Советского Союза, где легитимность официальной власти всегда подвергалась негласному сомнению, эта проблема являлась ключевой. Панфилов — единственный из отечественных режиссеров — занимается ею сознательно и целенаправленно. Все его творчество посвящено исключительно этому.
Картина «Прошу слова» исследовала феномен государственной власти и соотносимого с ней «простого советского человека». «Тема» рассматривает власть духовную. В центре — несколько дней из жизни процветающего столичного драматурга Кима Есенина. Первоначально эта роль предназначалась Алексею Баталову, идеальному герою-шестидесятнику. Баталов должен был привнести в фильм семейный альбом, где он, юный и красивый, запечатлен рядом с корифеями МХАТа, с Анной Ахматовой и т. п. «Здесь открывались поразительные возможности!» — скорбит Панфилов десятилетие спустя. Отказ Баталова, не пожелавшего разрушать имидж положительного героя, обескровил грандиозный замысел. Таким образом не состоялся один из самых мощных и концептуальных проектов в истории отечественного, а, пожалуй, и мирового кино!
Михаил Ульянов, заменивший Баталова в последний момент, привнес громадную внутреннюю силу, однако, не сумел органично вписаться в гениально выстроенный контекст сценария. История получилась одномерной, временами — сатирической. Что, безусловно, противопоказано панфиловской органике и беспримерному социальному чутью.
Итак, Ким Есенин, изолгавшийся приспособленец, приезжает в провинциальный город Суздаль — набраться творческих сил, покутить с молоденькой подружкой и старым товарищем. Здесь Ким встречает филолога Александру (Инна Чурикова), становится нечаянным свидетелем ее непростых отношений с непризнанным на родине писателем-диссидентом, отъезжающим в Израиль (Станислав Любшин).
Есенин будто бы стыдится своего приспособленчества и уезжает в Москву, нервный и озадаченный. По другой сценарной версии он вешался в шкафу, по третьей — уезжал с подружкой в Крым и покупал «Мерседес».
«Тему» следует считать едва ли не самым грандиозным провалом в истории советского кино, если соизмерять конечный продукт с высотой и глубиной первоначального замысла. Ничего не получилось, все разваливается на кусочки. Изобразительный изыск Панфилова, исповедующего продолжительные средние и общие планы, пропадает и воспринимается как необусловленный маньеризм. Но на вершинах духа — законы другого порядка, и счет предъявляется иной. Посему и на этот раз можно считать Глеба Панфилова победителем.
В фильме использованы стихи и дневниковые записи крестьянского поэта А. Е. Балденкова из села Палех.
В ролях: Михаил Ульянов (см. УЛЬЯНОВ Михаил Александрович), Инна Чурикова (см. ЧУРИКОВА Инна Михайловна), Станислав Любшин (см. ЛЮБШИН Станислав Андреевич), Евгений Весник (см. ВЕСНИК Евгений Яковлевич), Евгения Нечаева, Наталья Селезнева (см. СЕЛЕЗНЕВА Наталья Игоревна), Сергей Никоненко (см. НИКОНЕНКО Сергей Петрович), В. Асессорова, Галина Ильина, К. Лазарев, Н. Матвеева, З. Петрова, П. Рощина, С. Титов, Д. Ухина, В. Федулов.
Режиссер: Глеб Панфилов (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич).
Авторы сценария: Глеб Панфилов (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич), Александр Червинский (см. ЧЕРВИНСКИЙ Александр).
Оператор: Леонид Калашников (см. КАЛАШНИКОВ Леонид Иванович).
Художник-постановщик: Марксэн Гаухман-Свердлов (см. ГАУХМАН-СВЕРДЛОВ Марксэн Яковлевич).
Композитор: Вадим Биберган (см. БИБЕРГАН Вадим).
Текст песен: Анатолий Панфилов.
Исполнение песен: Анатолий Панфилов.
Звукорежиссеры: Евгения Индлина (см. ИНДЛИНА Евгения), Евгений Базанов (см. БАЗАНОВ Евгений Николаевич).
Монтаж: Полина Скачкова.
«Золотой медведь», приз ФИПРЕССИ, приз СИДАЛК МКФ в Западном Берлине-87.

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ТЕМА" в других словарях:

  • тема — ы, ж. thème, нем. Thema <гр. thema установленное; положение. 1. Круг жизненных явлений, событий, составляющих содержание произведения литературы, живописи и т. п. или лежащих в основе научного исследования, доклада и т. п. БАС 1. Вот вам тема …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Тема —     ТЕМА основной замысел, основное звучание произведения. Представляя собой то неразложимое эмоционально интеллектуальное ядро, которое поэт каждым своим произведением как бы пытается разложить, понятие темы отнюдь не покрывается т. н.… …   Словарь литературных терминов

  • ТЕМА — (лат. thema). 1) содержание. 2) главная мысль сочинения. 3) в музыке: главный мотив, который должен быть развит композитором. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМА [гр. thema] лингв. при актуальном… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ТЕМА — ТЕМА, темы, жен. (греч. thema). 1. Предмет какого нибудь рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. «Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице.» Лесков. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • тема — См …   Словарь синонимов

  • ТЕМА —     ТЕМА (в философии и истории науки) термин, введенный Дж. Холтоном в качестве ключевого понятия тематического анализа. Термин “тема” используется Холтоном в трех различных аспектах: тематических понятиях, гипотезах и методологиях. Холтон не… …   Философская энциклопедия

  • Тема — [от греческого thema, буквально то, что положено (в основу)], 1) предмет описания, исследования, разговора и т.д. 2) В искусстве (литературе, театре, кино, живописи) объект художественного изображения, круг жизненных явлений, запечатленных в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тема — предложенье, предмета обсужденья, разработки задача; основная мысль. Ср. «Не будемъ говорить на эту тему, мы вѣдь, говоримъ о матери». Да и вообще бросимъ ка пока всѣ темы. Au revoir. А. А. Соколовъ. Тайна. 20. Ср. Онъ... частными письмами...… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ТЕМА — ТЕМА, ы, жен. 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа. 2. Главный мотив музыкального произведения. Т. с вариациями. | прил. тематический, ая, ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа …   Толковый словарь Ожегова

  • ТЕМА — жен., греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют. | Мелодия, напев, музыкльное. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»